Мемориальные аспекты деятельности публичной библиотеки

Викулова В. П. Директор ГБУК «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека», кандидат педагогических наук, Заслуженный работник культуры РФ

Феномен мемориальной деятельности библиотек как институтов памяти человечества вызывает все больший интерес у отечественных исследователей. Данный факт объясняется, прежде всего, инновационными процессами, происходящими как в сфере культуры в целом, так и в области библиотековедения и библиотечного дела. Под влиянием меняющейся социокультурной ситуации изменяются и традиционные функции библиотечных учреждений, превращая библиотеки в профилированные центры культуры и коммуникации.

Хотя в настоящее время отсутствуют фундаментальные научные изыскания, посвященные мемориальной функции публичных библиотек, при изучении темы нами было выявлено немало публикаций в современной профессиональной литературе. Среди них: диссертации, статьи в периодической печати (журналы «Библиополе», «Библиотека», «Библиотековедение», «Библиотечное дело», «Вестник библиотек Москвы», «Новая библиотека» и др.), а также материалы разных научных конференций. В них содержится, главным образом, практический опыт профилированной деятельности современных публичных библиотек и в меньшей степени — некоторые концептуальные подходы к исследованию их мемориальной функции.

Теоретико-методологические подходы к исследованию мемориальной функции публичной библиотеки

В настоящее время методологические аспекты нуждаются в углубленной разработке. Необходимы, прежде всего, более четкая терминология и концепция функционирования конкретных моделей публичных библиотек, реализующих мемориальную функцию. Отечественные библиотековеды предлагают здесь различные подходы.

С.Г. Матлиной обоснованы сущность и основы функционирования особой разновидности библиотек-музеев, а именно — так называемых «мемориальных библиотек» [13]. Ею выделены три главных социальных фактора появления подобных учреждений культуры в наше время. Среди них: усиление интереса людей к собственным историческим корням, в частности, — библиотечному краеведению; возникновение интегративных моделей культурных учреждений, обусловленное особенностями современного этапа развития культуры; тенденция самоидентификации культурных институтов, ярко проявляющаяся в стремлении библиотек обрести собственное уникальное лицо. В числе отличительных черт мемориальной библиотеки называются, прежде всего, необычные ресурсы (сочетание библиотечных и музейных фондов в помещении, связанном с исторической памятью), а также комплексные исследовательские формы работы, включающие общие научные, библиотечные и музейные методы. В условиях мемориальной библиотеки, что очень важно, книга становится системообразующим элементом музейной коллекции и, в отличие от документа в обычной библиотеке, призвана играть несколько ролей: музейного раритета, экспоната предметно-вещевого ряда, источника информации и предмета изучения. Естественно, что при формировании концепции мемориальной библиотеки учитываются культурные и экономические задачи обслуживаемой ею территории. В данной связи каждое направление деятельности представляет собой синтез традиционных и принципиально новых элементов. При этом важно, чтобы музейные и библиотечные элементы рассматривались в контексте единого проекта по созданию и развитию мемориальной библиотеки. Основными факторами успешного создания библиотечной структуры нового типа являются участие в этом процессе креативных сотрудников и социальное партнерство, основанное, в том числе, и на рекламе библиотеки.

Становление мемориальной функции современной публичной библиотеки предполагает разработку соответствующих профильных научных понятий и терминов [14]. Так, анализ роли библиотечных учреждений в обществе позволяет выделить, прежде всего, такое их них, как мемориальная, «охранительная» функция библиотеки. При этом имеется в виду, что публичная библиотека не просто транслирует культуру, а постоянно воспроизводит духовные ценности с целью их многократного повторного востребования в текстовой форме и в ходе языковой коммуникации. Тем самым библиотека как социальный институт содействует культурной преемственности поколений. При этом документ рассматривается в широком смысле этого слова, а архивные единицы и вещно-предметный ряд выступают инструментом развития мемориальной функции в библиотеках так же, как архивах и музеях. В настоящее время здесь, как и в других сферах социума, неизбежно влияние глобализации, нивелирующей особенности культур и стимулирующей стремление к воссозданию традиционных ценностей. Существует мнение, что в период информатизации фетишизация исключительно и, прежде всего, информационных задач — это тупиковый путь, о чем свидетельствует опыт зарубежных публичных библиотек, каждая из которых в той или иной степени является многопрофильным культурно-общественным центром, в том числе и мемориальным. Поскольку сегодня на первый план в деятельности библиотек выходит просветительское начало, приобретает особое значение трактовка таких новых терминов, как стиль, стилистическая модель, стилистические особенности библиотечной работы. Выражая своеобразие библиотеки, стиль позиционирует ее как артефакт культуры, выделяя среди других и позволяя говорить о появлении инновационной модели ее деятельности. В качестве примеров синтетических моделей библиотек, объединяющих задачи и стилистику библиотечной и музейной структур, приводятся библиотека-музей, библиотека-салон, библиотека-театр, и в этом виден процесс инновационной трансформации современных библиотечных учреждений. В библиотековедение вводится термин «полистилистическая библиотека». При этом имеется в виду новая модель публичной библиотеки, сочетающая традиционную библиотечную стилистику со стилистикой музеев, архивов, театров, картинных галерей и СМИ.

Основываясь на подходах С.Г. Матлиной к научному определению мемориальной библиотеки, В.П. Викулова применяет к данному учреждению культуры такие термины, как «полифункциональная библиотека» и «библиотека, осуществляющая мемориальную функцию» [5]. Имеется в виду публичная библиотека, которая собирает, хранит, изучает и экспонирует мемориальные предметные и книжные коллекции с целью увековечения памяти о выдающихся исторических событиях, государственных и общественных деятелях, представителях науки, культуры и искусства. Соответственно своему профилю мемориальной эта библиотека ведет библиотечно-библиографическую, музейную, культурно-просветительскую, научно-исследовательскую, учетно-хранительскую, информационную, издательскую и методическую деятельность.

В связи с данным определением неизбежно возникает проблема научной классификации публичных библиотек, реализующих мемориальную функцию. С учетом опыта реально существующих полифункциональных библиотек можно считать основным признаком классификации содержание их профилированной деятельности: краеведческое, историческое, художественно-искусствоведческое, персональное (именное), тематическое. Если взять как основной классификационный признак организацию публичных библиотек, реализующих мемориальную функцию, то их можно условно подразделить на такие, например, виды, как библиотека-музей, музей-библиотека, библиотека с мемориальным комплексом, библиотека — мемориальный центр (мемориальный Дом), библиотека — культурный центр. Совмещение содержательного и организационного признаков позволяет выделить некоторые распространенные в настоящее время варианты публичных библиотек, осуществляющих мемориальную деятельность, например: библиотека-музей краеведческого профиля, музей-библиотека исторического профиля, персональная библиотека — мемориальный центр, персонально-тематическая библиотека-музей, тематический музей-библиотека краеведческого профиля и др. При этом соотношение библиотечного, музейного и информационного компонентов зависит от профиля каждой конкретной библиотеки, специфики ее организации и содержания фонда.

В числе методологических проблем, возникающих при анализе мемориальной функции публичной библиотеки, важное место занимает проблема сохранности фонда и одновременно — необходимости его популяризации среди пользователей. Современные исследователи рассматривают этот вопрос с учетом наличия в фонде публичных библиотек редких и ценных книг, имеющих значение книжных памятников.

В данной связи обратим внимание на то, что наиболее полно проблема сохранности книжных памятников освещена в изданном РГБ сборнике материалов международной конференции 11–13 апреля 2006 г. «Румянцевские чтения» [19]. Здесь органично сочетаются исторические и современные инновационные подходы. К проблемам, обсуждавшимся на конференции и имеющим значение для публичных библиотек, реализующих мемориальную функцию, относятся, например, такие, как: создание электронных коллекций и обеспечение их сохранности, эффективность взаимодействия различных учреждений гуманитарного профиля, законодательная политика в сфере культуры и др. Важна и основная идея, объединяющая все представленные доклады: позиционирование библиотек, музеев и архивов как участников формирования единого информационного и интеллектуального пространства.

Идею объединения библиотеки и музея в структуре образовательного учреждения защищает Ю.С. Тибиркова, и она подтверждена опытом Музея Михайловского педагогического колледжа Волгоградской области, созданного в 1989 г. В 2003 г. в качестве эксперимента было принято решение присоединить музей к Корпоративной информационно-библиотечной системе учебно-научно-педагогического комплекса. Поскольку фонды и музея, и библиотеки содержали краеведческую информацию, целесообразным было рассмотрение музея образовательного учреждения как неотъемлемой части информационно-библиотечной среды. Важно, что библиотека учебного заведения сохраняет традиции общедоступного, открытого, универсального по ресурсам и видам деятельности института. Функции библиотеки и музея в данном случае едины: информационная, образовательная, воспитательная, социальная. Выделяя методологические задачи музея учебного заведения, основные направления и методические основы его работы, Ю.С. Тибиркова приходит к выводу, что совместной музейной деятельностью могут успешно заниматься как специалисты в области музееведения, так и работники смежных профессий: преподаватели, сотрудники библиотек. Такой подход наиболее адекватен потребностям общества знаний, в особенности, сферы культуры и образования, ресурсам и задачам полифункциональных учреждений [21].

Специфика библиотечных и музейных фондов, их описания, хранения и использования, а также юридический статус библиотеки-музея продолжают оставаться серьезной проблемой. Большой научный вклад в разработку правовых основ функционирования публичных библиотек нового типа внес В.К. Клюев [11], который, в частности, обосновал целесообразность применения в библиотечной практике так называемого смежного законодательства, включающего следующие законы: Федеральный закон (ФЗ) «Об информации, информатизации и защите информации» (1995), ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» (1996), ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996), ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (2004), Закон РФ «Об образовании» (1992), ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (1996). Выделены актуальные для библиотек правоустанавливающие нормы, содержащиеся в смежном законодательстве. Принципиально важно и объективно оправдано включение в правовое поле полифункциональной библиотечной деятельности законодательных документов, регламентирующих те виды работы, которые заимствованы из музейного и архивного дела. Подчеркивается также необходимость отражения в профильном блоке законов и положений о библиотечной поддержке образовательной деятельности. Вывод автора вполне обоснован: использование так называемого смежного законодательства в системе источников правового регулирования повседневной библиотек, особенно мемориальных, необходимо.

В настоящее время правовой аспект функционирования полифункциональных (полистилистических) публичных библиотек с мемориальным компонентом требует нормативного регламентирования. На основании обозначенных выше подходов создание пакета правовой документации, регулирующей мемориальную деятельность публичных библиотек, вполне возможно. В диссертационном исследовании В.П. Викуловой разработаны проекты соответствующих документов: Типовое положение о публичной библиотеке, реализующей мемориальную функцию, Типовые правила пользования публичной библиотекой, реализующей мемориальную функцию, Положения об отдельных аспектах деятельности полифункциональной библиотеки, а также Типовые должностные инструкции библиотечно-музейных специалистов, таких, как главный хранитель, экскурсовод, лаборант-исследователь музейного фонда [5].

Некоторые исторические предпосылки возникновения библиотечно-музейных учреждений

Исследование мемориальной деятельности современных публичных библиотек предполагает выявление основных ее предпосылок — и эта проблема отражена в текущем документном потоке. Первопричиной возникновения и развития мемориальной функции библиотек, играющих роль аккумуляторов культурных ценностей, можно считать человеческую потребность в сохранении памяти о своем прошлом. При этом взаимосвязь формирования документных и вещественных фондов прослеживается с древнейших времен. Исторически учреждения библиотечного, музейного и архивного типа развивались взаимосвязанно, что объясняется, прежде всего, их общими культурными задачами. Многие музейные коллекции прошлого включали в себя уникальные книжные собрания, а некоторые крупнейшие библиотеки современности выделились из состава музеев.

Прототипами современных библиотек, имеющих в своем составе музейные комплексы, явились мемориальные коллекции, собираемые не в целях утилитарного использования, а для реализации потребности в сохранении памяти, в создании особой предметно-пространственной среды, состоящей из предметов-символов, оказывающих сильное эмоциональное воздействие. Примерами библиотечно-музейных собраний прошлого могут служить, например, Александрийский Мусейон, Британский национальный музей, Библиотека-музей Ватикана, Румянцевский музей [4].

Основой формирования публичных библиотек, реализующих функцию сохранения культурного наследия, нередко становились частные коллекции известных лиц. В состав этих собраний, наряду с книжными изданиями и документами, входили произведения искусства, домашняя утварь, предметы интерьера. Истории формирования частных библиотечно-музейных коллекций в России посвящен ряд публикаций отечественных специалистов. Среди них можно особо отметить статью В.Ф. Молчанова «Личность и коллекции Н.П. Румянцева в истории книжной культуры России XIX века» [16], в которой прослежена история формирования коллекции графа Н.П. Румянцева (1754 — 1826) — государственного деятеля и книгоиздателя 1-й четверти XIX в. Румянцевское собрание включало редчайшие памятники письменности и научные труды для их исследования. Со временем оно выросло в крупнейший просветительский центр Европы. Библиотека графа Н.П. Румянцева, насчитывавшая 28512 томов, послужила основой для создания Румянцевского музея, из которого впоследствии была образована Библиотека Румянцевского музея, затем Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина, в наше время — Российская государственная библиотека (РГБ).

Следует отметить, что в состав коллекции графа Н.П. Румянцева, описанной В.Ф. Молчановым, помимо книг и рукописей, входили монеты, а также этнографические и минералогические редкости. Таким образом, Румянцевское собрание представляло собой прообраз современных библиотек-музеев и одновременно — источник формирования новых библиотечно-музейных фондов.

Часть библиотек, возникших на основе дореволюционных музейных собраний, подобно Российской государственной библиотеке, успешно функционирует и сейчас, например, Библиотека Музея Московского Кремля, развитие которой прослеживается с середины XIX столетия по настоящее время [3]. Книжное собрание зародилась в Оружейной палате в 60-е гг. XIX в. и было призвано обеспечить научно-исследовательскую деятельность музея. Начиная с тех лет, целенаправленно собиралась коллекция изданий, связанных с историей царствующего Дома Романовых. В 1927 г. было разработано «Положение о библиотеке», ставшее для нее первым нормативным документом. Отсортировка книжных запасов 1924 и 1929 гг. лишили библиотеку многих дореволюционных изданий. В период репрессий 1930 гг. была упразднена должность библиотекаря. После эвакуации в 1960 г. началось возрождение Библиотеки Музея Московского Кремля как структурного подразделения музейного учреждения: Музей был передан в ведение Министерства культуры СССР. Активизировалась научно-исследовательская деятельность библиотеки, увеличился штат музея, библиотека получила помещение в Успенской Звоннице, а в штатном расписании вновь появилась должность библиотекаря.

Около половины сорокатысячного библиотечного собрания музея относится к редким изданиям. Примечательно, что удовлетворяя профессиональные запросы сотрудников Музея Московского Кремля, библиотека продолжает оставаться базой для их научных исследований. При этом, однако, она оказывает консультационную и информационную помощь специалистам и других учреждений. По нашему мнению, это свидетельствует о стремлении музейных библиотек к преодолению свойственной им закрытости деятельности и ресурсов, что в значительной степени сближает их с публичными библиотеками, реализующими мемориальную функцию.

Еще одна библиотека, возникшая в середине XIX в. и в наши дни осуществляющая мемориальную деятельность, — это библиотека Музея-заповедника «Горнозаводский Урал», основанная в 1853 г. (принадлежала крупнейшим заводовладельцам Урала Демидовым). Отметим, что в то время открытие библиотек в России считалось нужным, полезным и даже модным делом. Все годы своей работы учреждение выполняло миссию популяризатора культуры. Заводская библиотека играла важную роль в культурной жизни Тагила, на ее содержание выделялись средства [7].

На сегодняшний день основное направление работы библиотеки Музея-заповедника «Горнозаводский Урал» является краеведческое, связанное с историей Нижнего Тагила. С 1924 г. она является музейной и хранит редкие книги, самые древние из которых изданы в XVII в. К настоящему моменту выделено и систематизировано пять книжных коллекций, а общий фонд библиотеки Музея-заповедника составляет около 40 тысяч экз.

Возрождение в наше время таких дореволюционных библиотечных структур, как, в частности, Библиотека Музея Московского Кремля и библиотека Музея-заповедника «Горнозаводский Урал», говорит об исторической преемственности мемориальной функции библиотек и ее актуальности.

Поскольку главной функцией библиотек после 1917 г. считалась идеологическая, это в значительной мере корректировало их мемориальную деятельность. Таким образом, в разные периоды развития общества реализация мемориальной функции публичными библиотеками осуществлялась с различной интенсивностью, что зафиксировано в исторических исследованиях. М.Я. Дворкина в историческом аспекте анализирует эволюцию библиотек как полифункциональных учреждений [8]. Библиотека изначально возникла как институт письменной культуры, обеспечивающий сохранение этой культуры и передачу ее ценностей следующим поколениям (соответственно, она воспринималась, прежде всего, как мемориальное хранилище информации). В пространство же современной библиотеки включены не только книги и люди, но и компьютеры, и другая техника. Через их посредство пользователю и библиотекарю открывается новое пространство — виртуальное, расширяющее физическое помещение библиотеки. Таким образом, библиотечное учреждение в процессе эволюции преодолевает ограниченность своего физического пространства, чем и обосновано появление понятия «единое информационное пространство», которое связано преимущественно с технологиями Интернет. Анализ взаимосвязи информационного пространства с понятием «время» показывает, что преодоление времени библиотекой (добавим, и музеем) изначально заложены в основу их деятельности. Исторически библиотека имела цель хранить документы и другие ценности вечно, воплощая мечту человека о бессмертии. Сохраняя книгу, созданную в прошлом, библиотека ориентируется на настоящее и будущее. В реальности многие библиотеки погибали вследствие войн, стихийных бедствий, а книги при этом уничтожались, но вместе с тем идея вечности сохранялась, и в этом отчасти была реализована мемориальная функция библиотечного учреждения. В новой информационной среде дополнительно возникает о сохранении библиотеками электронных документов и ресурсов сети Интернет. Однако противопоставление идеи вечности хранения факту физического и морального старения документов (как, заметим, и музейных экспонатов), потребностям пользователей в новой, актуальной информации, а также оперативности ее предоставления еще сохраняется как не до конца решенная проблема.

Новый импульс мемориальный аспект работы библиотек получил во времена перестройки. Возрастание в обществе интереса к роли личности, к отдельным периодам истории России, историческому прошлому российских городов и сел, а также экономическое преобразование общества и потребность библиотечных структур в обретении индивидуального, привлекательного для пользователей лица явились главными стимулами к образованию полифункциональных учреждений культуры — публичных библиотек, осуществляющих мемориальную деятельность.

Их создание и набирающая в последние годы силу тенденция так называемой персонификации библиотечного дела, то есть рассмотрение его прошлого, настоящего и будущего через призму деятельности отдельных специалистов (как выдающихся ученых, так и известных практиков) представляется тесно взаимосвязанным. Персонификация, начиная с 2002 г., просматривается через раздел «Персоналии деятелей библиотечного и книжного дела» в научно-практическом сборнике Библиотечное дело — XXI век" и другие ее жанры. Среди них: научные чтения и научно-практические конференции, посвященные памяти ведущих теоретиков и практиков библиотечного дела, именные премии и конкурсы в честь кого-либо из них, а также биобиблиографические указатели, книги и сборники их избранных трудов; наблюдается все больший успех библиотечных мемуаров (например, Н.В. Тюлиной, С.В. Житомирской, Н.Е. Добрыниной, Б.Н. Бачалдина), присвоение библиотекам имен тех, кто внес решающий вклад в их развитие и др. В тенденции персонификации библиотечного дела особенно заметен вклад Т.Ф. Каратыгиной [10]. Основная идея ее книги состоит в преемственности поколений, так называемой нераспавшейся связи времен. Все это подтверждает актуальность актуальность мемориального аспекта библиотечной науки и практики.

Современная мемориальная деятельность публичных библиотек

Мемориальная функция публичных библиотек ныне возрождается и получает все большее развитие. Подтверждением тому служит создание на базе библиотек и частных книжных собраний как полифункциональных культурных институтов, так и музеев различного профиля. Опыт профилированной деятельности публичных библиотек, имеющих в своем составе музейные комплексы, анализируют отечественные специалисты-практики.

Новое толкование всем известной аббревиатуры БАМ (Библиотека-Архив-Музей) дает В. Белко [2]. По словам автора, это означает единое целое, синтез накопления, хранения, исследования и популяризации исторической информации. В составе Национальной библиотеки Беларуси функционирует Музей книги. В музейном фонде хранятся издания, датируемые 14 — 15 веком. Всего в библиотеке собрано около 70 тыс. редких и старопечатных книг и рукописей, в том числе изданные в 1517 — 1519 гг. в Праге экземпляры книг первого белорусского книгопечатника Ф. Скорины.

Библиотечные учреждения, реализующие мемориальную функцию, все чаще становятся центрами областной, городской и сельской культуры. И.В. Яковлева, например, анализируется позитивный опыт краеведческой библиотечно-музейной деятельности [23]. Отдел со специализированным фондом был выделен в филиале № 1 ЦБС г. Зверево Ростовской области в 1992 г. Библиотека-музей стала городским центром краеведения. В 1998 г. были объединены краеведческая библиотека и музей при школе № 1. Со временем учреждение стало работать по четкой методике. Библиотечные формы популяризации фондов здесь комбинируются с музейными. В экспозиции рядом с книгами и периодическими изданиями выставлены предметы быта, одежда, письма и фотографии, ведется краеведческая картотека статей. Для обеспечения обратной связи проводятся анкетирование и опросы пользователей. В музейном отделе проходят экскурсии и выставки, действует клуб краеведов. Библиотека также участвует в городских методических объединениях учителей, информирует учреждения города по краеведческой тематике, популяризирует свою работу в средствах массовой информации. Все свои мероприятия и праздники библиотека-музей проводит на основе социального партнерства: совместно с центром социального обеспечения, профессиональными училищами, средними школами и дошкольными учреждениями.

Краеведческий аспект мемориальной деятельности публичных библиотек популярен во многих регионах России и все чаще становится темой профессиональных конференций и семинаров. Именно в данном ракурсе следует рассматривать состоявшийся в Пензе по инициативе Пензенской областной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова межрегиональный семинар «Сохранение историко-культурного наследия народов Поволжья как приоритетное направление деятельности библиотек», В мероприятии приняли участие представители РГБ, ЦУНБ им. Н.А. Некрасова (Москва), национальных библиотек Мордовии, Татарстана, Чувашии, Самарской областной научной публичной библиотеки, ведущие специалисты Пензенской областной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова, библиотекари области. Главной задачей семинара стало выявление роли библиотек в сохранении единой многонациональной культуры и культур отдельных народов в межкультурном этническом общении. Всеми участниками отмечен тот факт, что современные библиотеки перестали быть просто книгохранилищами, они все больше становятся полифункциональными общественно доступными информационными, культурными, образовательными и правовыми центрами, что, заметим, усиливает и мемориальный аспект их деятельности. В наши дни успешное развитие многофункциональных, полистилистических библиотечных учреждений обеспечивается, в первую очередь, их способностью к взаимодействию, разработке и реализации совместных проектов и программ, направленных на создание единого информационного пространства [20].

Содержанием мемориальной деятельности публичных библиотек все чаще становится их собственная история. Поэтапно создан и развивается, например, музейный комплекс в составе Центральной библиотеки г. Куйбышева Новосибирской области — старейшей библиотеки Западной Сибири.. Идея организации музея возникла еще в 1992 г., но официальное его открытие состоялось только в ноябре 2001 г. Основой формирования музейной коллекции и экспозиции стала документация, отражающая деятельность библиотеки на разных этапах ее развития: дневники, отчеты, планы, почетные грамоты и поздравления, письма, альбомы, фотографии, читательские формуляры, библиотечная техника, краеведческая литература. Библиотека ведет свою историю с середины XIX столетия. В коллекции музея хранятся несколько раритетных изданий конца XIX — начала XX вв. Помимо архивных и книжных документов, в мемориальной экспозиции выставлены некоторые образцы мебели, библиотечный инвентарь и бытовые предметы: проигрыватели, магнитофоны, фильмоскопы, пишущие машинки. В штат библиотеки введена должность заведующего музеем. На базе музейного комплекса проводятся научные исследования и культурно-просветительские мероприятия краеведческого содержания (беседы об архитектуре г. Куйбышева, встречи со старожилами, встречи школьников с ветеранами Великой Отечественной войны). В работе с дошкольниками используются игровые формы: в фойе детей встречает Королева Книга, а в музее — домовенок Кузя. Примечательно, что, в отличие от правил традиционных музейных учреждений, экспонаты разрешается трогать руками [18].

Музейное подразделение играет важную роль в обучении и повышении квалификации библиотечных работников. Им разработана методическая программа «В интересах читателей и нас самих», открыта «Школа молодого библиотекаря». Музейный комплекс необходим и для популяризации профессии библиотекаря, повышения ее престижа. В ЦБ г. Куйбышева данной цели служит такая форма персонификации прошлого и настоящего, как стендовая экспозиция о ветеранах библиотечного труда, вклад которых в развитие своей библиотеки наиболее значителен.

Особое место среди публичных библиотек, реализующих мемориальную функцию, занимают персональные, или именные библиотеки. Профилирование их работы неразрывно связано с эпохой, личностью и творчеством деятеля, имя которого они носят. Как правило, в составе таких библиотек функционируют музеи, посвященные определенным персонам. Подобные полифункциональные библиотеки характеризуются в публикациях многих российских специалистов.

На основе анализа опыта работы Народного музея семьи Рерихов [12] ставится вопрос о возможности органичного объединения библиотеки и музея в единый комплекс. Е.С. Кулакова утверждает, например, что библиотеку как хранилище книг и музей как собрание памятников материальных и духовных ценностей объединяет принадлежность к сфере культуры, но каждое из этих учреждений имеет свою специфику. Народный музей семьи Рерихов выполняет функции культурно-образовательного центра на базе Библиотеки им. Д.С. Лихачева г. Новокузнецка Кемеровской области. Музей был открыт в 1996 г. при участии читателей библиотеки и общественности. Его основатели поставили задачу создания благоприятной среды для повышения культурного уровня молодежи. Большую помощь в приобретении подлинных экспонатов, связанных с биографией и наследием семьи Рерихов, библиотеке оказал Международный Центр Рерихов Москвы, передавший для организации музея фотографии, факсимильные копии документов, книги из личной библиотеки Рерихов. В экспозиции можно также увидеть скульптурный портрет Н.К. Рериха из красного дерева, репродукции картин Н.К. и С.Н. Рерихов. Работа музея в настоящее время развивается в нескольких направлениях: выставочная деятельность, лекционная работа, экологическое просвещение, организация творческих объединений, проведение культурных акций. Библиотека-музей привлекает своих посетителей открытостью и возможностями для творчества. При Народном музее семьи Рерихов работают творческие объединения, в том числе детские. Одним из важных направлений деятельности библиотеки является экологическое воспитание. У Народного музея семьи Рерихов уже сложились свои традиции организации и проведения культурных акций. Ежегодно в октябре проводится Неделя культуры, а к Международному Дню Культуры (15 апреля) организуются выставки, концерты, выступления театрального кружка. При музее действует Общественный совет, члены которого принимают участие в работе библиотеки, а также способствуют организации спонсорской поддержки и рекламы [12].

Как отечественная инновационная форма сохранения «экологии культуры» библиотеки-музеи перспективны и требуют как теоретического осмысления, так и чисто практических действий — поиска, в частности, новых форм сотрудничества с государственными учреждениями культуры и общественностью.

Довольно часто публичные библиотеки, осуществляющие мемориальную деятельность, бывают связаны с литературными персоналиями. Проанализирован, например, опыт библиотек-музеев, посвященных памяти выдающихся писателей и поэтов [22, 9, 15].

Так, в Бежецкой центральной библиотеки им. В.Я. Шишкова Тверской области, как пишет Л. Фролова, создан музейный комплекс, посвященный поэтам А.А Ахматовой, Н.С. Гумилеву и их сыну — историку Л.Н. Гумилеву. В доме, где сейчас размещается библиотека-музей, жили предки Н.С. Гумилева, сюда же поэт приезжал со своей женой А.А. Ахматовой. На первом этаже здания размещаются библиотечные службы, на втором — музейная экспозиция. Начиная с 1987 г., библиотека проводит вечера памяти семьи Гумилевых, а также экскурсии, научно-практические конференции, литературные встречи. Летом во дворе Дома поэтов проходят детские праздники. Сочетание «библиотека — музей — творчество поэтов» называется «счастливым» [22].

Музей К.И. Чуковского создан в Центральной библиотеке Ленинского района Московской области, а сама библиотека основана в 1957 г. по инициативе и на средства самого К.И. Чуковского для местных детей. По соседству с ней находится Дом-музей писателя. Уже в наше время коллектив музейных, библиотечных и творческих работников, как пишет О. Журавлева, выдвинул идею создания учреждения, органично объединяющего в себе библиотеку, музей, областной методический центр детского литературного творчества, экскурсионно-туристический центр, семейный клуб, а также разнообразные кружки и студии. На эти цели был выделен грант Правительства Московской области [9].

Фонд библиотеки-музея содержит учебно-познавательную и художественную детскую литературу, фотопортреты писателей, мебель и бытовые предметы, относящиеся ко времени жизни К.И. Чуковского. Мемориальное пространство организовано по различным темам: Комната-школа, Комната книги, Комната игр. В открытых витринах выставлены уникальные детские книги с автографами. Стены оформлены рисунками детей. Читальный зал библиотеки выполняет функцию конференц-зала и выставочного комплекса. В нем проходят встречи с писателями и поэтами, работает литературно-творческая мастерская для одаренных детей Подмосковья, организуются семинары для юных литераторов. Развитие детского творчества, выявление и поддержка юных талантов является одним из главных направлений деятельности ЦБС Ленинского района Московской области. По сути, библиотека-музей К.И. Чуковского уже сейчас выполняет функции областного центра детского творчества.

Библиотечно-музейной деятельностью занимается Коношская центральная районная библиотека им. Иосифа Бродского Архангельской области. Во время своей ссылки в Норенскую деревню под Коношей поэт был постоянным читателем библиотеки. В конце 1980-х гг. библиотека начала изучать «норенский период» жизни И.А. Бродского и популяризировать его имя и творчество. Поскольку вещественных реликвий там не сохранилось, основатели музейного комплекса пошли по пути сбора устных воспоминаний о поэте и формирования фонда документов, связанных с его биографией и литературным наследием. По собранным документам была сформирована картотека «Иосиф Бродский», на основе которой в 2004 г. создан библиографический указатель «Иосиф Бродский. Сочинения и литература о нем». Сегодня библиотека проводит книжные выставки, фотовыставки, Дни памяти Иосифа Бродского. Деятельность по сохранению памяти поэта послужила в 2004 г. основанием для присвоения Коношской центральной районной библиотеке его имени, а в 2006 г. была открыта Мемориальная комната Иосифа Бродского, в которой собрано все, что накоплено о нем библиотекой. Помимо документальных материалов, в экспозиции представлена коллекция игрушечных кошек — любимых животных поэта. Для посетителей организуются экскурсии, видеопоказы фильмов о Бродском. Библиотека сотрудничает с общественными организациями и частными лицами Санкт-Петербурга, Москвы, Архангельска, Нью-Йорка и других городов. По словам Е. Меньковой, имя Иосифа Бродского придает развитию библиотеки дополнительный импульс, побуждает к поиску новых путей ее развития и перспектив [15].

Среди московских библиотек, реализующих мемориальную функцию, наиболее известны Библиотека — фонд «Русское Зарубежье», Библиотека-читальня № 13 им. И.С. Тургенева, Библиотека истории русской культуры и философии «Дом А.Ф. Лосева», Центральная городская библиотека — мемориальный центр «Дом Гоголя», Библиотека № 112 им. А.С. Пушкина. Уникальность исторического развития, формирования и использования фондов этих учреждений в культурной среде города предопределяют их особые формы и методы работы с населением. Библиотека-фонд «Русское Зарубежье» занимается сохранением и популяризацией наследия российской эмиграции, «Дом А.Ф. Лосева» специализируется на изучении личности и трудов известного философа XX столетия, мемориальный центр «Дом Гоголя» ставит своей главной задачей увековечение памяти великого классика русской литературы. Объединяющей чертой всех этих многопрофильных институтов является работа с культурным наследием [6].

Итак, общим для всех названных библиотек является объединение в одной структуре библиотечной и музейной функций. Авторы поддерживают идею современной библиотеки как полифункционального культурного института, реализующего в своей деятельности те или иные направления искусства, науки, духовного знания и информатизации. В качестве наиболее перспективной формы реализации всех социально значимых функций публичных библиотек, в том числе функции сохранения и популяризации культурного наследия, позиционируется проектная деятельность библиотечных учреждений [17].

Следует подчеркнуть, что в осуществлении мемориальной функции большинством публичных библиотек четко прослеживаются три общих направления деятельности: библиотечно-информационное, музейное и научно-исследовательское, причем наблюдается тесная их взаимосвязь во всех аспектах библиотечной работы, что подтверждает гармоничность библиотечно-музейной структуры как единого полифункционального культурного института.

Большинство исследователей отмечает следующее очень важное обстоятельство: приоритетной категорией пользователей публичных библиотек, осуществляющих мемориальную деятельность, наряду со специалистами в различных профильных областях знания, становится молодежь — студенты высших учебных заведений и учащиеся старших классов. Данная тенденция свидетельствует о педагогическом и культурно-нравственном потенциале мемориальной функции публичных библиотек.

Концептуальная модель публичной библиотеки, реализующей мемориальную функцию, позволяет позиционировать данную библиотечно-музейную структуру как активного участника процесса сохранения культурного наследия [5].

Библиография:
1. Белкина С.В. Музей в пространстве библиотеки // Библиотечное дело — 2003: материалы 8-й межд. науч. конф. Москва, 24–25 апр. 2003 г. — М., 2003. — С. 36–37.
2. Белко В. Единство истории / В. Белко // Один факт. — 2006. — № 2. — С. 1.
3. Библиотека Музея Московского Кремля // Новая библиотека. — 2005. — № 2. — С. 25–30.
4. Викулова В.П. Источники возникновения и развития мемориальной функции публичных библиотек / В.П. Викулова // Библиотечное дело — 2007: Современные технологии и ресурсы: Скворцовские чтения: Материалы двенадцатой междунар. науч. конф.— М., 2007. — С.67—73.
5. Викулова В.П. Мемориальная деятельность публичной библиотеки: организационно-управленческая концепция: автореф. дис... кандидата пед. наук (05.25.03) / В.П. Викулова; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — М., 2008.
6. Викулова В.П. Мемориальные библиотеки в современном социально-культурном контексте: докл. на Междунар. науч. конф. «Информационная культура общества и личности в XXI веке» (Краснодар, сентябрь 2006 г.) / В.П. Викулова // Информационная культура общества и личности в XXI веке: Материалы Междунар. науч. конф., Краснодар, 20–23 сент. 2006. — Краснодар, 2006. — С. 337–341.
7. Дацкевич В.А. Книжная сокровищница Нижнего Тагила (К 150-летию библиотеки Музея-заповедника «Горнозаводский Урал») / В.А. Дацкевич // Библиотековедение. — 2004. — № 6. — С. 104–114.
8. Дворкина М.Я. Библиотека в контексте пространства и времени: Доклад на Международной научной конференции «Информационная культура общества и личности в XXI веке» (Краснодар, сентябрь 2006 г.) / М.Я. Дворкина // Информационная культура общества и личности в XXI веке: Материалы межд. науч. конф. Краснодар, 20–23 сент. 2006. — Краснодар, 2006. — С. 285–288.
9. Журавлева О. Так мечтал Чуковский / О. Журавлева // Библиополе. — 2006. — № 11. — С.22—25.
10. Каратыгина Т.Ф. Чтоб не распалась связь времен...: [Моногр.] / Т.Ф. Каратыгина; МГУКИ. — М., 2005. — 239 с.
11. Клюев В.К. Законодательство смежных отраслей деятельности в системе источников библиотечного права / В.К. Клюев // Информационная культура общества и личности в XXI веке: Материалы межд. науч. конф. Краснодар, 20–23 сент. 2006. — Краснодар, 2006. — С. 293–297.
12. Кулакова Е.С. Библиотека-музей в пространстве современной культуры: Из опыта работы Народного музея семьи Рерихов / Е.С. Кулакова // Новая библиотека. — 2006. — № 11 — С. 18–21.
13. Матлина С.Г. Мемории сохраняют историю / С.Г. Матлина // Библиополе. — 2006. — № 11. — С. 16–19.
14. Матлина С.Г. Понятийный аппарат современного библиотековедения (Социально-культурные аспекты) / С.Г. Матлина // Библиотековедение. — 2005. — № 2. — С. 23–30.
15. Менькова Н. С именем Бродского / Н. Менькова // Библиополе. — 2006. — № 11. — С. 26–29.
16. Молчанов В.Ф. Личность и коллекции Н.П. Румянцева в истории книжной культуры России XIX века / В.Ф. Молчанов // Библиотековедение. — 2006. — № 2. — С. 72–77.
17. Осипова И.П. Проектная деятельность библиотек: общие проблемы, региональный опыт / И.П. Осипова // Библиотечное дело — XXI век: науч.-практ. сб.: Вып. 2 (6). — 2003. — № 2. — С. 243–271.
18. Полякова Е.А. Музей истории старейшей библиотеки Западной Сибири / Е.А. Полякова // Информационный бюллетень РБА. — 2004. — № 32. — С. 163–168.
19. Румянцевские чтения. Материалы международной конференции (11–13 апреля 2006 г.). — М: Изд-во Пашков Дом, 2006. — 360 с.
20. Самсонова Р. Сохранение культурного наследия народов Поволжья. Обмен опытом на Пензенской земле / Р. Самсонова // Вестник библиотек Москвы. — 2006. — № 3. — С. 37–39.
21. Тибиркова Ю.С. Роль музея в становлении информационно-библиотечного пространства образовательного учреждения / Ю.С. Тибиркова // Библиотечное дело — XXI век: науч.-практ. сб.: Вып. 1 (9). — М., 2005. — С. 199–202.
22. Фролова Л. Дом поэтов на Бежецкой земле / Л. Фролова // Библиополе. — 2006. — № 11. — С. 20–21.
23. Яковлева И.В. При балке кленовой... / И.В. Яковлева // Библиотека. — 2005. — № 2. — С. 60–61.

Яндекс.Метрика