«Герб книголюба»: экслибрисы из собрания Дома Гоголя

Иногда читателю попадается книга, где на форзаце или титульном листе напечатано небольшое изображение-штамп с информацией о том, кому принадлежит этот томик

01 января — 28 февраля 2025

Иногда читателю попадается книга, где на форзаце или титульном листе напечатано небольшое изображение-штамп с информацией о том, кому принадлежит этот томик. Как правило, изображение состоит из имени или монограммы владельца, а в некоторых случаях, ещё и сюжета, который может что-то рассказать о хозяине книги и его пристрастиях. Такой штамп известен как книжный знак - экслибрис (от лат. ex libris), что означает «из книг». Экслибрисы очень разнообразны по форме, размеру и содержанию: они могут быть как простыми, так и изящными произведениями графики со множеством мелких деталей. История экслибриса неразрывно связана с историей книги, а у книги всегда был владелец. Ещё в период раннего средневековья в монастырских библиотеках на томах делались владельческие надписи, которые начинались со слов «ex libris» или «ex bibliotheca» (из библиотеки), а далее следовали имя и фамилия собственника, название библиотеки или монастыря. Но в своем традиционном виде - как бумажный ярлык, наклеенный на книгу, - экслибрис появился вскоре после изобретения книгопечатания. Хороший экслибрис - это не просто графическая миниатюра, это полноценное произведение искусства в которой форма, изображение, текст являются единой стилизованной конструкцией, сохраняющей оттенки техники художника. Это маленькая картина по мотивам интересов и вкусов владельца книжного знака, рода его деятельности, тематики библиотеки, географии и так далее – настоящий герб библиофила! На сегодняшний день книжные знаки служат не только для сохранения целостности библиотеки, но и как объекты коллекционирования. 

Что не удивительно, значительную часть в сюжетах экслибрисов занимает литература. Так и в коллекции Графика музейного фонда Дома Гоголя хранятся экслибрисы, посвящённые Николаю Васильевичу Гоголю. Гоголевская тема в книжном знаке чаще всего представлена графическими миниатюрами с портретами писателя и иллюстрациями к его творческому наследию. 

На выставке показаны экслибрисы книжной гоголианы для домашних и музейных библиотек, созданных профессиональными художниками. 


Экслибрис. Герб Гоголя. Художник: А. Белецкий

Экслибрис. Герб Гоголя. Художник: А. Белецкий

СССР. 1982
Бумага, ксилография. 15,4х11,4 
ДГ КП-1320
Г-715

Экслибрис работы А.П. Белецкого с гербом рода Гоголей-Яновских. Родоначальник малороссийского дворянского рода Гоголей-Яновских дед писателя Афанасий Демьянович 15 октября 1792 года получил дворянский титул, и Гоголи обрели право пользоваться старинным польским гербом. Этот герб, называемый Ястребец (рус.), Ястшембец или Ястржембец (пол.) имел следующий вид: на лазоревом поле щита золотая подкова шипами вверх с золотым кавалерским крестом внутри; над шлемом и короной ястреб, повернутый вправо, с золотыми колокольчиками на лапах, держащий в правой лапе подкову с крестом (как на щите). Художник добавил к основным составляющим символам герба еще одного ястреба и льва, стоящих на стволах пушек по обе стороны щита.   
Александр Павлович Белецкий (1926-2002) - советский российский живописец, член Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года - Ленинградского Союза художников) представитель ленинградской школы живописи. Учился на отделение живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.

Экслибрис В.Н. Осокина (с портретом Н.В. Гоголя). Художник: Е.Н. Тиханович

Экслибрис В.Н. Осокина (с портретом Н.В. Гоголя). Художник: Е.Н. Тиханович

СССР. 1970
Бумага плотная, линогравюра. в свету 7х4,2 см.
ДГ КП-2197
Г-1420

Экслибрисы были не только способом указать принадлежность издания к личной или общественной библиотеке, но и обозначением раздела книжного собрания по темам или авторам. В основном на таких экслибрисах помещается портрет персоналии. В экслибрисной гоголиане много портретных (иконографических) книжных знаков. Главным образом используются реплики прижизненных портретов Николая Васильевича Гоголя. Чаще всего это самая известная, ставшая хрестоматийной, работа Федора Моллера (1812-1875) – портрет писателя, написанный в 1841 году. Этот портрет можно увидеть на многих гоголевских экслибрисах. В том числе на работе Евгения Тихановича для домашней библиотеки Василия Николаевича Осокина (1919-1981) - советского писателя, искусствоведа, литературоведа. 
Евгений Николаевич Тиханович (1911-2005) - белорусский художник, пейзажист, график, в том числе мастер экслибриса. Член Белорусского Союза художников. Учился в Витебском художественном техникуме. Жил и работал в Минске.

Экслибрис. Из книг АБУ (с портретом Н.В. Гоголя). Художник: К.И. Теодорович

Экслибрис. Из книг АБУ (с портретом Н.В. Гоголя). Художник: К.И. Теодорович

СССР. 1968
Бумага, печать типографская. 12,5х8 см.
ДГ КП-2843
Г-2046

Книжный знак с портретом Н.В. Гоголя (реплика работы Ф.А. Моллера, 1841г.), внизу изображена сидящая обезьяна, в правой лапе держит лист бумаги, на котором указана монограмма владельца книг. Этот экслибрис создан в 1963 году К.И. Теодоровичем.
Константин Иванович Теодорович (1907-1964) родился в Петербурге, занимался живописью в частных мастерских И. И. Машкова и Д. Н. Кардовского. В 1926-1927 годах учился в студии Ассоциации художников революционной России (АХРР). Над экслибрисом начал работать с 1937 года и создал около 50 книжных знаков.
В 1967 году эти работы Теодоровича экспонировались в Доме художника в Москве. А в 1968 году в издательстве «Книга» в небольшой папке с биографией художника и перечнем его работ вышла подборка из 45 листов экслибрисов «Книжные знаки Константина Ивановича Теодоровича». В комплект входил лист с данным экслибрисом.

Экслибрис. Из книг Михаила Сеславинского. Н.В. Гоголь 1809-1852. Художник: Д.Ю. Беккер

Экслибрис. Из книг Михаила Сеславинского. Н.В. Гоголь 1809-1852. Художник: Д.Ю. Беккер

Россия. 2006
Бумага плотная, офорт, сухая игла. 23,6х16,4. В свету: 14,8х10.8. см 
50экз.
ДГ КП-967
Г-433

Экслибрис изготовлен для исследователя книжной культуры, Академика РАХ, библиофила, коллекционера Михаила Вадимовича Сеславинского (р. 1964). Художник Д. Беккер изобразил Гоголя, окруженного легко узнаваемыми персонажами его произведений. На фоне петербургского пейзажа толпятся герои гоголевских книг: майор Ковалев («Нос»), Чартков («Портрет»), Чичиков, Собакевич, Плюшкин («Мертвые души»), прекрасная незнакомка («Невский проспект»). Изображение полихромное, что для экслибриса считается редкостью, в основном книжные знаки одноцветные. Гравюра выполнена в технике сухая игла: гравирование на металле, где не используется травление, основана на процарапывании остриём твёрдой иглы штрихов на поверхности металлической доски. 
Давид Юльевич Беккер (1940- 2022) - советский и украинский живописец, график. Работал в области станковой графики, иллюстрировал книги в техниках линогравюры, литографии, офорта. Автор более 1000 экслибрисов. В 1960 году окончил Одесское художественное училище имени М. Б. Грекова, в 1966 году Харьковский художественно-промышленный институт.

Экслибрис В. Витрука «Гоголиана». Художник: И.Я. Боднар

Экслибрис В. Витрука «Гоголиана». Художник: И.Я. Боднар

СССР. 1981
Бумага плотная, офорт, сухая игла. 12,5х8,7; в свету 9,3х7,3 см.
ДГ КП-2548
Г-1736

Один из последних друзей Н. В. Гоголя, Эммануил Александрович Дмитриев-Мамонов (1824-1884) - русский художник-портретист, известен живописными и графическими портретами известных русских писателей и общественных деятелей. По словам современников, портреты писателя работы Мамонова отличались большим сходством с оригиналом. Мамоновские портреты Гоголя часто встречаются на экслибрисах.
Представлен экслибрис в виде тромплёя (обманки), где Н.В. Гоголь (реплика рисунка Э.А. Мамонова, 1852) изображен в трёхмерном пространстве: он выглядывает из рамы. Выполнен И. Боднаром для библиотеки Владимира Васильевича Витрука (1929-1984) - искусствоведа, этнографа и коллекционера. В коллекции В. Витрука насчитывалось около 8 тысяч предметов, из них более 2 тысяч экслибрисов. 
Игорь Ярославович Боднар (1941-2011) - украинский график, профессиональное образование получил в Львовской Национальной Академии искусств (1959-1965) на отделении художественного текстиля. Его произведениям присущи декоративность, простота, логичность и выразительность построения композиции.

Экслибрис. Гоголиана В. Осокина. Художник: Э.Я. Ошерович

Экслибрис. Гоголиана В. Осокина. Художник: Э.Я. Ошерович

СССР. 1960-е гг.
Бумага мелованная, гравюра. 7,6х12 см.
ДГ КП-3022
Г-2170

На книжных знаках, посвященных творчеству Гоголя, изображение чёрта встречается достаточно часто. Ведь чертей в произведениях Гоголя хоть отбавляй. Образ чёрта, описанный Гоголем, отличался от представлений христианской традиции о демонах, таких как Сатана или Дьявол. Чёрт был ближе к мирской жизни человека и имел гротескные черты. Писатель оружием смеха борется с этим существом, смех Гоголя - борьба человека с чёртом. «Как чёрта выставить дураком» - это, по собственному признанию Гоголя, было главною мыслью всей его жизни и творчества. «Уже с давних пор я только и хлопочу о том, чтобы после моего сочинения насмеялся вволю человек над чёртом» (Письмо Шевырёву из Неаполя от 27 апреля 1847 года)». (Д. С. Мережковский. Гоголь и чёрт). 
На экслибрисе для домашней библиотеки искусствоведа и литературоведа В. Н. Осокина (1919-1981), художник Эмиль Яковлевич Ошерович изобразил чёрта, сидящего верхом на писчем пере, левой лапой опирается на стержень, хвост обвивается вокруг кончика пера.

Экслибрис. Гоголиана В. Бакуменко. Художник: В.Ю. Розенталь

Экслибрис. Гоголиана В. Бакуменко. Художник: В.Ю. Розенталь

СССР. 1982
Бумага мелованная, гравюра. 12,3х9,2 см.
ДГ КП-3023
Г-2171

На экслибрисе работы В.Ю. Розенталя, предназначенном для домашней библиотеки московского коллекционера книжных знаков В. Бакуменко, в рамке с виньетками напечатан оплечный портрет Н.В. Гоголя (реплика рисунка Э.А. Дмитриева-Мамонова 1840-х гг.). Виталий Маркович Бакуменко (1937- 2014) - оперный певец, ветеран Большого театра, журналист, коллекционер, библиофил. Автор множества публикаций о библиофильских находках, о художниках книги и экслибриса. 
Розенталь Владимир Юзефович (р. 1937) - художник экслибриса, окончил украинский полиграфический институт им. Ивана Федорова. Создал более 200 экслибрисов.

Экслибрис А.С. Карповского. [Н.В. Гоголь]. Художник: Е.И. Кузнецова

Экслибрис А.С. Карповского. [Н.В. Гоголь]. Художник: Е.И. Кузнецова

СССР. Вторая половина XX века
Бумага мелованная, гравюра. 10х7,2 см.
ДГ КП-3024
Г-2172

На экслибрисе изображены тома с сочинениями Гоголя и читателей с книгами в руках. Автор - Е. Кузнецова.
Художница из Пятигорска Евгения Ивановна Кузнецова (1921-2009) в основном занималась станковой графикой и акварелью, а с 1967 года открыла новую страницу своего творчества - экслибрис. Евгения Ивановна добилась успехов в искусстве книжного знака, её экслибрисное творчество получило признание в стране, работы украшали книжные собрания многих известных в стране деятелей культуры и искусства, науки, техники и спорта. Она выполнила экслибрисы для библиотек актёра, режиссёра театра кукол Сергея Образцова, актёра Иннокентия Смоктуновского, главного дирижёра Большого театра СССР Юрия Симонова, артиста цирка Олега Попова, космонавтов Германа Титова и Валентины Терешковой, польского писателя Станислава Лема, скульпторов Владимира Цигаля и Евгения Вучетича. Исполнила Кузнецова и экслибрисы для общественных организаций, в том числе для книг колхоза «Пролетарская воля», ремесленного училища, местного авиационного клуба, библиотеки имени                  М. Горького в Пятигорске.

Экслибрис К.В. Кропотовой. [Н.В. Гоголь]. Художник: Е.И. Кузнецова

Экслибрис К.В. Кропотовой. [Н.В. Гоголь]. Художник: Е.И. Кузнецова

СССР. 1971
Бумага мелованная, бумага плотная, гравюра, рукопись. 12х8,3
ДГ КП-3025
Г-2173

Экслибрисы Кузнецовой всегда отличались художественной индивидуальностью, в которой форма, изображение, текст являются единой стилизованной конструкцией, динамичной и выразительной.
На экслибрисе К. Кропотовой на фоне звездного неба изображен чёрт, сидящий на стопке книг. Он читает книгу, а хвостом зацепился за месяц; у ног черта переплетом кверху лежит раскрытый том сочинений Н.В. Гоголя. Владелица знака - Кирьена Васильевна Кропотова - инженер-химик из Курска, собирала книги и экслибрисы, и со временем сама, как художник-любитель стала создавать книжные знаки. Под экслибрисом рукой Кропотовой четверостишие: 
«Как ангел Анатоля Франса, 
Постигший вдруг премудрость книг, 
Так скромный чертик из Диканьки
стал саркастичен и велик».

Экслибрис. Из книг Зайчика И. [Н.В. Гоголь] Художник: В.Ф. Леоненко

Экслибрис. Из книг Зайчика И. [Н.В. Гоголь] Художник: В.Ф. Леоненко

СССР. 1984
Бумага, гравюра. 13х10 см.
ДГ КП-3026
Г-2174

На сюжетном экслибрисе отпечатан оплечный портрет Гоголя (реплика работы Ф.А. Моллера, 1841); над головой писателя - четыре силуэта персонажей гоголевских петербургских повестей [Нос, Башмачкин, майор Ковалев, Чартков]. 
Автор книжного знака Василий Фёдорович Леоненко родился в 1948 году в Белоруссии. Окончил художественно-графический факультет Витебского педагогического института. Основные направления творчества - станковая и книжная графика. Василий Леоненко является автором более тысячи замечательных экслибрисов. Он создал достаточно обширные подборки экслибрисов, посвящённые творчеству А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.А. Блока, С.А. Есенина, И.А. Бунина, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Н.М. Рубцова, В.С. Высоцкого.

Экслибрис С. Птухина. Н. Гоголь. Художник: Н.С. Неймеш

Экслибрис С. Птухина. Н. Гоголь. Художник: Н.С. Неймеш

Украина. 2005
Бумага, гравюра. 14,8х10,5 см.
ДГ КП-3027
Г-2175

Экслибрис напечатан синей краской. На фоне креста изображен Гоголь с раскинутыми в стороны руками (по продольной перекладине креста), в левой руке - горящий лист рукописи, в правой - зажженная свеча. Выполнен Н. Неймешем для вологодского библиофила и коллекционера, директора Общенационального общества любителей экслибриса и графики Сергея Фёдоровича Птухина.
Николай Степанович Неймеш (р. 1948) - советский украинский художник. Профессиональное образование получил в харьковском художественном училище и художественно-промышленном институте. Свои первые экслибрисы в технике линогравюры Н.С. Неймеш выполнил в конце 80-х годов ХХ века и впоследствии завоевал на этом поприще международное признание, став лауреатом самых престижных конкурсов и выставок во многих странах мира. Основная тематика работ художника: сюжеты из произведений Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, У. Шекспира, М. Сервантеса и ещё многих писателей-классиков. Это цельные экслибрисные композиции, посвящённым великим творениям русских и зарубежных классиков.

Экслибрис В. Манжуло. Гоголиана. Художник: Н.С. Неймеш

Экслибрис В. Манжуло. Гоголиана. Художник: Н.С. Неймеш

СССР. 1989
Бумага, гравюра. 10,5х14,8 см.
ДГ КП-3028
Г-2176

Сюжетный экслибрис коричневого цвета с рисунком к фрагменту повести Гоголя «Пропавшая грамота», где изображены сидящие за столом черти и ведьма с игральными картами в руках: «Только что дед успел остаться дурнем, как со всех сторон заржали, залаяли, захрюкали морды: «Дурень! дурень! дурень!». 
Книжный знак создан Николаем Неймешем для домашней библиотеки почётного железнодорожника СССР, библиофила и коллекционера экслибрисов Виктора Манжуло из Вильнюса.

Экслибрис В. Усолкина. [Н.В. Гоголь]. Художник: В.А. Усолкин

Экслибрис В. Усолкина. [Н.В. Гоголь]. Художник: В.А. Усолкин

СССР. 1986
Бумага, гравюра. 13х9,7 см.
ДГ КП-3029/1
Г-2177

Сюжетный экслибрис с иллюстрацией к фрагменту повести Н.В. Гоголя «Сорочинская ярмарка»: 
«Окно брякнуло с шумом; стекла, звеня, вылетели вон, и страшная свиная рожа выставилась, поводя очами, как будто спрашивая: «А что вы тут делаете, добрые люди?». Ужас оковал всех находившихся в хате. Кум с разинутым ртом превратился в камень; глаза его выпучились, как будто хотели выстрелить…»
Книжный знак выполнен для гоголианы собственной библиотеки В. Усолкиным. 
Виктор Арсеньевич Усолкин (р.1933 в Новосибирске) - художник экслибриса, окончил Киевское художественно-ремесленное училище и Харьковский художественно-промышленный институт.

Экслибрис «Ни одной строки не мог посвятить я чуждому» Н.В. Гоголь. Из книг Великосорочинского литературно-мемориального музея Н.В. Гоголя. Художник: В.А. Усолкин

Экслибрис «Ни одной строки не мог посвятить я чуждому» Н.В. Гоголь. Из книг Великосорочинского литературно-мемориального музея Н.В. Гоголя. Художник: В.А. Усолкин

СССР. 1986
Бумага, гравюра. 13х9,5 см.
ДГ КП-3030
Г-2179

Экслибрисы были способом обозначить принадлежность печатных изданий не только личным библиотекам, но и различным учреждениям, в частности, музеям. Настоящий книжный знак выполнен В.А. Усолкиным для библиотеки литературно-мемориального музея Н.В. Гоголя в 1986 году. В селе Великие Сорочинцы, на родине писателя, в Миргородском районе Полтавской области Украинской ССР, в 1929 году был открыт музей в домике, принадлежавшем врачу Михаилу Яковлевичу Трохимовскому, у которого наблюдалась матушка будущего писателя. Предполагают, что в его доме в 1809 года родился великий русский писатель Н. В. Гоголь. Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, дом был разрушен, экспонаты сгорели. В 1951 году здание отстроили и вновь открыли музей, перед фасадом которого в 1952 году установлен бронзовый бюст Гоголя.

Экслибрис. «Ни одной строки не мог посвятить я чуждому» Н.В. Гоголь. Из книг Великосорочинского литературно-мемориального музея Н.В. Гоголя (коричневый). Художник: В.А. Усолкин

Экслибрис. «Ни одной строки не мог посвятить я чуждому» Н.В. Гоголь. Из книг Великосорочинского литературно-мемориального музея Н.В. Гоголя (коричневый). Художник: В.А. Усолкин

СССР. 1986
Бумага плотная, гравюра. 14,4х10,5 см.
ДГ КП-3031
Г-2180

Поскольку экслибрис обычно монохромный, автор выбирает конкретный цвет чернил по своим предпочтениям (синий, зеленый, красный, фиолетовый и др.) и, хотя книжные знаки чаще всего напечатаны черной краской, среди них встречается достаточно много экслибрисов в другом цвете. Так, представленный ранее экслибрис для музея Гоголя в селе Великие Сорочинцы, В.А. Усолкин отпечатал ещё и в коричневом цвете.
Яндекс.Метрика