Виртуальная выставка «На Родине Гоголя»

Раннее творчество Гоголя необыкновенно живо отразило в себе впечатления родного края, мест и людей, среди которых прошли его юные годы

01 января — 27 февраля 2022

Раннее творчество Гоголя необыкновенно живо отразило в себе впечатления родного края, мест и людей, среди которых прошли его юные годы. Васильевка и близлежащие хутора, а вместе с ними и их жители стали прототипами многих гоголевских героев. 

Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля (19 марта по старому стилю) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии (ныне село в Полтавской области Украины) и происходил из старинного малороссийского рода.

Детство Гоголь провел в имении родителей — Васильевке (другое название — Яновщина; ныне — село Гоголево). Описание Яновщины времен детства Гоголя дал русский географ А. Н. Овсянников в работе «Очерки и картины Малороссии»: 

При въезде в село по одну сторону тянется огромный густой сад, пруд, через который проложен мостик, будто разрезающий его на две части. С другой стороны открывается большой зеленый выгон, на одной стороне которого стоит маленькая церковь, обсаженная деревьями и ослепительно сияющая зеленой крышей. 

Напротив церкви через дорогу находилась усадьба Гоголей, в центре которой стоял одноэтажный дом с деревянными бревнами и красной металлической крышей. На территории усадьбы стояло много сооружений хозяйственного значения, конюшня, каретный сарай, амбар и другие здания...

Затем, в 1818–1819 годах будущий писатель учился в Полтавском уездном училище, в 1820–1821 годах брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 года поступил в гимназию высших наук в Нежине, окончил ее в 1828 году. В гимназии Николай Гоголь занимался живописью, участвовал в спектаклях (как художник-декоратор и как актер), пробовал себя в различных литературных жанрах.

В 1828 году уезжает в Санкт-Петербург, где начинает свой литературный путь. И в 1831–1832 гг. в Петербурге издают сборник Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», положивший начало его известности. Этим произведением писатель навеки прославил свои родные края.

На выставке представлены предметы из различных коллекций музейного фонда Дома Гоголя: Фотография, Редкая книга, Нумизматика, Декоративно-прикладное искусство, Графика. Можно увидеть изображения родных мест Николая Васильевича Гоголя или прочитать воспоминания известных людей, посетивших эти края. 


Журнал. Русская мысль. Кн. 2 [со статьей В. А. Гиляровского "В Гоголевщине"].- Россия, Москва: Типо-литогр. Товарищества И.Н.Кушнерев и Ко, 1900

Журнал. Русская мысль. Кн. 2 [со статьей В. А. Гиляровского "В Гоголевщине"].- Россия, Москва: Типо-литогр. Товарищества И.Н.Кушнерев и Ко, 1900

Бумага, кожа, коленкор, картон, переплет, печать типографская, тиснение. 23,3х16,5х3 см. ДГ КП-2552
Литературно-политический журнал в Российской империи, выходил в Москве с 1880 года ежемесячно. Журнал принадлежал к числу наиболее уважаемых и популярных изданий, число подписчиков достигало 14 тысяч. Журнал придерживался левых по меркам своего времени взглядов умеренного конституционализма – идеи, из которой вырастет позже партия кадетов. В 1918 году был закрыт большевиками как буржуазный орган печати, затем издавался в Софии, Праге, Берлине, последний номер вышел в Париже в 1927 году. В представленном издании журнала «Русская мысль за 1900 год опубликована статья В.А. Гиляровского о его впечатлениях о поездке по гоголевским местам на Полтавщине: Миргроде, Сорочинцах, Диканьке, Васильевке. Трудно представить литературу конца XIX и начала XX вв. без Гиляровского, нет почти ни одной книги воспоминаний о литературной жизни этих лет, в которой имя «дяди Гиляя» не было бы упомянуто с любовью. Русский журналист, прозаик, поэт, краевед Москвы Владимир Алексеевич Гиляровский (1855-1935) родился в Москве, учился в Вологде. Жизнь В. А. Гиляровского оказалась яркой и бурной, полной удивительных приключений, незабываемых впечатлений и встреч. Проза его отличается простотой, живостью, массой интересных деталей, несёт на себе отпечаток незаурядной личности самого автора. Считается, что Гиляровский послужил одним из прообразов (Тарас Бульба) для барельефа на пьедестале памятника Гоголю в Москве (работы Н. А. Андреева).

Гиляровский В.А. На родине Гоголя (Из поездки по Украине). - Москва: Отд. тип. Тов-ва И.Д. Сытина, 1902

Гиляровский В.А. На родине Гоголя (Из поездки по Украине). - Москва: Отд. тип. Тов-ва И.Д. Сытина, 1902

Бумага, бумага плотная, печать типографская. 22х14,9х0,4 см. ДГ КП-1172
Владимир Алексеевич Гиляровский (1855-1935) - писатель, журналист, бытописатель Москвы. В своей работе «По следам Гоголя» Гиляровский писал: «От отца, свято чтившего книги Гоголя, с детства проникся я любовью и уважением к этому писателю, а прочитавши "Тараса Бульбу", а позднее и другие его произведения, на всю жизнь остался верным почитателем каждой его художественной строки. Родство с запорожским казачеством, неостывающая любовь к степям и просторам питали это чувство, и я постоянно тянулся к Гоголю, к его книгам и ко всему, что было связано с его родными местами. Понятен мой восторг, когда в конце 1898 года я смог поехать на Украину, чтобы повидать гоголевское окружение, а может быть, и современников, знавших его лично».

Гоголь на родине: Альбом художественных фототипий и гелиогравюр, относящихся к памяти Н.В. Гоголя. Издание Й.Ц. Хмелевского в Полтаве / вступ. ст. В.А. Мокляка.- Репринтное воспроизведение изд. светопечатни С.В. Кульженко, 1901 г. - Харьков: Сага, 2009

Гоголь на родине: Альбом художественных фототипий и гелиогравюр, относящихся к памяти Н.В. Гоголя. Издание Й.Ц. Хмелевского в Полтаве / вступ. ст. В.А. Мокляка.- Репринтное воспроизведение изд. светопечатни С.В. Кульженко, 1901 г. - Харьков: Сага, 2009

Бумага мелованная, картон, печать типографская, переплет, тиснение золотое. 39,4х32,3х1,6 см. ДГ КП-1506

Представлено репринтное воспроизведение альбома, разрешенного к напечатанию цензурой в 1902 году, он был выпущен полтавским изданием фотографии Й. Ц. Хмелевского.

Хмелевский Йозеф (Иосиф) Целестинович (1849-1924). Родился в Варшаве, жил в Полтаве с 1875. Содержал там фотоателье, которое в то время было одним из наилучших в России. Знаменитый фотограф и фоторепортер, один из наиболее известных фотомастеров России второй половины ХІХ – начала ХХ вв. По фотографиям И.Ц. Хмелевского изданы (1902-1916) серии почтовых открыток "Виды Малороссии" и "Типы Малороссии". И.Ц. Хмелевскому принадлежат фотопортреты выдающихся деятелей науки и культуры.

В предисловии к альбому Хмелевский писал: «Как поклонник великого писателя и фотограф, я стремился закрепить при помощи светописи все, связанное с именем Гоголя, освященное его личностью и творчеством, преимущественно в пределах его родины. При исполнении этой задачи, я находился, сравнительно, в довольно благоприятных условиях. Прежде всего, - я имел честь лично узнать всех живущих родственников поэта, весьма любезно предложивших воспользоваться имеющимся у них материалом. […] Дом, в котором он родился, усадьба, в которой жил, дома его близких, где он часто бывал, аллеи, по которым ходил, обдумывая свои произведения, деревенские хаты, родные виды, улицы и заросшие травой площади Миргорода, служившего ареной его бессмертных рассказов из малорусской жизни, все это, благодаря случайному, так сказать, затишью в этих уголках, обойденных суетливым движением промышленного прогресса - оставалось до последнего времени почти нетронутым, как и нравы и этнографические особенности жизни».

Дурылин С.Н. Гранки. Из семейной хроники Гоголя. Переписка В.А. и М.И. Гоголь-Яновских. Письма М.И. Гоголь к Аксаковым. - Россия, Москва, 1928 г.

Дурылин С.Н. Гранки. Из семейной хроники Гоголя. Переписка В.А. и М.И. Гоголь-Яновских. Письма М.И. Гоголь к Аксаковым. - Россия, Москва, 1928 г.

Бумага, нить, печать типографская, карандаш, перо. 30х21х1,9 см. ДГ КП-863

Дурылин Сергей Николаевич, 1877-1954 гг., известный русский советский литературовед первой половины века, искусствовед, театральный критик. Начал печататься в 1906 году, выступал как поэт, беллетрист. Сотрудничал в издательстве "Посредник". Автор многочисленных работ по истории русской культуры, русского театра, русской живописи, русской литературы.

Издаваемая переписка В. А. и М. И. Гоголь-Яновских, относящаяся к 1822 и 1825 гг., была ранее лишь частично использована В. И. Шенроком (1853–1910, русский писатель, историк литературы, изучал жизнь и творчество Н. В. Гоголя) в «Материалах для биографии Н. В. Гоголя». В настоящей публикации она приводится полностью. Текстам предпосылается небольшое исследование, касающееся социальной и хозяйственной среды, которая окружала Гоголя в его молодые годы, и изучения личностей его отца и матери.

Шенрок В.И. Материалы для биографии Гоголя. Т. I. - Россия, Москва: Типография А.И. Мамонтова и К, 1892

Шенрок В.И. Материалы для биографии Гоголя. Т. I. - Россия, Москва: Типография А.И. Мамонтова и К, 1892

Бумага, картон, кожа, печать типографская, переплет, тиснение, позолота. 22,3х16х2 см. ДГ КП-42
Почти вся литературная и ученая деятельность Владимира Ивановича Шенрока (1853–1910) - русского писателя, историка литературы, посвящена изучению жизни и творчества Н. В. Гоголя. В многочисленных журнальных статьях и отдельных книгах Шенрок описывал различные периоды жизни Гоголя. Все свои работы о Гоголе он объединил в монументальных «Материалах для биографии Гоголя» в четырех томах. В первом томе автор рассказывает о предках писателя, ученических годах и первых годах жизни в Санкт-Петербурге.

Фотосепия. Дом Гоголей в Яновщине (Васильевке) Фотограф: Диго Н. Д.

Фотосепия. Дом Гоголей в Яновщине (Васильевке) Фотограф: Диго Н. Д.

Россия, г. Санкт-Петербург Место съемки: Россия, Полтавская губ., Фотоателье З.И. Глейцмана. 1892 г. Фотобумага, картон, фотопечать. 11,9х16,7 ДГ КП-33

Усадьба Гоголей-Яновских в селе Гоголево Шишацкого района была основана в конце XVIII в. на хуторе Купчинском, который через 4 года после бракосочетания получила в 1781 г. как свадебное приданое бабушка Н. В. Гоголя Татьяна Семёновна Лизогуб (1743-1835). В начале XIX в. хутор перешел по наследству к родителям писателя, которые переименовали его в Васильевку - по имени отца - Василия Афанасьевича. При нем старый дом «в готическом вкусе» был перестроен в стиле классицизма, возведена церковь Рождества Богородицы, кирпичный завод, винокурня, устроены пруды, водяная мельница и распланирован парк. По проекту Гоголя были возведены колокольня и ограда вокруг церкви. Писатель лично занимался посадками в саду, устроил купальню. По его рисункам были украшены интерьеры гостиной и других комнат. После смерти Николая Васильевича в 1852 г. усадьбу поделили две сестры (Анна Васильевна от своей части наследства отказалась). Младшая сестра Ольга Васильевна Гоголь-Головня получила территорию от церкви до пруда (родительский дом и сад), а Елизавета Васильевна Гоголь-Быкова - территорию за прудом, которая стала называться «Быковской». Ольга Гоголь-Головня после смерти своего сына в 1888 г. снесла старый родительский дом и построила новый, в 1894 году был разобран и гоголевский флигель. Впоследствии дом и хозяйственные постройки были возведены на Быковской стороне за прудом, где в конце XIX в. поселился вместе с семьей сын Елизаветы Гоголь-Быковой Н.В. Быков.

Фотографию дома в 1892 году сделал Николай Диго - замечательный фотограф, фоторепортер, владелец фотографии в Санкт-Петербурге.

Значок. "Дом-музей Н.В. Гоголя"

Значок. "Дом-музей Н.В. Гоголя"

СССР, Украинская ССР. 1980-1990 Металл, штамповка, эмаль холодная. 17х40 мм. ДГ КП-2374/1
На значке изображен главный дом усадьбы Н.В. Гоголя в с. Гоголево. Село Гоголево на Полтавщине – бывшая Васильевка – родовое поместье семьи Гоголь-Яновских. Будучи сыном священника, Василий Гоголь в 1792 г. выхлопотал себе дворянский титул, а после свадьбы, в 1805 г., еще и получил в приданное за женой Марией Косяровской 260 крепостных крестьян с землями. На этих землях и была построена Васильевка. Здесь, в Васильевке, у Василия Гоголь-Яновского и его жены Марии, 20 марта 1809 г., родился первенец – будущий классик мировой литературы Николай Гоголь. Здесь же прошли его детские и юношеские годы. За свою жизнь он еще несколько раз приедет погостить в Васильевку, но постоянно жить в родительском доме уже не будет. Старый родительский дом и флигель (в котором жил Николай Гоголь, приезжая в гости к матери и сестрам) со временем были разобраны, и на их месте поставлены новые дома. Но и в перестроенном виде Васильевка не сохранилась. Во время Великой Отечественной войны, в 1943 г. бывшее имение Гоголь-Яновских было сожжено отступавшими немецкими войсками. В 1972 г. на кафедре архитектуры Полтавского строительно-инженерного института была начата разработка проекта восстановления усадьбы Гоголь-Яновских. Руководил работами архитектор и краевед Лев Вайнгорт, он же со временем стал и первым директором музея Гоголя. Работы по восстановлению усадьбы начались в 1979 г. Усадьбу восстанавливали по первоначальному варианту. И дом, и флигель отстроены такими, какими они были до реконструкции 1894 г. Интерьеры комнат и планировка воссоздавались по сохранившимся рисункам и словесным описаниям. Территория усадьбы так же была спланирована такой, какой она была при жизни Николая Васильевича Гоголя. Торжественное открытие музея-усадьбы в селе Гоголево состоялось в марте 1984 г.

Значок. "Беседка Н.В. Гоголя"

Значок. "Беседка Н.В. Гоголя"

СССР, Украинская ССР. 1980-1990 Металл, штамповка, эмаль холодная. 30х20 мм. ДГ КП-2375/1
На значке изображена деревянная беседка «Мечта», находящаяся на территории национального музея-заповедника Н. В. Гоголя. Это комплекс архитектурных и ландшафтно-природных объектов, дающих представление о месте, где родился и провел свои первые годы будущий великий писатель. Музей расположен в бывшем в с. Васильевка (ныне Гоголево, Шишакского района, Полтавская область, Украина).

Значок. "Флигель Н.В. Гоголя"

Значок. "Флигель Н.В. Гоголя"

СССР, Украинская ССР. 1980-1990 Металл, штамповка, эмаль холодная. 21х20 мм. ДГ КП-2376/1

Николай Васильевич несколько раз приезжал погостить в Васильевку и занимался перестройкой имения. В главном здании был ликвидирован мезонин и сделана терраса с двойными колоннами, из сада перенесли в правую сторону парадного двора флигель.

Вот как описывает флигель Г.П. Данилевский (Григорий Петрович Данилевский (1829-1890) - русский литератор, наиболее известный романами из истории России XVIII-XIX вв.), побывавший на родине Гоголя в 1852 году, после кончины писателя: «Гоголь в последние четыре года в свои приезды к матери обыкновенно помещался во флигеле, направо от большого дома. Здесь он, по словам его близких, работал и над вторым томом "Мертвых душ", с 20-го апреля по 22-е мая 1851 года, в последнее свое пребывание в Яновщине.

Флигель - низенькое, продолговатое строение, с крытою галереей, выходящею во двор. Ветхие ступени вели на крыльцо; из небольших сеней был вход в пространную комнату, род залы, а отсюда в гостиную.

В этой гостиной и в кабинете - поочередно - работал и отдыхал Гоголь.[...] Кабинет во флигеле был расположен в другом конце здания и имел особый выход в сад. Здесь более всего оставался Гоголь. В последнее свое пребывание в Васильевке он отсюда не выходил иногда по целым дням, являясь в дом только к обеду и вечернему чаю».

После уничтожения усадьбы немцами во время Великой Отечественной войны и дом, и флигель отстроены такими, какими они были до реконструкции 1894 г.

Значок. "Грот Н.В. Гоголя"

Значок. "Грот Н.В. Гоголя"

СССР, Украинская ССР. 1980-1990 Металл, штамповка, эмаль холодная. 21х20 мм. ДГ КП-2377/1
В состав музея-заповедника в с. Гоголево входят восстановленные родительский дом писателя и флигель, а в небольшом парке с прудами, расположены остальные объекты усадьбы, без которых не обходился в те времена ни один парк – беседка и грот. Со времен Гоголя сохранились пруды, романтический грот на их берегу и вековой сад.

В. Н. Быков. Картина "Яновщина"

В. Н. Быков. Картина "Яновщина"

Россия, Полтавская губ., с. Васильевка. 1910-1915 Холст на картоне, масло. 13,8х18 см. ДГ КП-1774
Живописный пейзаж родных мест Гоголя написан внучатым племянником Николая Васильевича - Владимиром, который приходится также правнуком А.С. Пушкину (Владимир Николаевич Быков – один из внуков родной сестры Гоголя Елизаветы Васильевны, ее единственный сын Николай Владимирович Быков женился на внучке А.С. Пушкина – Марии).

Открытка почтовая "Н.В. Гоголь в Яновщине" с ч/б репродукцией картины художника В.А. Волкова

Открытка почтовая "Н.В. Гоголь в Яновщине" с ч/б репродукцией картины художника В.А. Волкова

Россия, г. Москва. Начало XX века Бумага плотная, печать фототипная, печать типографская. 8,7х13,8 см. ДГ КП-1616
На открытке репродукция картины В.А. Волкова "Гоголь слушает лирника". Фасад дома рисован с натуры. По легенде, на террасе у стола художник изобразил сестру писателя Елизавету Васильевну; а Гоголя писал с его портрета, выделенного из снятой С.Л. Левицким на дагерротип в 1844 г. в Риме группы русских художников. В.А. Волков (1840-1907) - художник-передвижник. Родился в Санкт-Петербурге, учился в Академии искусств (1858-1863). По окончании академии в 1868 г. переехал в Полтаву, где преподавал рисование в Петровском кадетском корпусе (1875-1907 гг.) и в Институте благородных девиц (с 1875 г.), имел собственную художественную студию. Работал в разных жанрах - портретном, бытовом, историческом. Также художник создал цикл картин о Гоголе - «Гоголь слушает лирника» (три варианта в 1882 г., в 1892 г., в 1902 г.), «Гоголь в Васильевке» (в 1902 г.). Картина 1882 г. хранится в Третьяковской галерее (известна под названием «Н. В. Гоголь слушает в Васильевке кобзаря»). Умер 22 апреля 1907 года в Полтаве, от сердечной астмы. Похоронен Василий Алексеевич на Монастырском кладбище Полтавского Кестовоздвиженского монастыря.

Фрагмент накладной резьбы из усадьбы Гоголей в Васильевке

Фрагмент накладной резьбы из усадьбы Гоголей в Васильевке

Россия, Полтавская губ., с. Васильевка. 19 в. Дерево, резьба рельефная. 30х14,8х6,2 см. ДГ КП-103
Предмет являлся частью интерьера усадьбы Гоголей в с. Васильевка, разрушенной фашистами. Был подарен мемориальным комнатам Н.В. Гоголя в 1978 году специальным корреспондентом газеты "Советская культура" Г. Г. Сорокиной.

В. Н. Быков. Миниатюра графическая. Пруд в Яновщине

В. Н. Быков. Миниатюра графическая. Пруд в Яновщине

Россия. Начало XX века Бумага, акварель. 7,8х12 см. ДГ КП-2128
На графической миниатюре «Пруд в Яновщине» Владимир Быков (внучатый племянник Н.В. Гоголя) изобразил живописный пруд в родовом имении Гоголей-Яновских, часть которого унаследовали Быковы. По аллее, которая тянулась вдоль пруда, любил гулять Николай Васильевич. А на противоположном берегу как раз и жила в новом выстроенном доме семья Быковых. На невысоком холме расположилась деревянная беседка «Мечта», немного дальше – грот, который называли «храмом одиночества». Возле него лежит большой камень, на котором любил сидеть и обдумывать свои произведения Николай Васильевич Гоголь.

Фотография. Пруд в Яновщине (Васильевке)

Фотография. Пруд в Яновщине (Васильевке)

Из фотоархива семьи Быковых. Россия, Полтавская губ., Миргородский уезд. 1880-1920 Картон, отпечаток на аристотипно-желатиновой бумаге. 17,2х23 см. ДГ КП-1890
Обширный пруд разделяет сад в Яновщине на две части, на время съемки принадлежащих наследникам писателя, сыновьям двух его сестер, Елизаветы Васильевны Быковой и Ольги Васильевны Головни. Можно думать, что описание уснувшего сада и пруда в "Майской ночи" воспроизводит впечатления Гоголя в лунную ночь в родной усадьбе. Сохранилось предание, что Василий Афанасьевич, отец поэта, большой любитель природы, запрещал мыть белье на этом пруде и стучать деревянными вальками, чтобы не пугать соловьев.

Марка из серии "Н.В.Гоголь. 100 лет со дня смерти. 1852-1952" с изображением Н.В.Гоголя в окружении селян, с которыми он слушает певца-лирника. 1952 г.

Марка из серии "Н.В.Гоголь. 100 лет со дня смерти. 1852-1952" с изображением Н.В.Гоголя в окружении селян, с которыми он слушает певца-лирника. 1952 г.

Бумага, печать типографская цветная. 3,5х5,1 см. ДГ КП-434

В 1952 году исполнилось 100 лет со дня смерти Николая Васильевича Гоголя. В память об этом событии почта СССР выпустила серию из трех почтовых марок. На одной из марок репродукция рисунка В.В. Завьялова, где на фоне малороссийского деревенского пейзажа, в окружении селян в народной одежде, изображен писатель с раскрытой тетрадью на коленях. Они внимательно слушают игру старого кобзаря.

Василий Васильевич Завьялов (1906-1972) - русский советский художник, график, один из первых создателей почтовых марок СССР, заслуженный художник РСФСР. Автор более 600 знаков почтовой оплаты.

Фотосепия. Дворец Кочубея в Диканьке Фотограф: Диго Н. Д.

Фотосепия. Дворец Кочубея в Диканьке Фотограф: Диго Н. Д.

Россия, г. Санкт-Петербург Место съемки: Россия, Полтавская губ., Фотоателье З.И. Глейцмана. 1892 г. Фотобумага, картон, фотопечать. 18,7х26 см ДГ КП-37
Диканька - не сохранившаяся родовая усадьба Кочубеев в Полтавской губернии. Кочубеи - старшинский, графский, княжеский и дворянский род. Село принадлежало этому роду с конца XVII века. В продолжение XVIII века Диканька превратилась в большое помещичье хозяйство с господским домом, храмом-усыпальницей, конюшнями и манежем, пивоварней, розарием, оранжереями, каштановой аллеей. Дворец своим белоколонным портиком с треугольным фронтоном соответствовал модели классицистического здания, популяризованной в России архитектором Кваренги. Ансамбль усадьбы погиб в 1919 году, в разгар Гражданской войны. Сохранились только усадебная церковь, триумфальная арка, сиреневая роща и четыре древних дуба.

Фототипия. Диканька. Дворецъ Князя Кочубея. С фотографии Хмелевского И.Ц.

Фототипия. Диканька. Дворецъ Князя Кочубея. С фотографии Хмелевского И.Ц.

Россия, Полтавская губ. 1910-1918 Бумага фототипная, печать фототипная. 19,3х24 см. ДГ КП-2065

С 1687 года село Диканька принадлежало генеральному судье войска Запорожского Василию Леонтьевичу Кочубею - внуку выходца из Крымской Орды Андрея Кучук-бея. Оформление усадебного ансамбля произошло в основном трудами В.П. Кочубея. Виктор Павлович Кочубей (1768-1834) - князь, дипломат, чрезвычайный посланник в Константинополе, член Коллегии иностранных дел и вице-канцлер. Дважды (1802-1812 и 1819-1825) был министром внутренних дел. С 1827 г. - председатель Государственного Совета и Комитета министров. Почетный член ряда университетов и научных обществ. Парадный белокаменный дворец длиной почти полкилометра был построен в 1800-1814-х годах по проектам архитекторов Феррари, Тамани, Д. Кваренги, Л. Руска. Он отличался портиком с массивными колоннами на главном фасаде, широкими балконами и открытыми верандами. Насчитывалось более ста роскошно украшенных и обставленных комнат. Справа от дворца стояла Николаевская церковь, построенная Н.А. Львовым в 1794 году в стиле классицизма. За дворцом пруд с мостиком. Вокруг в парке стояли привезенные из Италии и Греции мраморные античные скульптуры, росли тропические растения. Плодоносили фруктовые сады, в отдельной ферме бродили фазаны и павлины. С селом дворец разделялся глубокой балкой.

На данной фототипии показан вид на дворец со стороны пруда.

Открытка почтовая с фототипией "Полтава. № 65. Улица в с.Диканьке".

Открытка почтовая с фототипией "Полтава. № 65. Улица в с.Диканьке".

Россия, Полтавская губ., с. Диканька. Фирма "Шерер, Набгольц и К". 1910-1916 Бумага фототипная, печать фототипная. 8,7х14 см. ДГ КП-2066

На открытке воспроизведена фотография И.Ц. Хмелевского с видом на улицу в селе Диканька. Диканька находится в 27 км от Полтавы. Известность селу принес цикл повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Йозеф Хмелевский (1849-1924) - фотограф и фоторепортер, один из самых известных фотомастеров России. По его фотографиям изданы в 1902-1916 гг. серии почтовых открыток "Виды Малороссии" и "Типы Малороссии". Печатал статьи в журналах. Получил несколько золотых медалей на выставках, орден Академических пальм Франции.

Жук В. Н. Диканька: Iсторико-краэзнавчий нарис= Диканька: Историко-краеведческий очерк. - Харьков: Прапор, 1973.- текст укр.

Жук В. Н. Диканька: Iсторико-краэзнавчий нарис= Диканька: Историко-краеведческий очерк. - Харьков: Прапор, 1973.- текст укр.

Бумага, бумага плотная, печать типографская, печать типографская цветная, брошюровка. 16,1х13х0,5 см. ДГ КП-1675
Изданный в 1973 году, очерк посвящен истории села Диканька. На сегодняшний день - Диканька – посёлок городского типа в Полтавской области. Это место прославилось благодаря чудесным повестям Николая Васильевича Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Диканька стала местом многочисленных экскурсий и литературных встреч. В книге помимо текста представлены черно-белые фотографии с видами села на 1973 год.

Фотографии. Фотограф: Молчанов В.С.

Фотографии. Фотограф: Молчанов В.С.

Фотография. Село Сорочинцы. День Преображения.
Фотограф: Молчанов В.С.
СССР, г. Москва
Место съемки: СССР, Полтавская обл., с. Сорочинцы. 1951
Фотобумага матовая, фотопечать ч/б. 19,7х27 см.
ДГ КП-2862

Фотография. У колодца в Сорочинцах.
Фотограф: Молчанов В.С.
СССР, г. Москва
Место съемки: СССР, Полтавская обл., с. Сорочинцы. 1951
Фотобумага матовая, картон, фотопечать ч/б. 19х25,5 см.
ДГ КП-2863

Фотография. Гоголевские места. Дорога в Сорочинцы.
Фотограф: Молчанов В.С.
СССР, г. Москва
Место съемки: СССР, Полтавская обл., с. Сорочинцы. 1951
Фотобумага матовая, картон, фотопечать ч/б. 19х27,8 см.
ДГ КП-2866

Фотография. Сорочинская воскресная ярмарка.
Фотограф: Молчанов В.С.
СССР, г. Москва
Место съемки: СССР, Полтавская обл., с. Сорочинцы. 1951
Фотобумага матовая, фотопечать ч/б. 18х24 см.
ДГ КП-2868

Фотосъемка родных мест Гоголя сделана летом 1951 года, накануне 100-летнего юбилея со дня смерти писателя. Село Великие Сорочинцы – место рождения Н.В. Гоголя и место действия повести «Сорочинская ярмарка», где и через 100 лет ещё можно было застать колорит гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки», о чем свидетельствуют настоящие фотографии. Здесь задокументированы виды окрестностей, яркие образы местных жителей и знаменитая сорочинская ярмарка (проходила в августе). Автор фотографий - Виктор Сергеевич Молчанов (1910-2003) был штатным фотографом Государственного литературного музея. С 1951 года он являлся заведующим фотолабораторией музея. Именно там он из фотографа-профессионала, фиксирующего события, становится фотографом-художником. Русская литература и художественная фотография взаимно обогащали друг друга. Работа в Литературном музее дала возможность Молчанову посетить совместно с научными сотрудниками многие места, связанные с жизнью русских писателей. Так, в 1951 году состоялась его командировка в Полтавскую область - родину Н.В. Гоголя.

Рисунок. Гоголь в Миргороде. Иллюстрация к «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В. Гоголя. Художник: Любаев С.В.

Рисунок. Гоголь в Миргороде. Иллюстрация к «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В. Гоголя. Художник: Любаев С.В.

Москва. 2005 Бумага серая, карандаш литографский, белила, акварель. 21,8х25 см. ДГ КП-2827
Рисунок «Гоголь в Миргороде» был сделан художником Сергеем Любаевым для книги: Н.В. Гоголь. Три повести. – Москва: Издательская группа «Арбор», 2010. Сергей Викторович Любаев (р. 1960) – один из немногих мастеров, прорабатывающий образ книги от начала до конца. В его творческой копилке работа с произведениями русских и зарубежных классиков литературы (Л.Н. Толстой, А.А. Блок, Ф.М. Достоевский, Дж. Р. Р. Толкиена, М. Твен и др.). Любаев участник международных выставок, призер престижных премий.
Яндекс.Метрика