«Сын романтического века»

19 марта 2022

О Событии

240 лет со дня рождения Ореста Кипренского

Отечество люблю более самого себя…
Радуюсь, что я родился русским
Орест Кипренский

Имя лучшего русского художника-портретиста навсегда связано с именем великого русского поэта А. С. Пушкина. «Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным», — считал отец Пушкина Сергей Львович. Портрет поэта был написан по заказу лицейского друга Пушкина — поэта Антона Дельвига летом 1827 года для литературного альманаха «Северные цветы на 1828 год». В сентябре того же года публика увидела портрет на осенней выставке в залах Академии художеств. Орест Кипренский в Пушкине нашел реальное воплощение романтического идеала. На портрете — «поэзии чудесный гений». Кипренский и Пушкин оказались близкими по духу и художнической психологии.

Самые славные годы Ореста Кипренского пали на царствование Александра I, на первую треть XIX века, вошедшую в историю как «пушкинская эпоха». После окончания в 1803 году Петербургской академии художеств он был оставлен в академии еще на три года для участия в конкурсе на Большую золотую медаль. И получил ее за историческую картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Но историческим живописцем Кипренский не стал. Он был прирожденный портретист и гордился, что уже с молодых лет научился читать души портретируемых. Портретным дебютом Кипренского в 1804 году стал портрет его приемного отца Адама Швальбе. В Неаполе на осенней выставке 1830 года итальянские академики признали портрет отца Кипренского неизвестным портретом кисти Рубенса. Кипренскому пришлось доказывать свое авторство. 

Орест Кипренский в России нигде не служил и много жил вне России; был свободным художником, но без заказов никогда не оставался. Петербург был для него родным городом, он присутствует во многих его зарисовках, в нем создал он основные свои работы. 

27 февраля 1809 года Кипренский выехал в Москву с профессором Академии художеств скульптором И. П. Мартосом для работы над монументом Минину и Пожарскому. Там он пишет портреты графа Ф. В. Ростопчина, московского генерал-губернатора, и его супруги Е. П. Ростопчиной, портрет гусара Давыдова. Блестяще исполненные полотна прославили Ореста в Москве и сделали имя его популярным. В Москве расцвело его дарование портретиста. В салоне Ростопчина, своего покровителя, Орест Кипренский, будучи незнатного происхождения, вышедший из крепостных живописец, с вымышленной фамилией, познакомился с избранным кругом образованнейших людей Москвы — Жуковским, Вяземскими, Карамзиным, Дмитриевым, графом Бутурлиным, с Пушкиными, дядей и отцом поэта. Молодой, общительный и веселый петербургский художник стал своим человеком в кругах московских любителей искусства, оценивших его талант портретиста, любовь к театру и литературе. 

В мае 1816 года Орест Кипренский для усовершенствования своего искусства уезжает в Италию и живет там несколько лет за счет своей высокой покровительницы императрицы Елизаветы Алексеевны. Не без ее участия художник получает заказы русской и флорентийской знати, с блеском их выполняет и в короткое время завоевывает такой авторитет и такую популярность, что избирается членом Флорентийской академии художеств и первым среди русских живописцев получает предложение написать свой автопортрет для картинной галереи Уффици во Флоренции. 

Он прославил Россию, создав большую портретную галерею лучших ее представителей — Пушкина, Жуковского, Вяземского, Крылова, Батюшкова, Гнедича, Козлова, многих известных и неизвестных своих современников.

Поделиться
Книги
Яндекс.Метрика