«Смотри, как роща зеленеет…»

13 августа — 3 октября 2021

О Событии

Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речку Таруску...
Константин Паустовский

Выставка «Смотри, как роща зеленеет...» представляет работы живописцев разных поколений и достаточно разных направлений. Объединяет же их искренность любовного высказывания в живописании красоты русской природы. В экспозиции представлено более шестидесяти работ, выполненных преимущественно в технике масляной живописи, в широком диапазоне от 1950 до 2021 года. «Смотри, как роща зеленеет, палящим солнцем облита, а в ней — какою негой веет от каждой ветки и листа!» — эти начальные строчки стихотворения Ф. И. Тютчева точны по атмосфере, ощущению, и столь же точны по атмосфере запечатлённого момента, состоянию природы работы представленных на выставке живописцев.

Эпидемия не пощадила Владимира Владимировича Маслова, самобытного волжского художника, имевшего творческий потенциал и в свои 86 лет. В ноябре 2020 году он ушёл из жизни, заняв достойное место среди выдающихся российских художников ХХ века. «Если искать место искусству Владимира Маслова среди многочисленных направлений живописи второй половины ХХ века, — естественно отнести его к экспрессионизму, наиболее адекватно выразившему мироощущение нашего времени — тревогу духа...» (Алла Гусарова, искусствовед, зав. отделом живописи конца XIX — нач. XX века Государственной Третьяковской галереи). Волжские берега, волжские рассветы и закаты, дома родных деревень, деревья и ветер меж ними — вот чем жил и что воспевал художник. Владимир Маслов родился в 1934 году на Волге, провёл детство близ старинного города Калязина, работал кочегаром, маляром, художником-оформителем. Владимир Маслов — самоучка, не получивший художественного образования. В своё время безбытный образ жизни живописца, встречающего многочисленных гостей, был прекращён спасительной встречей с будущей женой, Наталией Айги. «Очень был близок Маслов к трагическому концу, уготованному судьбой Анатолию Звереву... Ангелом, указующим Володе путь спасения, оказалась замечательная русская женщина Наташа, ставшая женой художника», — писал Савва Васильевич Ямщиков. Любящая и заботливая Наталия Алексеевна переменила образ жизни художника, наладила быт, повела хозяйство и тем самым сберегла Владимира Маслова для жизни и плодотворного творчества ещё на долгие десятилетия.

Леонид Леонидович Милованов родился в Москве в 1966 году В 1983 году окончил художественную школу № 9 Тимирязевского района г. Москвы. Отслужил в армии. В 1990 году закончил художественно-графический факультет Московского Педагогического университета им. В. И. Ленина. Защитил диплом под руководством народного художника СССР, профессора живописи В. А. Игошева серией крестьянских портретов. По окончании был приглашён в свой вуз преподавателем и по 1996 год преподавал на кафедре рисунка. В 1999 году вступил в МОСХ России. С 1990 года участник свыше 30 выставок в России и за рубежом. Произведения Милованова хранятся в собрании живописи Администрации Президента РФ в Московском Кремле, в государственном музейном фонде РФ, в коллекции экс-президента Олимпийского комитета Х. А. Самаранча, частных российских и зарубежных коллекциях. Совсем недавно в музее-заповеднике А. С. Грибоедова «Хмелита» открылась выставка художника Леонида Милованова «Из сердца России», посвящённая старообрядчеству. Леонид Милованов стал первым современным живописцем, содержательно глубоко и тематически обширно повествующим о жизни российского старообрядчества. Портретным рядом древлеправославных русских людей художник создаёт до сего времени беспрецедентное, уникальное художественное повествование. Галерея написанных им образов обращена к современнику, говорит о духовном как о насущном. Леонид Милованов обращает внимание на сокрытый от поверхностных взоров мир, живопись художника — разговор о главном, она проповедует высокие духовные и нравственные ориентиры. Зная Леонида, можно определённо сказать, что работа в теме российского старообрядчества — определённый духовный выбор. Выставка в музее А. С. Грибоедова проходит параллельно с выставкой в Доме Гоголя «Смотри, как роща зеленеет...». Лирический русский пейзаж Леонида Милованова, представленный в выставочном зале Дома Гоголя, исполнен в лучших традициях русской реалистической школы живописи. Неприхотливые, привольные сюжеты дают возможность воспринять тонкие состояния природы. В пейзажной живописи Милованова, в силу органики художника, исключены постановочно-«титульные» планы, всяческие «красивости», нарочитые акценты.

Игорь Михайлович Орлов родился в Москве в 1935 году, учился в Суриковском институте у профессора П. Д. Покаржевского. И. М. Орлов — народный художник России, награждён серебряной и золотой медалью Российской академии художеств, золотой медалью Союза художников России за выдающийся вклад в изобразительное искусство, медалью имени А. А. Рылова Союза художников России. Работы Орлова хранятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Русском музее (Санкт-Петербург), Музее современного искусства (Москва), Галерее АРТ-Прима (Москва), Волжской картинной галерее, Омском музее искусств, Орловской картинной галерее, Архангельской картинной галерее, Карельском музее изобразительных искусств, Художественном музее Рязани, Томском художественном музее, Национальной галерее г. Кёльна (Германия), Афинской галерее искусств, в частных коллекциях Москвы, Бостона, Вены, Кёльна. Народный художник РФ, профессор Борис Диодоров так характеризует творчество И. М. Орлова: «Как губка впитывая всё, что можно назвать „мировой традицией духовного развития общества“, открывает творец „свои истины“. Отсюда божественная миссия большого художника. Отсюда и существование категории „вечный“ в отличие от рыночного „современный“. Творчество русского художника Игоря Михайловича Орлова относится именно к этой возвышенной категории... Игорь Орлов — национальное достояние России». В экспозицию выставки «Смотри, как роща зеленеет...», наряду с работами прежних лет, вошло двадцать натурных пейзажей И. М. Орлова, датированных 2019 и 2020 годами создания, впервые представленных вниманию посетителей.
Мария Никитична Сапрыкина родилась в 1927 году на хуторе вблизи города Ельца Липецкой области, в крестьянской семье. Ребёнком привезли её в Елец, где она окончила среднюю школу, в 1949 году поступила на театрально-декорационный факультет Харьковского художественного института. С 1955 года Мария Сапрыкина работала в театрах русской провинции — городов Златоуста, а затем Каменска-Уральского. Оформляла классику репертуарного русского театра, а «для души» писала пейзажи, натюрморты, портреты. В 2012 году работы М. Н. Сапрыкиной получили признание на выставке во Дворце наций в Женеве. В том же 2012 году Мария Никитична умерла, успев написать пейзаж и в свой последний день жизни. Произведения М. Н. Сапрыкиной находятся в музеях и картинных галереях России, частных коллекциях России, Италии, Германии, Франции, Швейцарии. Выставка «Смотри, как роща зеленеет...» представит натурные работы Марии Сапрыкиной разных лет, в диапазоне с 1950 по 2010 годы. Мастерство и серьёзное отношение к делу своей жизни характеризуют творческий путь художника. Мария Сапрыкина воспитала дочь Елену Ненастину, ставшую замечательным живописцем, ныне заслуженным художником России.

Александр Шабадей родился в Симферополе в 1968 году. Детство и юность художника прошли в Керчи. В 1983 году Александр окончил керченскую художественную школу им. Р. В. Сердюка и в том же 1983-м поступил в Крымское художественное училище им. Н. С. Самокиша. Юноша рано осознал своё предназначение, учился с удовольствием и творческой отдачей. Художественное училище было окончено с Красным дипломом. Ныне Александр живёт и работает в Ялте. Он безусловный приверженец пленэрной, натурной живописи. Пейзажи его наполнены светом, воздухом тех мест, где они созданы. Для работ Шабадея характерны безупречная композиционная организация пространства, атмосферная точность. Колористически звучная, светоносная палитра художника буквально равна прекрасной крымской натуре. Произведения Александра Шабадея представлены в галерее искусств города Виклоув (Ирландия), а также находятся в частных коллекциях России, Франции, Италии, Германии, Польши, Австралии.

В выходные дни (суббота, воскресенье) вход осуществляется по БЕСПЛАТНЫМ электронным билетам!

Время работы: каждый день, кроме понедельника и вторника, с 12:00 до 20:00

Где проходит

Выставочный зал

Как приобрести билет
Купить билет
Поделиться
Яндекс.Метрика