«Теоретик сказки»
О Событии
130 лет со дня рождения литературоведа В. Я. Проппа
Мы хотим <…> найти историческую базу, вызвавшую к жизни волшебную сказку
Пропп В. Я.
Владимир Яковлевич Пропп – выдающийся филолог с мировым именем, один из крупнейших фольклористов XX в.
Его отец, Иоанн Яков Пропп, выходец из немецкой колонии Саратовской губернии, занимал должность доверенного торгового дома «Братья Шмидт», снабжавшего мукой все немецкие булочные Петербурга.
В раннем возрасте детей в семье нянчила русская няня, которая пела над колыбелью будущего фольклориста колыбельные песни и, возможно, рассказывала сказки. О ней с большой теплотой в старости вспоминал Владимир Яковлевич. Так, с детства он запомнил ее толкование значения глагола «жалеть», равное значению «любить»
Среднее образование В. Я. Пропп получил в Анненском училище.
Во время Первой мировой войны Владимир Яковлевич проходит обучение на курсах оказания первой помощи и ухода за больными, успешно сдает экзамены по анатомии, физиологии, хирургии и другим предметам. Закончив курсы, В.Я. Пропп добровольно стал работать в лазарете санитаром, а затем братом милосердия. Судя по записям в дневнике и повести «Древо жизни», он всей душой сострадал раненым, стараясь уменьшить их мучения.
В 1918 г молодой человек заканчивает Историко-филологический факультет Петроградского университета.
В 1937 г. его приняли на работу в ЛИФЛИ (впоследствии филологический факультет ЛГУ), и с этого времени до 1969 г. он преподаватель университета – сначала кафедры романо-германской филологии, затем кафедры фольклора, позднее – кафедры русской литературы. В 1938 г. он получил звание профессора, в 1939 г. защитил докторскую диссертацию.
Вероятно, интерес к фольклору возник у Проппа еще в университете. Но о том, что исследованием сказок он занялся сразу после университета, есть запись в «Дневнике»
Через всю жизнь Владимира Яковлевича проходит один символ – горящая свеча. Когда-то в юности в православном храме любимая девушка вложила ему в руку горящую свечу. В старости маленькую свечу он ставил себе на письменный стол и зажигал ее. Эти символы: «свет», «огонь», «горение», «душевный пожар» – пронизывают и дневник последних лет его жизни. Свет души замечательного ученого и человека, огонь вдохновения и творчества не может не зажечь ответной искры в душе каждого читателя.