«Живописец света и воздуха»
О Событии
160 лет Валентину Александровичу Серову
Единственное моё оружие — это кисть и карандаш. Другим не владею
В. А. Серов
В январе 2025 года исполнилось 160 лет со дня рождения Валентина Александровича Серова, выдающегося русского художника, академика Императорской академии художеств. Он славился своими удивительно точными психологическими портретами. Используя «солнечную» палитру, с помощью которой создавал глубокие и честные работы, мастер передавал характер и особенности своих моделей. Наиболее известными картинами являются «Девочка с персиками», «Девушка, освещённая солнцем», «Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой», «Портрет Марии Николаевны Ермоловой». В. А. Серов блестяще владел умением передать суть предстоящих перед ним героев на полотне.
Большое влияние на художественный путь Серова оказал русский художник Илья Репин, который много лет обучал его, а также немецкий гравер Карл Кеппенинг. Валентин Александрович не только перенял технику своих учителей, но и развил собственный уникальный стиль, который сочетал в себе элементы реализма.
Серов работал в различных жанрах, однако наибольшую страсть испытывал к портретной живописи. Парадные и камерные портреты, написанные его рукой, отражают образы исторических личностей, а также образы, созданные художником с натуры.
Мировую известность художник приобрёл во время работы с Сергеем Дягилевым. С 1906 года Серов оформлял для его «Русских сезонов» театральные декорации и афиши. Он писал портреты дягилевских звёзд балета – Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Иды Рубинштейн.
Он иллюстрировал басни Крылова, и его рисунки стали шедевром русской иллюстрации.
Под конец жизни Серов увлекся мифологией. Его самой известной картиной этого периода считается «Похищение Европы».
Работы Валентина Серова хранятся в лучших государственных и частных мировых коллекциях.
В. А. Серов является символом целой эпохи. Его картины продолжают волновать сердца людей, а его вклад в развитие русской живописи невозможно переоценить.
Очень точно звучат слова о художнике, сказанные А. Н. Бенуа
«Картины Серова в большинстве случаев такие же молчаливые, каким он был сам, в них нет никакой позы, ничего навязчивого, ничего внешне яркого и мишурно-блестящего. И они как будто скромны. Но если вникнуть в них, то это целый мир жизни, в них бесценные богатства художественной красоты; под простотой скрывается величайшая утончённость и мастерство. Это лучшие памятники нашей эпохи».