Поэма «Мертвые души»: обложки и издания

3 апреля 2022

О Событии

Товар должен продаваться лицом, и нечего
его подслащивать... Можно было бы
допустить излишество этих родов только в
таком случае, когда оно слишком
художественно. Но художников-гениев для
такого дела не найдешь, да притом нужно,
чтобы для того и самое сочинение было
классическим, приобретшим полную
известность, вычищенным, конченным и не
наполненным кучею таких грехов, как мое...

Н.В. Гоголь
«Мертвые души» одно из самых крупных и известных произведений Николая Васильевича Гоголя.

Немногие художественные произведения могут вызвать столь бурный общественный резонанс, какой в свое время породили гоголевские «Мертвые души». В 1842 году, когда книга вышла из печати, она стала любимой темой всеобщих разговоров. Одни восторгались: «Чудо как это остроумно и смешно!» Другие возражали: «У Гоголя никто не смешон, потому что в жизни и действиях каждого есть истина». Но не было человека, кого поэма оставила бы равнодушным. Спустя почти два века обращающиеся к «Мертвым душам» читатели понимают, что мир кардинальным образом изменился, а вот человек по своей сути нет. Ведь и сегодня легко встретить дружелюбных мошенников чичиковых, бесплодных мечтателей маниловых, подлых и буйных ноздревых, невежественных и скупых коробочек, грубых и ограниченных собакевичей и жадных плюшкиных. Героев, которых высмеял Н. В. Гоголь и чьи типажи оказались бессмертными, как и сама написанная когда-то великая поэма.

«В „Мертвых душах“ автор сделал такой великий шаг, что все, доселе им написанное, кажется слабым и бледным в сравнении с ними», — так писал Белинский о бессмертном творении Гоголя.

С самого своего выхода в свет, книга много переиздавалась. Её оформляли известные художники, иллюстраторы, графики.

О любви Гоголя к изобразительному искусству хорошо известно: писатель не только испытывал к нему неподдельный интерес, но и сам был увлеченным художником-любителем. Из множества рисунков, сделанных рукой Гоголя, до нас дошли единицы, включая тот, с которого была сделана литография и который украшает обложку первого издания «Мертвых душ» (1842). Этот рисунок имеет особое значение и по графическому решению, и по связи с поэтикой поэмы, и по тому, что касается его возможных источников.

А в начале ХХ века меценату от искусства и коллекционеру Амбруазу Воллару приходит в голову мысль издавать высокохудожественные книги, привлекая к иллюстрированию живописцев, а не книжных графиков, так появляется направление «Livre d’artiste», что в переводе с французского означает «книга художника». Итогом такого подхода становится поэма Николая Гоголя «Приключение Чичикова, или Мертвые души» с 96 офортами Марка Шагала, опубликованная в 1948 году лимитированным изданием. Напечатанные на бумаге ручной выделки с водяными знаками в количестве 368 штук, эти книги были лично подписаны великим живописцем и предназначались для узкого круга избранных лиц. Близкое по духу Марку Шагалу сатирическое повествование Гоголя находит свое выражение в неожиданных черно-белых офортах.

Поэма «Мертвые души» еще при жизни автора была переведена на множество других языков. Она имела невероятный успех. Никому до Гоголя и после него не удавалось так ярко и остро описать лица и поступки.

Поэма не теряет своего значения и сейчас — настолько емкими оказались портреты гоголевских помещиков, настолько точно автор угадал русские характеры

Выставка не дает возможности представить все издания «Мертвых душ», но некоторые из них мы представляем вашему вниманию.

Поделиться
Книги
Яндекс.Метрика