«Грезы Александра Бенуа»
О Событии
К 155-летию со дня рождения
Александр Бенуа – неповторенный мастер и в картинах, и в театральных постановках. Бенуа – редкий знаток искусства, увлекательный историк искусства, воспитавший целые поколения молодежи своими убедительными художественными письмами
Н.К. Рерих
Живописец и график, оформитель и иллюстратор книг, театральный художник, режиссер-постановщик, журналист, редактор двух художественных журналов, историк искусства, художественный критик, ведущий работник одного из самых крупных музеев мира – Эрмитажа, автор его новой послереволюционной экспозиции – и это не полный перечень профессий Александра Бенуа.
Александр Николаевич Бенуа родился 3 мая 1870 года в Санкт-Петербурге в семействе Николая Леонтьевича Бенуа, главного архитектора и проектировщика Петергофа, члена Императорской Академии художеств, и Камиллы Альбертовны Кавос, дочери известного итальянского архитектора театров Альберта Катериновича Кавоса
В конце 1880-х, Александр Бенуа начал посещать в качестве вольнослушателя занятия в Академии художеств Санкт-Петербурга. Он убежденно считал, что непрерывная практика может совершенствовать живописные навыки.
Его первые художественные работы появились благодаря руководству старшего брата Альберта и самостоятельному изучению литературы по живописи, которой было богато семейное собрание книг. Не ограничиваясь только искусством, Александр поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета, что не помешало ему продолжать заниматься живописью. В 1893 году он впервые представил свои работы на публичной выставке, и это стало началом признания его художественного таланта.
Китайский павильон
1896 год. Бенуа едет во Францию. Появляется знаменитый цикл картин о парках и дворцах Версаля. В это время Александр Николаевич с головой погружается в изучение истории французского искусства. В обществе наступает эпоха разочарования в реализме, а Бенуа пытается определиться со своим отношением к новой живописи. Его привлекают импрессионисты Моне и Дега.
«Версаль»
В 1897 году появляется серия акварельных работ А. Бенуа о короле Людовике XIV. Несколько картин были приобретены российским меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым.
В 1898 году появился «Мир искусства», главным идеологом которого стал Александр Бенуа
В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Во Франции в 1905-1906 годах создаётся знаменитая вторая «версальская» серия художника.
В эту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных его произведений, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909), «Петербургская улица при Петре I» и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910).
Александр Бенуа прославился и как прекрасный иллюстратор. Именно он сформировал традицию сопровождения художественных текстов иллюстрациями. Чаще всего Бенуа иллюстрировал произведения А. С. Пушкина.
«Пиковая дама»
В 1904 году Александр Николаевич задумал для своего сына книгу «Азбука в картинах», где для каждой буквы художник выделил отдельную страницу. В 1905 году издание вышло в свет.
«Азбука в картинках»
Александр Бенуа широко известен и как театральный художник.
В 1900 году он впервые оформил одноактную оперу «Месть Амура» в Эрмитажном театре Петербурга. Но полноценный дебют А. Бенуа в качестве театрального художника состоялся в 1902 году, когда ему было поручено оформить постановку оперы Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра. Александр Бенуа был одним из первых художников петербургского Большого драматического театра (БДТ)
В 1926 году Александр Бенуа навсегда покинул Россию и обосновался с семьей во Франции.