«Зимняя фантазия»
О Событии
Музыка и литература про Новый год и Рождество
«…Здесь столько красивого, нежного, снежного, что кажется, будто пропитываешься этими звуками, а вместе с ними – особым, зимним, новогодним настроением
Георгий Свиридов
Вряд ли существует более крепкая связь между различными видами искусства, чем та, которую показывает пример литературы и музыки. Часто последняя становится импульсом к написанию замечательных произведений. Нередко бывает и наоборот: литература вдохновляет композиторов на создание симфоний, опер, балетов, мюзиклов, песен. Музыканты спорят с писателями, препарируя сюжет, обостряя конфликты, переосмысливая героев литературных произведений. А литературные произведения ведут свою, подчас очень личную, лирическую линию.
В преддверии Новогодних праздников, мы решили рассказать вам о литературных произведениях, по которым написаны музыкальные произведение. В каждом из них музыка становится не просто звуковой иллюстрацией к сюжету, но расширяет пространство его понимания и настраивает на глубокие переживания, давая возможность прикоснуться к тому, что скрыто за словами и литературными образами.
Способна ли музыка сохранить свою независимость как вид искусства, но при этом стать мощным изобразительным средством, вооружившись литературным сюжетом? Конечно да!
Итак, вперед, на встречу с прекрасным!
«Щелкунчик и Мышиный король» — рождественская повесть-сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана, опубликованная в сборнике «Детские сказки» в Берлине в 1816 году.
Петр Ильич Чайковский дописал музыку к балету «Щелкунчик» в декабре 1892 года. Тогда же прошла и премьера балета в Мариинке. . В «Щелкунчике» впервые на русской сцене прозвучала челеста — самый молодой ударно-клавишный музыкальный инструмент, изобретенный за 6 лет до этого французом Огюстом Мюстелем.
Оперу «Ночь перед Рождеством» Римский-Корсаков создал в 1895 году. Либретто к «были-колядке» композитор написал сам — по одноименной повести Николая Гоголя
Он ввел в сюжет много фантастического и языческого: «Увлечение мифами и соединение их с рассказом Гоголя, конечно, моя ошибка, но эта ошибка давала возможность написать много интересной музыки».
Оперу «Елка» Владимир Ребиков задумал написать в начале 1900-х годов. Ее либретто создано по мотивам двух произведений — «Девочка со спичками» Х. К. Андерсена и рождественского рассказа Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
Музыку к кинофильму «Метель» по одноименной повести А. Пушкина Георгий Свиридов написал в 1964 году. Вальс и «Тройку», «Военный марш» и «Венчание» исполняли на радио, ставили в телепрограммы. Спустя 10 лет после того, как фильм вышел на экраны, Свиридов отредактировал партитуру. Она стала самостоятельным произведением — «Музыкальными иллюстрациями к повести А.С. Пушкина «Метель».
«Снегурочка» — одноимённая пьеса Александра Островского, по которой написана опера Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Опера-балет «Снежная королева» Михаила Раухвергера основана на либретто Сергея Богомазова по произведениям Ханса Кристиана Андерсена и Евгения Шварца.
Также А. Флярковским поставлен сказочный мюзикл «Снежная Королева».
«Времена года» — фортепианный цикл из 12 эпизодов, музыкальный дневник русского композитора Петра Ильича Чайковского, написанный в 1875–1876 годах. Декабрь в нем посвящен Святкам. А сколько книг посвящено этой теме!