М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь. Литературные параллели

О Событии

Гоголь и Лермонтов кажутся
недосягаемыми, великими,
за которых я готов отдать жизнь
и честь…
Н. Г. Чернышевский.

Гоголь и Лермонтов — представители нового, послепушкинского периода русской литературы. Вслед за Пушкиным, Гоголь и Лермонтов стоят у истоков русской прозы XIX в. Их творческие методы пересекаются и взаимодействуют друг с другом. Вопрос об этом взаимодействии, пересечении — один из узловых вопросов истории русской литературы, ибо для дальнейшего литературного движения прозаические стили Гоголя и Лермонтова являются почти родовыми основаниями.

В исследовательской литературе о взаимодействии Лермонтова и Гоголя говорится в первую очередь в связи с «Княгиней Лиговской», в которой явственны следы чтения «Арабесок»

Но представив вашему вниманию книги на этой выставке, мы попробуем обобщить параллели творчества двух писателей, так как вопрос о соотношении их стилей, пути которых в некоторый момент пересекаются, а затем вновь расходятся, невозможно исследовать в одной лишь точке их пересечения.

С помощью стилистических приемов гоголевского повествовательного слова Лермонтов освоил технику размежевания стилеобразующих элементов. Но после того как взаимодействие стилей произошло и лермонтовское повествование осуществило благодаря ему внутреннюю свою перестройку, Михаил Юрьевич работает уже не обращаясь к гоголевскому стилю.

Этап взаимодействия Лермонтова с Гоголем — это очень обширная тема. Мы коснемся лишь начального пути их литературных параллелей.

Поделиться
Книги
Яндекс.Метрика