«Художники — Гоголю»
О Событии
«Это человек необыкновенный, имеющий высокий ум и верный взгляд на искусство»
А. А. Иванов о Н. В. Гоголе
Несмотря на известный факт, что Н. В. Гоголь отказывался от предложений издателей и художников проиллюстрировать его произведения, уже многие поколения мастеров книжной графики неоднократно обращались к произведениям классика, к самому писателю. Популярность гоголевской темы обусловлена не только широким разнообразием творчества автора. Может быть, лучший «гоголевский» иллюстратор все еще не выбран критиками и читателями. Достоверность и глубина трактовки гоголевской темы остается недостаточно убедительной. Поэтому творческий поиск продолжается.
Наряду с сочинительством и интересом к театру с юных лет Гоголь был увлечён живописью
Об этом говорят его гимназические письма родителям. В гимназии Гоголь пробует себя как живописец, книжный график (рукописные журналы «Метеор литературы», «Навоз Парнасский») и театральный декоратор. Уже по выходе из гимназии в Петербурге Гоголь продолжает занятия живописью в вечерних классах Академии художеств. Общение с кругом Пушкина, с К. П. Брюлловым, делает его страстным поклонником искусства.
В 1837 году в Риме Гоголь познакомился с русскими художниками, пансионерами Императорской Академии Художеств: гравёром Фёдором Иорданом, автором большой гравюры с картины Рафаэля «Преображение», Александром Ивановым, который тогда трудился над картиной «Явление Мессии народу», Ф. А. Моллером и другими.
Интересны и портреты писателя
Молодой Гоголь-романтик предстает нам в портрете А. Г. Венецианова. Художник точно передал тогдашний облик писателя: он одет по моде, с щегольством, с модной прической, восторженный, добродушно-веселый, хотя и не без «доли лукавства». Таким его видел Пушкин.
Встречи с Венециановым, взгляды художника на искусство были тогда для Гоголя исключительно важны, помогая знакомству с бытом и психологией художников, — он начал писать повесть «Портрет».
Немногие художники рисовали Гоголя, но одним из них был Пушкин. Его рисунок — явление особой ценности. А. Эфрос писал о нем: «...драгоценный по меткости и изумительный по своему лаконизму, он сделан на чистом листе, особенно значителен и художественными качествами, и иконографической важностью». Это совершенно другая личность, чем у Венецианова. Пушкин увидел другого Гоголя.
18 апреля 1836 г. В Петербурге в Александринском театре накануне первого представления «Ревизора» на репетиции присутствовал Гоголь. В воспоминаниях сын артиста П. Каратыгина рассказал: «Гоголь был встревожен и, видимо, расстроен», и когда он вошел, его поразил странный смех артистов. «Нескромную веселость возбуждала не комедия, но ее автор. Невысокого роста, блондин, с тупеем, в золотых очках на длинном птичьем носу с прищуренными глазами и плотно сжатыми, как бы стиснутыми губами. Зеленый фрак с длинными фалдами и мелкими перламутровыми пуговицами, коричневые брюки и высокая шляпа-цилиндр, которую Гоголь то порывисто снимал,..., то вертел в руках, все это придавало фигуре великого писателя нечто карикатурное».
Нет. Гоголь в нем не смешон. В его серьезном, грустном лице растерянность и огорчение: актеры своей игрой и нелепыми костюмами превратили комедию в водевиль на грани фарса. Гоголь был обескуражен. Его советы не хотели слушать. В рисунке Петра Каратыгина — живой, не позирующий Гоголь, к которому автор относится мягко и сочувственно. Гоголь здесь такой, каким он оказался в реальной ситуации.
Оба рисунка — своеобразные художественные документы, свидетели того, о чем писал П. В. Анненков:
...в 1836 году уже не было добродушно-восторженного Гоголя, в этот год в нем наступила внутренняя перемена, отразившаяся и в характере, и в поведении и на его внешности. В этот год он уехал в Италию писать „Мертвые души“. Пушкина он больше не увидел
1839 г. Гоголь приезжает в Москву. Здесь в доме друга Пушкина П. В. Нащокина он читает «Мертвые души». Современники писали, что Гоголь обладал незаурядным актерским талантом и для друзей читал свои сочинения в лицах, играл их, как на сцене, с паузами, меняя ритм речи и интонации. Такого Гоголя мы видим в рисунке московского художника Э. А. Дмитриева-Мамонтова, сделавшего его с натуры в доме Нащокина. Для широкого круга читателей это совсем неизвестный Гоголь.
1841 г. Гоголь в Италии заказывает для матери свой портрет русскому художнику Ф. Моллеру. В портрете Моллера выражено некое равновесие мысли и духа, гармоничность состояния, а характер нарядного костюма и прическа придают некую достойную и благородную светскость. Для этого портрета Гоголь хотел выглядеть именно таким. Таким его и знает широкий читатель. Это самый известный его портрет.
1838 г. В Италии судьба свела Гоголя с художником А. Ивановым, когда тот писал «Явление Христа народу». Эта встреча сыграла огромную роль в их творчестве.
Мысль о введении Гоголя в картину «Явление Христа народу» запечатлена в эскизе того же года в фигуре кающегося (ближайшего к Христу)
Светский портрет Гоголя, написанный Александром Ивановым известен в двух экземплярах. Первый был у В. Жуковского (ныне в ГРМ). Сам Иванов считал его основным. Второй — у М. Погодина (ИРЛИ ПД). Это авторская реплика 1841 г. О Гоголе 1840-х П. В. Анненков писал: «Гоголь постарел, но приобрел особенного рода красоту, красоту мыслящего человека, хотя и печать усталости; но и общее выражение как-то светлее и спокойнее прежнего. Это было лицо философа». Эти слова могут служить характеристикой портрета.
Среди всех изображений Гоголя портрет работы Иванова — самый сильный, как по своим пластическим и живописным качествам, так и по содержательности.
1852 г. Москва. В рисунке с натуры художник К. И. Рабус запечатлел документально точно Гоголя последних дней: он не только состарился, но и внутренне потух...
1909 г. Москва. К 100-летию со дня рождения Гоголя ему был поставлен памятник работы скульптора Н. А. Андреева. Бронзовая фигура Гоголя сидит на пьедестале черного гранита с рельефами персонажей его произведений. Тяжелый согбенный силуэт мрачен, отъединяя Гоголя и от них, и от реальной окружающей его жизни. Закутанный в жесткий плащ, он замкнут в нем, словно в панцире. Его склоненная голова с печально опущенным птичьим носом вызывает щемящую тревогу. Он одинок.
1915 г. Петроград. Художник-авангардист, сатирик, портретист и сценограф Юрий Анненков создавал декорации к спектаклю «Кривое зеркало». Автор гротескных портретных шаржей, он, как заметил Александр Бенуа, и в декорациях «любил шутить» и потешаться над зрителем, сохраняя при этом мирискусстническую эстетику, остроумие и грацию. В это время он обратился и к портрету автора «Носа».
Гоголь в своем «многообразном портрете» XIX–XX веков жив и в XXI веке; но — увы — живы и «мертвые души» — чичиковы, собакевичи, плюшкины, маниловы...
Иконография Гоголя небольшая, и во всех портретах он разный.
Только во всех вместе — это Гоголь.