«Подмосковные»
О Событии
Усадьбы как произведение искусства
В жизни русских усадеб — «начальные главы
той книги, которую продолжили Пушкин,
Тургенев, Достоевский, Толстой...»
Ю. И. Шамурин
Загородные усадьбы как произведения искусства, со своей историей, архитектурой, преданиями, бытом, судьбами людей, населявших их, - одна из важнейших составляющих отечественной культуры, одно из интереснейших и удивительных ее созданий. По словам знатока и любителя русской старины, краеведа, журналиста
Юрия Ивановича Шамурина (1888-1918), это "полоса русской культуры - интересная и важная не только совершенством своих материальных созданий, но и своими мыслями, своей поэзией и философией, своими верованиями и вкусами".
Едва ли не больше всего дворянских гнезд было в Подмосковье.
Жизнь подмосковных усадеб, или, по терминологии того времени, - "подмосковных", тесно связывалась с Москвой. Здесь сильнее проявлялись культурные интересы, развивался русский театр (Кусково, Останкино), собирались богатые библиотеки и художественные коллекции (Архангельское), жили и работали многие выдающиеся люди XVIII и XIX веков.
По разному сложилась судьба усадеб: одни, находящиеся близко от Москвы, оказались в черте города и являются неотъемлемым элементом культурной жизни столицы, другие - исчезли совсем. Но нежная грусть старых усадеб стала одной из стихий русской души, она охватила всю русскую жизнь в целом.
Певучая русская душа, своим лирическим светом превращающая в красоту и поэзию все, что дорого ей, полюбила дворянские гнезда. Милыми стали мечтательные беседки среди парка, колонны, выглядывающие из-за деревьев, ворота со львами тенистые старые пруды.
В результате изучения усадеб мы сами стали богаче. Ведь в старых усадьбах, среди колоннад и классических барельефов встает перед глазами так много образов, близких и нужных нам.