Один из лучших советских иллюстраторов книги, художник-график Алексей Михайлович Лаптев (1905-1965) родился и жил в Москве. Учился в школе-студии Ф.И. Рерберга и во ВХУТЕМАСе/ ВХУТЕИНе. С 1925 года работал художником-иллюстратором в ряде журналов и сотрудничал со многими книжными издательствами Москвы. В 1954 году проиллюстрировал «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова и портрет коротышки получился настолько схож с оригиналом, что все последующие «портретисты» лишь повторяли и обыгрывали созданный Лаптевым образ. Он не только иллюстрировал книги, но и писал портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые композиции, создавал автолитографии на историко-революционную тему, сочинял стихи для детей, делал из глины, дерева и бумаги игрушки, продолжающие художественную традицию народного творчества, работал в скульптуре малых форм. В годы Великой Отечественной войны Алексей Михайлович оставался в Москве и был членом бригады графиков МОССХ, издававшей сатирические литографированные плакаты «Окна МОССХ» и агитационные листовки. Сотрудничал в «Окнах ТАСС» и издательстве «Искусство», работал над плакатами, открытками, листовками и создал цикл фронтовых рисунков (1942-1943). Среди множества книг, рисунки для которых выполнил Лаптев есть и гоголевские произведения - «Мертвые души» и «Вечера на хуторе близ Диканьки». Алексей Лаптев считается одним из лучших иллюстраторов поэмы «Мертвые души». Когда в начале 1950-х годов Государственное издательство русской литературы предложило художнику иллюстрировать великое творение Гоголя, Лаптев был уже опытным мастером в области портрета, пейзажа и книжной иллюстрации. Предложение ошеломило масштабностью, ответственностью, и как оказалось, огромным желанием выполнить эту работу. Художнику предстояло сделать около 170 рисунков: больших, в размер книжной страницы, и мелких, для полуполосных иллюстраций, заставок и концовок. Составленный им план работы предполагал тщательное изучение самого произведения и опыта иллюстраторов-предшественников, изучение эпохи по музейным материалам, поездки по гоголевским местам. Можно проследить три главных направления его работы: создание галереи портретов основных персонажей; многофигурного и многопланового фона провинциальной жизни; показ народа и лирические отступления. Так, в портретных зарисовках была найдена точная характеристика каждого из образов, особая убедительность трактовки, обусловленная тем, что Лаптев сумел выразить одну очень важную особенность гоголевских персонажей, где их окружает своеобразный мирок и каждый предмет отражает и предполагает характер героя. Работа удалась и иллюстрации Лаптева вторят тексту, в изобразительном сопровождении нет расхождения с повествованием.
За эту работу (после выхода книги Н.В. Гоголя «Мертвые души» с рисунками Лаптева в 1953 году в издательстве «Детская литература»), Алексей Михайлович был избран членом-корреспондентом академии художеств. В коллекции Графика музея Дома Гоголя хранится небольшая часть оригинальных рисунков А.М. Лаптева к последующему изданию поэмы 1957 года.