Под сводами русского храма
О Событии
Бог устроил церкви в городах, как пристани наморе, дабы мы, прибегая сюда от бури житейскихсмятений, наслаждались величайшею тишиною...свт. Иоанн Златоуст
Христианские храмы — наследники ветхозаветных построек. Сакральные сооружения древних религий, в том числе православные, до сих пор создаются в соответствии с трехчастной схемой, начало которой положили скиния — походное хранилище ковчега Завета, созданное Моисеем по прямому указанию Господа, — и храм Соломона. Композиция развивается с запада на восток, от входа — к алтарю. Она символизирует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом.
Обычно храм составлен из нескольких хорошо различимых элементов. С востока к основному объему примыкает алтарная часть. Снаружи это полукруглые пристройки — апсиды. Сверху, над основным объемом храма, можно видеть один или несколько барабанов — это круглые или многогранные башни с окнами, через которые храм освещается изнутри. Барабаны завершаются полусферическим куполом — но снаружи мы видим не его, а главы различных форм — шлемовидные или луковичные. Главы венчаются крестами.
Вход может быть прямо с паперти, площадки перед входом, или через различные пристройки — крыльца, гульбища . Чтобы прихожане не теснились, к основному помещению пристраивают трапезные. Кроме того, в состав композиции храма могут входить колокольни и звонницы.
Первое, что видишь, когда заходишь в храм — иконостас. Он появился в русских храмах сравнительно поздно, в XV веке. До этого применялись низкие алтарные преграды в виде балюстрад или небольших колоннад. Иконостас состоит из нескольких ярусов, или чинов. Если смотреть сверху вниз, то их порядок соответствует очередности событий священной истории. Нижний чин иконостаса называется местным. Здесь, кроме икон Спасителя и Богородицы, помещают образы местночтимых святых и храмовую икону — ту, во имя которой освящена данная церковь. Особый проход в центре иконо-стаса — двустворчатые Царские врата, символ райских врат. Когда они открыты, божественный свет изливается в пространство всего храма и на всех молящихся.
Если горизонтальная ось храма символизирует духовный путь христианина, то вертикальная — отражает сакральное устройство мира. На самом верху, в куполе центрального барабана, помещается изображение Христа Вседержителя (по-гречески — Пантократора), то есть Владыки мира. В более позднее время, особенно в XVII веке, применялась и другая иконография — «Отечество»: с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Святым Духом. Ниже изображаются пророки и апостолы.
Как возникла крестово-купольная система, у кого учились древнерусские зодчие, из каких материалов строились храмы, как они устроены внутри и снаружи и, наконец, где можно увидеть хорошо сохранившиеся образцы древнерусской храмовой архитектуры. Именно эти вопросы мы постарались раскрыть на нашей выставке, посвященной одному из главных церковных праздников — Пасхе.
Книги