«Горизонталь превращения»

09 июля — 12 сентября 2021

О Событии

8 июля в Новом крыле Дома Гоголя открывается выставка «Горизонталь превращения». Название проекта отсылает к одному из правил шахматной игры, согласно которому пешка, достигнув противоположного края доски, превращается в иную фигуру. В горизонтали залов Нового крыла работы, созданные представителями разных поколений современного отечественного искусства, претерпевают семантические, визуальные и ассоциативные метаморфозы, вызванные метафорической силой шахмат.

Вооружившись картой в виде шахматного поля, зритель вступит в игру, совершая ходы, связывающие представленные работы. Свой путь он начнёт пешкой, двигающейся по гигантской игровой доске, созданной Игнатом Данильцевым. Кульминацией этой концептуальной партии станет разгадка назначения странного артефакта, приобретённого художником на блошином рынке в 1990 году. Георгий Кизевальтер переводит зрителя-пешку в статус игрока, предлагая ему решить задачу о расстановке восьми ферзей. Фигурами в этой инсталляции выступают предметы повседневного обихода. В последнем зале можно будет сыграть эксцентричную партию, в которой фигуры отличаются не формой, а звучанием. А наблюдать за ходом игры будет легендарный шахматист Бобби Фишер, материализовавшийся по воле Яна Гинзбурга из карикатуры в советском журнале в гротескный объект.

Чтобы подчеркнуть, что шахматы как таковые  являются не главным фокусом выставки, но скорее «преломляющей призмой», в экспозицию

включены работы, в которых параллели с игрой, её эстетикой и атрибутикой обнаруживаются лишь при мобилизации фантазии и ассоциативного мышления. Так, шахматный паттерн угадывается в мультимедийной инсталляции Платона Инфанте с деревянными кубиками, возвышающимися над поверхностью дисплея, а бумажные скульптуры Михаила Молочникова размывают границу между антропоморфной, тотемной и шахматной фигурой.

Один из тематических ходов выставки переносит зрителя в нашу действительность. Структура блочных хрущёвок Саши Новосёловой перекликается со структурой игровой доски, в клеточках которой «живут» фигуры. Пол больничных коридоров «в шашечку», воссозданный в объекте Дарьи Яроменок, обыгрывает «правила игры» пандемии, тогда как написанные в период карантина пейзажи Алексея Трегубова, напротив, переносят в свободное пространство загородной природы. Переход от коллективного к личному опыту в шахматных образах маркируют работы Марии Арендт, воплотившей в гобелене семейный фотоальбом, и Анастасии Литвиновой, спрятавшей в игровом поле фрагменты самой себя.

В процессе перемещения по экспозиции можно обнаружить подчас неожиданные параллели между событиями, смыслами, контекстами и подтекстами творческого и экзистенциального опыта художников — и своего собственного. И тем самым прийти к неожиданно эмоциональной развязке, эндшпилю.

Куратор: Алиса Шаврина

Художники: Мария Арендт, Ян Гинзбург, Игнат Данильцев, Платон Инфанте, Георгий Кизевальтер, Анастасия Литвинова, Михаил Молочников, Саша Новосёлова, Алексей Трегубов, Дарья Яроменок

Где проходит

Новое крыло

Поделиться
Яндекс.Метрика