Виртуальная выставка «На родине Гоголя - фотолетопись»

К 185-летию со дня рождения фотографа Николая Дмитриевича Диго

01 июля — 02 сентября 2024

К 185-летию со дня рождения фотографа Николая Дмитриевича Диго

История возникновения и развития фотографии насчитывает несколько веков. А самый старый из сохранившихся фотоснимков датирован 1826 годом. С тех пор фотография прочно вошла в нашу жизнь, найдя применение в самых различных областях жизни человека. Исследователи выделяют несколько жанров фотографии (портрет, пейзаж, бытовая, научно-прикладная и др.), среди которых немаловажное место занимает документальная фотография. Она становится именно документом эпохи, отражает важные моменты истории и события повседневной жизни. К предшественникам документальной фотографии относят военных фотографов 1850-х - 1860-х годов, хотя из-за вынужденно длинной выдержки их фотографии в большинстве своём были постановочными. Среди отечественных фотографов первыми репортёрами можно назвать Н.Д. Диго (1839 - после 1896) и К.А. Шапиро (1840-1900). Николай Дмитриевич Диго еще в 1855 г. осваивал фотосъемку на мокроколлоидных пластинах. К 1880-м годам он был автором известных серий «мгновенных снимков», посвященных коневодству, военным и морским учениям, он выполняет портреты военнослужащих, снимает городские и усадебные виды, пейзажи, путешествует с фотокамерой по всей России. В 1892 году Николай Диго во время командировки побывал на Полтавщине, где в числе прочего выполнил фотосъемку родных гоголевских мест. Здесь великий писатель родился, рос, слышал народные легенды и предания. Вся эта атмосфера, несомненно, повлияла на его литературные труды: сказочные сюжеты, яркий, образный язык стали приметами неповторимого стиля Гоголя. Фотографии, сделанные Диго, дают возможность увидеть малую родину писателя такими, какими они были при его жизни, так как до наших дней родовые усадебные комплексы имений Гоголей-Яновских и Кочубеев не сохранились (Васильевка, как музей-усадьба восстановлена во второй половине XX века). 

На выставке представлены предметы изобразительного искусства из музейной коллекции Фотография, выполненные Н. Д. Диго на родине Николая Васильевича Гоголя.


Николай Дмитриевич Диго (1839 - после 1896) - фотограф, фоторепортёр, владелец фотографии в Санкт-Петербурге. Учился в Константиновском межевом институте и в 1858 г. был определён на службу в Межевую канцелярию. В 1869 г. Диго подал прошение московскому генерал-губернатору: «... имея желание открыть фотографическое заведение […], я имею честь покорнейше просить Ваше сиятельство выдать мне надлежащее свидетельство…». Свидетельство на право работ было получено 1 июля того же года. Диго не занимался съемкой в павильоне, фотографировал только с натуры. Он служил в Главном управление Государственного Коннозаводчества, где ему было присвоено звание фотографа 1-го коннозаводского округа и московских заведений Государственного коннозаводства (снимал коневодов, лошадей, скачки). С 1882 года он начинает фотографировать быт военных, манёвры войск, учения флота, делает фотопортреты офицеров и членов их семей. К восьмидесятым годам это был уже опытный фоторепортёр. На Всероссийской выставке 1882 г. в Москве за фотографические снимки всех приёмов при стрельбе из орудий Диго наградили Похвальным отзывом. В 1884 году Н.Д. Диго подарил альбом снимков морских манёвров Великому Князю Алексею Алексеевичу, за эти работы ему пожалован золотой перстень с бриллиантами. О работах Диго писал журнал «Фотограф». В Санкт-Петербурге Диго открывает фотографическое заведение. Сам же он по-прежнему много ездит, снимает манёвры в Красном Селе (издан альбом фотографий "Виды Красного Села"), делает портреты театральных артистов, приезжающих сюда летом на гастроли. Аккредитован на коронационных торжествах 1896 г.

Фотографическое наследие Николая Диго очень интересно и разнообразно, оно хранится во многих архивах.

Фотопортрет из открытых источников.

Дом Гоголей в Яновщине (с. Васильевка). Фотограф: Н.Д. Диго

Дом Гоголей в Яновщине (с. Васильевка). Фотограф: Н.Д. Диго

Россия, Полтавская губ., Фотоателье З.И. Глейцмана. 1892

Фотобумага, картон, фотопечать. 11,9х16,7

ДГ КП-33

Ф-1

Усадьба Гоголей-Яновских в Миргородском уезде Полтавской губернии появилась в конце XVIII в. на территории хутора Купчин (Купчинский), который в приданое получила бабушка Н. В. Гоголя Татьяна Семёновна Лизогуб (1743-1835) в 1781 г. В начале XIX в. хутор перешел по наследству к отцу писателя и был переименован в Васильевку (ныне село Гоголево). При Василии Афанасьевиче Гоголь-Яновском старый дом «в готическом вкусе» был перестроен в стиле классицизма, возведена церковь Рождества Богородицы, кирпичный завод, винокурня, устроены пруды, водяная мельница и распланирован парк. По проекту Гоголя были возведены колокольня и ограда вокруг церкви. Писатель лично занимался посадками в саду, устроил купальню. По его рисункам были украшены интерьеры гостиной и других комнат. После смерти Николая Васильевича в 1852 г. усадьбу поделили две сестры (Анна Васильевна от своей части наследства отказалась, а Мария Васильевна умерла в 1844 г.). Младшая сестра Ольга Васильевна Гоголь-Головня получила территорию от церкви до пруда (родительский дом и сад), а Елизавета Васильевна Гоголь-Быкова - территорию за прудом, которая стала называться «Быковской». Ольга Гоголь-Головня после смерти своего сына в 1888 г. снесла старый родительский дом и построила новый, в 1894 году был разобран и гоголевский флигель. Впоследствии дом и хозяйственные постройки были возведены на Быковской стороне за прудом, где в конце XIX в. поселился вместе с семьей сын Елизаветы Гоголь-Быковой - Николай Владимирович Быков.

Но и в перестроенном виде Васильевка не сохранилась. Во время Великой Отечественной войны, в 1943 г. бывшее имение Гоголь-Яновских было сожжено отступавшими немцами. Впервые вопрос о создании музея в бывшей Васильевке подняли в 1959 г., когда вся страна отмечала 150-летие со дня рождения Николая Гоголя. Но вначале ограничились только установкой памятного обелиска. А в 1972 г. на кафедре архитектуры Полтавского строительно-инженерного института была начата разработка проекта восстановления усадьбы Гоголь-Яновских. Руководил работами архитектор и краевед Лев Вайнгорт, он же со временем стал и первым директором музея Гоголя. Работы по восстановлению усадьбы начались в 1979 г. Усадьбу восстанавливали по первоначальному варианту. И дом, и флигель отстроены такими, какими они были до реконструкции 1894 г. Интерьеры комнат и планировка воссоздавались по сохранившимся рисункам и словесным описаниям. Территория усадьбы так же была спланирована такой, какой она была при жизни Николая Гоголя. Торжественное открытие музея-усадьбы в селе Гоголево состоялось в марте 1984 г.

Гоголевский дом в Яновщине. Фотограф: Н.Д. Диго

Гоголевский дом в Яновщине. Фотограф: Н.Д. Диго

Из фотоархива семьи Быковых.

Россия, Полтавская губ., Миргородский уезд, с. Васильевка. 1892

Картон, отпечаток на серебряно-желатиновой бумаге. 10х15,7

ДГ КП-1885

Ф-97

Фотография передана музею потомками Николая Владимировича Быкова (1856-1918). Николай Владимирович - племянник Н.В. Гоголя, сын родной сестры писателя, Елизаветы Васильевны, штабс-ротмистр, непременный член Полтавского губернского присутствия. Окончив Полтавский кадетский корпус, он служил в Нарвском гусарском полку. Женившись в 1881 на Марии Александровне Пушкиной (внучка великого русского поэта А.С. Пушкина) Николай Быков подает в отставку и селится в Васильевке - семейном поместье рода Гоголей. Николай Владимирович, кроме сельского хозяйства, занимался земскими делами, был мировым судьей, открыл художественную керамическую школу (Н.В. Быков сам рисовал, в музейном собрании Дома Гоголя хранятся его графические работы).

Дворец Кочубея в Диканьке. Фотограф: Н.Д. Диго

Дворец Кочубея в Диканьке. Фотограф: Н.Д. Диго

Россия, Полтавская губ., Фотоателье З.И. Глейцмана. 1892

Фотобумага, картон, фотопечать. 18,7х26; 28,6х36,7 (паспарту) см.

ДГ КП-37

Ф-5

Диканька была родовой усадьбой Кочубеев в Полтавской губернии. Кочубеи – знаменитый дворянский род, среди представителей которого были видные государственные деятели. Происходил от татарина Кучук-бея, поселившегося в Малороссии в первой половине XVII века и крестившегося именем Андрея. Село принадлежало этому роду с конца XVII века. В продолжение XVIII века Диканька превратилась в большое помещичье хозяйство с дворцом, храмом, усыпальницей, конюшнями и манежем, пивоварней, обширным парком с розарием, оранжереями, каштановой и дубовой аллеями и сиреневым садом. Дворец построен в стиле раннего классицизма. Усадебный ансамбль был разрушен во время Гражданской войны в 1919 году: сохранились Триумфальная арка (построена в 1820 году по проекту Луиджи Руска как парадный въезд в усадьбу Кочубеев в память о приезде в Диканьку императора Александра I) и Николаевская церковь со звонницей, с которой связана необычная история. В 1700-х годах крестьяне Василия Кочубея нашли на дубовом пне икону Николая Чудотворца, от которой исходило сияние. На этом месте построили первую деревянную церковь Николая Чудотворца, где и поместили образ. В 1794-1830 гг. взамен деревянной был воздвигнут каменный храм (архитектор Николай Александрович Львов). Возле чудотворной иконы в Никольском храме Мария Ивановна Гоголь-Яновская дала обет, что, если после двух умерших в младенчестве сыновей, бог пошлет ей третьего, который доживет до крещения, то сына она назовет Николаем.

Парк в Диканьке. Фотограф: Н.Д. Диго

Парк в Диканьке. Фотограф: Н.Д. Диго

Россия, Полтавская губ., Фотоателье З.И. Глейцмана. 1892

Фотобумага, картон, фотопечать. 19,4х25,4; 28,6х36,7 (паспарту) см.

ДГ КП-36

Ф-4

По усадебной карте 1861 года, в парке находилась дубовая аллея из 68 деревьев. Существует несколько преданий о её появлении. Так, рассказывают, что аллея в парке образовалась, когда генеральный писарь и генеральный судья Войска Запорожского Василий Леонтьевич Кочубей прокладывал в лесу дорогу к подъезду своего дворца: сделав просеку, он оставлял по обе стороны вековые деревья. По другим народными сказаниям, дубы сажали сам хозяин Василий Кочубей (ко дню своего рождения), и полтавский полковник Иван Искра еще задолго до Полтавской битвы.

Кочубеевские дубы воспеты А.С. Пушкиным в 3-ей песне поэмы «Полтава»:

Цветёт в Диканьке древний ряд
Дубов, друзьями насажденных;
Они о праотцах казненных
Доныне внукам говорят.

До наших дней сохранилось четыре дерева. Три дуба выстроились в один ряд, а один растет отдельно, ближе к селу Диканька.

Дуб в парке. Диканька. Фотограф: Н.Д. Диго

Дуб в парке. Диканька. Фотограф: Н.Д. Диго

Россия, Полтавская губ., Фотоателье З.И. Глейцмана. 1892

Фотобумага, картон, фотопечать. 25,1х19,7

ДГ КП-35

Ф-3

На фотографии, выполненной Диго, запечатлён один из знаменитых кочубеевских дубов. Это могучий великан, ствол которого высотой 20-22 метра, а в диаметре достигает полутора метров.

Вид полтавского села [Диканька] с церковью. Фотограф: Н.Д. Диго

Вид полтавского села [Диканька] с церковью. Фотограф: Н.Д. Диго

Россия, Полтавская губ., Фотоателье З.И. Глейцмана. 1892

Фотобумага, картон, фотопечать. 19,6х25,6

ДГ КП-34

Ф-2

Первое документальное упоминание о селе датировано 1658 годом. Диканька тогда была небольшим поселением и относилась к Будищанской сотне Полтавского полка. В 1687 году гетман Иван Самойлович даровал Диканьку генеральному писарю Василию Кочубею. Род Кочубеев владел селом до 1917 года. Усадьба Гоголей граничила с Диканькой, и Николай Васильевич часто бывал там, состоя в самых дружеских отношениях с семьей Кочубеев.

Известность на всю Российскую империю Диканьке принесли повести Николая Васильевича Гоголя. Бытует мнение, что Гоголь при написании цикла повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» не зря выбрал такое название. Начиная с XVIII в. через это село пролегал путь высочайших особ в Малороссию, а в 1820 году здесь побывал Александр I. В 1828 году Александр Сергеевич Пушкин воспел предков хозяина усадьбы в поэме «Полтава» и там же упоминал Диканьку. Так что о родовом селе Кочубеев и о них самих, в Петербурге знали многие, и Гоголь понимал, что меткое название привлечет к произведению огромное внимание (хотя непосредственно в самой Диканьке развиваются события лишь одной повести из восьми – в «Ночи перед Рождеством»). И еще, именно церковь в Диканьке расписывал кузнец Вакула, в ней же казачки в притворе показывали детям нарисованного черта – «Глянь-ка яка кака намалевана».

Яндекс.Метрика