«Из галереи гоголевских типов…»

29 марта — 30 июля 2020

О Событии

Иллюстрирование произведений Гоголя стало делом всей жизни выдающегося русского художника-иллюстратора Петра Михайловича Боклевского (1816–1897). В 1858 году появился первый альбом иллюстраций к «Ревизору», а в 1863 — «Бюрократический катехизис» — новый вариант рисунков к этой же комедии. Самой большой любовью среди произведений Гоголя у Боклевского пользовались «Мертвые души». Это была настольная книга художника.

В 1875 году вышел в свет «Альбом гоголевских типов», состоящий из 23 акварельных портретов, которые были воспроизведены в технике ксилографии. Гротескные характеристики литературных героев, точность психологических портретных изображений, их соответствие гоголевским описаниям принесли автору большую популярность. Она проявилась в многочисленных переизданиях альбома и перепечатке его в журналах, на открытках, а также повлекла за собой использование его типажей при создании серий настенных фарфоровых тарелок и блюд. Графический язык портретных изображений был переработан для перевода в деколи в целях декорирования фарфора.

К 50-летию со дня смерти (1902) и 100-летию со дня рождения (1909) Н.В.Гоголя портреты, созданных им персонажей в исполнении Боклевского, были воспроизведены на декоративных тарелках разного диаметра, выпущенных на фарфоровой фабрике М.С. Кузнецова в Риге. Популярность серии была чрезвычайно велика. Сегодня нам сложно представить, что подобные «негламурные» лица составляли украшения интерьера на рубеже веков.

boklevskiy.jpg

По всей вероятности декоративные тарелки с «Мертвыми душами» выпускались не только на кузнецовской фабрике, но и на мелких мастерских, учитывая разнообразие образцов по уровню воплощения от высокохудожественных экземпляров до кустарных.

Этой выставкой Дом Гоголя открывает цикл виртуальных выставок различных коллекций музейного собрания.

КП 2106 2.jpg КП 2106 1.jpg

Альбом гоголевских типов по рисункам художника П. Боклевского /предисл. В.Я. Стоюнина. - Санкт-Петербург: Тип. Э. Гоппе, 1889.

Бумага, коленкор, печать типографская, переплет, тиснение. 30,7х22,5х0,7 см.

ДГ КП-2106  КД-581

КП 2107.JpG

Блюдо с изображением ключницы Тентетникова. Из серии к поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души".

Россия, г. Рига. Рижский фарфоровый завод Товарищества фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова. 1900-1910

Фарфор, глазурь, позолота, деколь, роспись. Диам.: 30,5 см.

ДГ КП-2107    Д-505

На зеркале блюда изображена «домоводка Перфильевна […] — баба, жесткая в поступках, несмотря на то, что охотница была до изюму, пастилы и всяких сластей, бывших у нее под замком». (Н.В. Гоголь «Мёртвые души», Т. II, гл. I)
КП 2108.JpG КП 356.jpg

Блюдо с изображением Ноздрёва. Из серии к поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души".

Россия, г. Рига. Рижский фарфоровый завод Товарищества фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова. 1900-1910

Фарфор, глазурь, позолота, деколь, роспись. 

Диам.: 30,5 см.

ДГ КП-2108 Д-506

Открытка почтовая с гравюрой по рисунку П.М. Боклевского "Ноздревъ" с текстом

Россия. Начало XX века

Бумага, печать типографская. 13,7х8,8 см.

ДГ КП-356   Г-196

Помещик Ноздрев является одним из самых ярких героев знаменитой поэмы. 
«... Вошел чернявый его товарищ, сбросив с головы на стол картуз свой, молодцевато взъерошив рукой свои черные густые волосы. Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами.
Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его...»
КП 2109.JpG

Блюдо с изображением губернатора. Из серии к поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души".

Россия, г. Рига. Рижский фарфоровый завод Товарищества фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова. 1900-1910

Фарфор, глазурь, позолота, деколь, роспись. Диам.: 30,5 см.

ДГ КП-2109 Д-507

«... у губернатора, который, как оказалось, подобно Чичикову, был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде..впрочем, был большой добряк...»
Чичиков называет губернатора обходительным, приятным, препочтеннейшим человеком:
«Очень обходительный и приятный человек...» 
«... препочтеннейший человек»
Помещик Манилов также называет губернатора «препочтеннейшим и прелюбезнейшим человеком»:
«... Не правда ли, что препочтеннейший и прелюбезнейший человек? [...] Как он может этак, знаете, принять всякого, наблюсти деликатность в своих поступках...»
КП 2686.JpG КП 367.jpg

Блюдо с изображением Ноздрёва. Из серии к поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души".

Россия, г. Рига. Рижский фарфоровый завод Товарищества фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова. 1900-1910

Фарфор, глазурь, позолота, деколь, роспись. 

Диам.: 30,5 см.

ДГ КП-2108 Д-506

Открытка почтовая с гравюрой по рисунку П.М. Боклевского "Петръ Петровичъ Петухъ" с текстом

Россия. Начало XX века

Бумага, печать типографская. 13,7х8,8 см.

ДГ КП-367   Г-207

На зеркале тарелки изображен персонаж II тома поэмы «Мёртвые души» - помещик Петр Петрович Петух«[...] круглый человек, такой же меры в вышину, как и в толщину, точный арбуз или бочонок». (Н.В. Гоголь «Мёртвые души», Т. II, гл. III), к которому случайно заехал Чичиков. Это весьма колоритная и запоминающаяся фигура, несмотря на то, что в произведении ему отводится автором не так много места. Интересы этого гоголевского героя ограничены исключительно едой – ее добычей, приготовлением и угощением ею. 
КП 2687.jpg КП 348.jpg

Тарелка декоративная. Иван Иванович Перерепенко.

Автор рисунка: Боклевский П.М.

Россия. Рижский фарфоровый завод Товарищества фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова. 1902-1909

Фарфор, деколь, роспись, золочение. 21,3х2 см.

ДГ КП-2687   Д-601

Открытка почтовая с гравюрой по рисунку П.М. Боклевского "Иванъ Ивановичъ Перерепенко" с текстом.

Россия. Начало XX века

Бумага, печать типографская. 13,7х8,7 см.

ДГ КП-348   Г-188

Среди изображений персонажей из «Альбома гоголевских типов» на посуде, оказались и герои «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». На данной тарелке - портрет помещика Ивана Ивановича Перерепенко.
«Славная бекеша у Ивана Ивановича! отличнейшая! А какие смушки! Фу ты, пропасть, какие смушки! сизые с морозом! Я ставлю бог знает что, если у кого-либо найдутся такие! Взгляните, ради бога, на них, – особенно если он станет с кем-нибудь говорить, – взгляните сбоку: что это за объядение! Описать нельзя: бархат! серебро! огонь! Господи боже мой! Николай Чудотворец, угодник божий! отчего же у меня нет такой бекеши! [...] А какой богомольный человек Иван Иванович! Каждый воскресный день надевает он бекешу и идет в церковь». (Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Глава I)
Поделиться
Яндекс.Метрика