«К нам едет Хлестаков…»

01 сентября — 31 декабря 2021

О Событии

Великий русский классик, драматург, публицист, поэт и критик Николай Васильевич Гоголь за свою жизнь написал немало произведений. Гениальность Гоголя как писателя и драматурга состоит в том, что его произведения не теряют актуальности и сегодня. Заслуженное место в ряду шедевров русской классической литературы занимает комедия в 5 действиях «Ревизор», 185-летний юбилей которой отмечается в 2021 году. К юбилею пьесы библиотека «Дом Гоголя» представляет книжно-иллюстративную выставку «К нам едет Хлестаков...». По традиции выставка раскрывает фонды «Дома Гоголя», где представлены экспонаты из музейной коллекции, издания комедии «Ревизор» из редкого фонда, графические материалы и фотографии многочисленных театральных постановок. Выставка размещена в читальном зале и доступна для пользователей в часы работы библиотеки.

Важным подспорьем в понимании замысла гоголевской комедии являются собственные комментарии Н.В. Гоголя к его пьесе. В текстах: заметка «Характеры и костюмы. Замечания для гг. актёров», «Театральный разъезд после представления новой комедии», статья «Петербургская сцена в 1835-36г.», «Развязка Ревизора», «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора» содержатся если не исчерпывающие, то по крайней мере наиболее существенные характеристики героев пьесы.

В месяцы, предшествующие написанию «Ревизора», Гоголь пережил высокий духовный подъем. Как вспоминал один из друзей писателя историк и фольклорист Михаил Максимович, с которым Гоголь встретился в Киеве в августе 1835 года, он поразил его тогда своей глубокой религиозной настроенностью. Вспоминая о прогулках Гоголя по старому Киеву, Максимович писал: «Нельзя было не заметить перемены в его речах и настроении духа; он каждый раз возвращался неожиданно степенным и задумчивым...»

В «Театральном разъезде...» писатель утверждал, что видеть в его комедии «злую сатиру», направленную на то, чтобы «поколебать основные законы правленья», есть близорукость. На этом Гоголь будет настаивать неоднократно в продолжение всей своей жизни. Гоголь изначально рассчитывал не на политическое, но нравственное воздействие комедии.

Согласно признанию Гоголя в «Авторской исповеди», в «Ревизоре» он «решился собрать в одну кучу все дурное в России и за одним разом посмеяться над всем». О том, с какой целью он это сделал, Гоголь объяснял в «Театральном разъезде...»: «Странный вопрос «зачем?». «...Зачем один отец, желая исторгнуть своего сына из беспорядочной жизни, не тратил слов и наставлений, а привел его в лазарет, где предстали пред ним во всем ужасе страшные следы беспорядочной жизни?»

На обвинения критиков «Ревизора» в непатриотизме и вражде автора к России Гоголь отвечал: «...Гордыми сделало нас европейское наше воспитание... скрыло нас от самих себя...всякий из нас ставит себя чуть не святым, а о дурном говорит вечно в третьем лице...» («Театральный разъезд...»). Следовало бы, по Гоголю, зрителям его комедии «прежде чем замечать отношение ее к целому обществу» обратить каждому взгляд на самого себя. Ибо именно так, по признанию писателя, он и создавал свои отрицательные образы: беспощадным анализом и обличением в себе собственных пороков и недостатков.

Самое начало гоголевской комедии, состоящее из реплик разных героев, напуганных вестью о ревизоре «Как ревизор?» «Как ревизор? »... «Господи Боже! еще и с секретным предписанием! » - без всяких комментариев напоминает состояние души человека, застигнутого врасплох внезапно открывшимся ему смыслом неизбежного ответа Богу за прожитую жизнь.

Страх, который испытывают чиновники в «Ревизоре» при известии о приезде «значительного лица», нельзя назвать спасительным — это не тот страх, что, пробуждая совесть человека и обращая его взгляд на самого себя, приводит к перемене жизни. Страх ревизии ввергают проворовавшихся чиновников лишь в еще большее лицемерие, заставляя их изворачиваться и лгать с большей изобретательностью. Из заметки «Характеры и костюмы» следует, что прямую «выучку» таким страхом прошел Городничий — «постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек». Лицемерие и нераскаянность в возрастающей степени становятся как бы главными чертами натуры героя.

Высокий пророческий смысл гоголевской комедии — отнюдь не «привнесенное», не «дополнительное» значение пьесы, но согласно авторскому замыслу, единственно возможное и необходимое ее прочтение. Ибо логическую завершенность «Ревизор» получает лишь в том случае, если появление здесь вестника о новом, настоящем ревизоре будет понято читателем в духовном смысле.

Гоголь скептически относился к мысли о возможности исправить мир с помощью всевозможных внешних «ревизий» — от полицейского государственного надзора до революционной «чистки».

Трагизм Гоголя заключался однако, в том, что как глубокий религиозный мыслитель он почти не был понят современниками, а его художественное творчество было истолковано превратно. Только немногим, за исключением ближайших друзей: Погодина, Шевырева, Аксакова, Жуковского и некоторых других — было очевидно пророческое призвание Гоголя.

В начале XX века нежинский профессор И.И. Иванов указывал: «Слово писателя — такое избитое выражение, — но чтобы понять гоголевский смысл его, — надо миновать всех писателей, все литературы, — подняться до Евангелия, вспомнить, что значит „отвергнуться себя“, „взять крест свой“ — ради проповедуемой истины. Такова мысль Гоголя, и во свидетельство он может призвать всю свою жизнь».

Виноградов И. Страсти по Гоголю. О духовном наследии писателя — М: Вече, 2018.

Где проходит

Гуманитарный читальный зал

Поделиться
Яндекс.Метрика