«Незрима глубь сердец»
О Событии
Судьба А.С. Пушкина и Н.Н. Пушкиной
«Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит—
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить...»
А.С. Пушкин
Не случайно мы для названия выставки взяли строчку из поэмы Пушкина «Тазит». Это поэма-конфликт. В центре поэмы столкновение двух мироощущений и их носителей: Гасуба и Тазита.
Так и во всей истории жизни Александра и Натали — два мира, две жизни, которые неразрывно соединились в одно целое. Об этом говорят и строчки из эпиграфа. Стихотворение А. С. Пушкина «Пора, мой друг, пора» является прекрасным образцом философской лирики. Оно нигде не публиковалось при жизни поэта. А это указывает на то, что было очень личным, сокровенным для Александра Сергеевича. Стих написан в 1834 году и посвящен супруге Наталье.
Натали, Наталья Николаевна. Жена и муза «первенствующего поэта русского». Женщина, которую полюбил Пушкин и которую называл «милым чистым добрым созданием», «чистейшей прелести чистейшим образцом».
Пушкин бессмертен... Бессмертно и священно в памяти человечества все, что его окружало: творчество, друзья, жена. У Николая Доризо есть примечательное размышление о судьбе Натальи Николаевны: «У Натали много было прокуроров. Мне хочется быть ее адвокатом. Почему? Насколько Гончарова была сильна при жизни поэта, настолько бессильна после смерти перед пушкинской славой. Если писать о ее судьбе, то только о трагедии жизни ее и бессмертии. Разве стали бы спорить потомки о поступках обыкновенной женщины, ушедшей из жизни 100 лет назад? Или осуждать женщину за то, что она после смерти мужа вышла замуж? Для этого надо быть превеликим ханжой. Но Гончарову судят. И она бессильна перед этим судом». Хотя доверяешь больше словам Дарьи Федоровны Фикельмон: «Доверие Пушкина к жене было безгранично». А Георгий Адамович сказал «Она не графиня Ланская, а опять и навсегда — Пушкина, по имени первого мужа, давшего ей бессмертие».
И эта память осталась не только в поэзии, но и в его рисунках.
Не раз рисовал Пушкин Наталью Николаевну. Всего насчитывается четырнадцать её портретов, написанных его рукой с 1830 по 1836 год.
Портрет 1833 года самый выразительный, самый психологический и самый красивый. Именно по этому пушкинскому портрету представляем мы себе облик Натальи Николаевны лучше, чем по единственному её портрету, написанному при жизни поэта, кисти Александра Брюллова.
Наш разговор сегодня — о жизни и творчестве поэта. Но все это невозможно без любви.
И эту любовь давала поэту его ангел, Ташенька.