Концептуальные подходы к формированию модели публичной библиотеки с мемориальной функцией

Викулова В. П. Директор ГБУК «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека», кандидат педагогических наук, Заслуженный работник культуры РФ

В современных условиях унификации культуры, глобализации общества, научно-технического и информационного развития публичные библиотеки стремятся сохранять культурную идентичность, комплексно используя различные формы и методы работы: библиотечные, музейные, архивные, салонно-театральные и др. Сочетание разнообразной методики формирует направления деятельности публичной библиотеки как полифункционального культурного института. В настоящее время данный аспект развития публичных библиотек широко отражен в практическом опыте многих библиотечных учреждений.

Одной из основных задач библиотеки является реализация мемориальной функции, или функции сохранения культурного наследия. Анализ исторической фактографии с древнейших времен до наших дней дает основание для утверждения мемориальной функции современной публичной библиотеки как основополагающей или «сущностной». При этом объектом деятельности библиотек становится культурное наследие, выраженное в текстовой и вещественно-предметной информации.

Среди современных полифункциональных библиотечных учреждений особое место занимает публичная библиотека с мемориальной функцией, осуществляющая сбор, хранение, изучение и экспонирование мемориальных предметных и книжных коллекций с целью увековечения памяти о выдающихся исторических событиях, государственных и общественных деятелях, представителях науки, культуры и искусства, ведущая библиотечно-библиографическую, музейную, культурно-просветительскую, научно-исследовательскую, учетно-хранительскую, информационную, издательскую и методическую мемориальную деятельность в соответствии со своим профилем.

Для характеристики публичных библиотек, реализующих функцию сохранения культурного наследия, применимы следующие критерии мемориальности: расположенность в историческом здании; связь с личностью того, чье имя носит библиотека; наличие в фонде документов о жизни и творчестве конкретного лица, а также собрания прижизненных изданий его сочинений; наличие мемориального музея; работа библиотеки по сохранению памяти о конкретной личности или определенном событии. При этом отправной точкой для создания библиотеки с мемориальной функцией становится не только и не столько фактор подлинности места и вещей, но, прежде всего, духовная традиция, событие, личность, впоследствии «обрастающие» музейной и книжной коллекцией. Таким образом, возникает новый культурный центр, имеющий библиотечно-музейную специфику. Совокупной характеристикой деятельности публичной библиотеки с мемориальной функцией могут выступать и подлинность места, и фонды, и направления работы.

По содержанию деятельности существующие полифункциональные публичные библиотеки можно условно подразделить на: библиотеки краеведческого профиля, библиотеки исторического профиля, персональные (или именные) библиотеки, библиотеки художественно-искусствоведческого профиля, тематические библиотеки, а также библиотеки, отражающие историю книжного и библиотечного дела.

Необходимо иметь в виду, что любая публичная библиотека с мемориальной функцией (персональная, краеведческая, тематическая и т.д.) в той или иной степени связана с исторической фактографией. Поэтому деление на виды в большинстве случаев является условным.

По форме организации можно выделить библиотеку-музей, музей-библиотеку, библиотеку с мемориальным комплексом, библиотеку — мемориальный центр, библиотеку — культурно-просветительский центр.

Классификация по содержанию фондов, направлению работы и форме организации позволяет выделить разнообразные варианты публичных библиотек с мемориальной функцией, а также осуществлять оптимальное моделирование полифункциональных учреждений культуры.

К настоящему времени российскими и зарубежными библиотеками накоплен представительный практический опыт реализации мемориальной функции. В широком многообразии деятельности публичных библиотек можно выделить определенные формы, которые применяются в зависимости от профилирования учреждений, но в рамках трех основных направлений деятельности: библиотечно-библиографического, музейного и научно-исследовательского. При всем многообразии форм и методов работы, общей чертой современных публичных библиотек с мемориальной функцией можно считать именно их полифункциональность, определяющую важную роль публичной библиотеки как культурно-просветительского центра.

Теоретико-методологические подходы и анализ практического опыта явились основой для формирования концептуальной модели публичной библиотеки с мемориальной функцией.

Практическая организационно-функциональная модель полифункциональной публичной библиотеки включает 11 базовых модулей. Основой для ее построения послужили социальные функции публичной библиотеки и процессы библиотечно-музейной деятельности. Структура практической организационно-функциональной модели предполагает целостность, которая достигается взаимообусловленностью каждого модуля и процессов внутри модульной системы. Методологией формирования модели является системный анализ процессов профилированной деятельности публичной библиотеки, а также структурно-функциональный подход. Общим свойством всех модулей в структуре практической модели можно считать их профилирование. Обращает на себя внимание тот факт, что даже сугубо библиотечные функции в организационно-функциональной модели публичной библиотеки с мемориальной функцией представлены во взаимосвязи с выбранным профилем деятельности. В свою очередь, происходит адаптация музейных функций к задачам и потребностям публичной библиотеки. Подобное взаимодействие и взаимообусловленность характерны для учреждений культуры полифункционального типа.

Рассмотрим подробнее модули, входящие в структуру публичной библиотеки с мемориальной функцией.

Модуль 1 «Основные социальные функции публичной библиотеки с мемориальной функцией» включает библиотечно-библиографическое и информационное обслуживание, сохранение и популяризацию культурного наследия, содействие образованию, самообразованию и воспитанию, культурно-просветительскую и досуговую деятельность и связи с общественностью, проведение научных исследований по профилю библиотеки.

Необходимо отметить, что все социальные функции публичной мемориальной библиотеки носят профилированный характер. Реализация функции библиотечно-библиографического и информационного обслуживания, а также содействие образованию, самообразованию и воспитанию предполагают дифференцированный подход с выделением особых зон обслуживания и определенных групп пользователей. Функция сохранения и популяризации культурного наследия, в разной степени присущая всем библиотечным учреждениям, здесь является профильной. Что касается культурно-просветительской, досуговой деятельности и связей с общественностью, то она ведется, как правило, во взаимодействии с учреждениями науки, культуры и образования, чьи функции, задачи, профиль и направления работы согласуются с функциями, задачами, профилем и направлениями работы конкретной библиотеки. Проведение научных исследований имеет определенные тематические и хронологические рамки, обусловленные профилем библиотеки. Таким образом, данный модуль отражает наиболее общие социально значимые функции, свойственные всем публичным библиотекам, осуществляющим мемориальную деятельность.

Модуль 2 «Организационная структура публичной библиотеки с мемориальной функцией» представляет комплекс подразделений, характерных для полифункциональной библиотеки. Выделяются профилированные отделы — такие, как отдел музейного и экскурсионного обслуживания (музей в составе библиотеки), служба главного хранителя, специализированные читальные залы, сектор комплектования музейного фонда, экспозиционно-выставочный отдел. Необходимо подчеркнуть, что все традиционные отделы полифункциональной публичной библиотеки, включая администрацию и службу главного инженера, ориентированы на профилированную деятельность библиотечно-музейного учреждения.

Немаловажным в составе модели является Модуль 3 «Профилированный фонд», включающий в себя вещно-предметный ряд, собрание архивных документов, книжную коллекцию и медиатеку (собрание документов на нетрадиционных носителях информации).

Профилированный фонд публичной библиотеки с мемориальной функцией служит целям хранения раритетных, ценных книг и рукописей, показа в экспозиции наиболее интересных изданий, обеспечения научной работы сотрудников и специалистов из других учреждений по профильным темам. Наличие специализированной части фонда, включающей печатные издания, музейные реликвии, архивные и электронные документы, подчеркивает полифункциональный характер деятельности публичной библиотеки с мемориальной функцией.

Формирование профилированного фонда обеспечивается процессами его комплектования и обновления. В этой связи считаем целесообразным создание в библиотеке фондовой комиссии, а также организацию специализированного подразделения отдела комплектования и обработки, который бы проводил профильное комплектование фонда из обменно-резервных фондов музеев, библиотек, в букинистических и комиссионных магазинах, издательствах, у частных лиц. Может производиться также докомплектование фонда по профилю библиотеки. Что касается обновления фондов, обязательного для любой публичной библиотеки, в библиотечно-музейном учреждении оно подразумевает, прежде всего, списание устаревших и непрофильных документов.

Музейное направление деятельности публичной библиотеки с мемориальной функцией отражено в Модуле 4 «Организация музейной деятельности», в который входят процессы экспозиционной (в частности, создание в структуре библиотеки музейной экспозиции) и экскурсионно-лекционной работы.

Музейная экспозиция, отражающая профилирование библиотеки, может быть построена на базе подлинных реликвий или методом инсталляции, когда создается особое пространство, стилизованное под определенную эпоху. Необходимо отметить, что подлинность вещей и книг как первоисточников знаний, эстетических чувств и духовного развития человека позволяет обеспечить включение посетителя в стилизованную культурную атмосферу, создаваемую в стенах библиотеки с мемориальной функцией.

В зависимости от профилирования можно выделить несколько наиболее распространенных типов музейных экспозиций в составе публичной библиотеки: историческая, историко-литературная, краеведческая, искусствоведческая, предметно-тематическая. Общим свойством для всех типов библиотечных музеев является сочетание вещно-предметных, архивных и книжных экспонатов, позволяющее с наибольшей полнотой отразить выбранный профиль. Поскольку развитие современной культуры выдвигает принцип объединения вещно-предметного и книжного рядов, традиционное для музея понятие «мемории» в библиотеке становится двойственным, одновременно обозначая и предмет, и книгу. Экспонат, обладающий свойством мемориальности, как музейная реликвия получает особую ценность.

На основе содержания экспозиции строится экскурсионно-лекционная работа библиотеки, популяризирующая содержание ее фонда и выбранный профиль.

Модуль 5 «Организация научно-исследовательской деятельности» предполагает углубленное и всестороннее изучение профильной тематики, исследование мемориальных коллекций библиотеки и ее собственной истории, определение и описание вещно-предметных, книжных и рукописных меморий, монографическое изучение отдельных предметов и их групп, фиксацию результатов исследований в форме тематических трудов, статей и докладов, популяризацию научных знаний посредством представления их на конференциях, семинарах, симпозиумах, организацию научно-исследовательских экспедиций, а также координирование исследований с профильными научными и культурными организациями. Итоговым результатом научно-исследовательского процесса является издательская деятельность, позволяющая наглядно продемонстрировать научные достижения.

Наличие в структуре библиотечно-музейного комплекса мемориальной экспозиции обусловливает значение Модуля 6 «Учетно-хранительская деятельность», который обеспечивает сохранность книжных и вещественных коллекций. Содержание учетно-хранительской деятельности включает в себя следующие процессы: учет поступающих экспонатов в инвентарной книге и их маркировку; научное определение (атрибуцию); отражение экспонатов в профилированных картотеках; составление научных паспортов; поддержание оптимального температурно-влажностного режима в специализированном хранилище; обеспечение защиты экспонатов с помощью оснащенных сигнализацией витрин; соблюдение правил противопожарной безопасности; ограничение доступа пользователей к экспонатам.

Методика учетно-хранительской деятельности публичной библиотеки с мемориальной функцией может быть успешно заимствована из соответствующей практики музейных и архивных учреждений. Вместе с тем, необходимо принимать во внимание отличительную специфику полифункциональной библиотечной структуры как общедоступного культурного института. Для оптимального решения учетно-хранительских задач целесообразно включать в штат библиотеки специалистов, имеющих высшее образование в области музейного дела.

Важнейшим для библиотечно-музейной структуры является Модуль 7 «Организация профильного библиотечно-библиографического и информационного обслуживания». Публичная библиотека с мемориальной функцией по своему статусу обязана осуществлять полномасштабное обслуживание пользователей в условиях абонемента и читального зала, а также справочно-библиографическую работу и информатизацию, связанную с внедрением современных компьютерных технологий. Вместе с тем, организация и выполнение процессов библиотечно-информационной работы в данном случае имеет свою специфику, связанную с профилированием. В частности, применяется дифференцированный подход при удовлетворении запросов различных групп пользователей.

Справочно-библиографическая работа публичной библиотеки с мемориальной функцией имеет характер оперативной научно-методической деятельности, предполагающей оказание консультационной помощи работникам других культурных институтов, специалистам различных сфер науки, культуры, искусства и образования, студентам профильных вузов, корреспондентам СМИ, творческим работникам.

Информатизация играет важную роль в модуле профильного библиотечно-библиографического и информационного обслуживания пользователей полифункциональной публичной библиотеки. Процессы модернизации затрагивают все сферы деятельности учреждения, включая музейную и научно-исследовательскую работу. При этом традиционные библиотечно-музейные функции, связанные с сохранением и популяризацией культурного наследия, не только не нивелируются, но, наоборот, получают выход на качественно новый уровень развития.

Одной из важнейших задач полифункционального библиотечного учреждения являются теоретические исследования и методические разработки в области библиотечного и музейного дела. Модуль 8 «Организация научно-методической деятельности» представляет такие процессы, как анализ, обобщение и осмысление опыта профильной практической работы, формулирование теоретических выводов и положений на основе практического опыта, а также доведение результатов исследований до сведения специалистов учреждений культуры библиотечно-музейного профиля.

Можно констатировать, что публичная библиотека с мемориальной функцией способна выступать не только центром профильных научно-методических исследований, но и экспериментально-учебной базой, местом повышения квалификации для работников других полифункциональных библиотек. При этом предметом методической работы становится изучение и совершенствование форм и методов библиотечно-библиографической, музейной и научной деятельности публичных библиотек. Объектом исследований выступает практический опыт конкретных библиотек, реализующих на практике мемориальную функцию.

Обеспечение востребованности полифункциональной библиотеки в немалой степени зависит от успешной реализации Модуля 9 «Организация культурно-просветительской деятельности и связей с общественностью». В данный модуль входят разработка и реализация совместных культурных проектов, реклама библиотеки в обществе, благотворительная деятельность, взаимодействие со структурами власти различного уровня. Эти формы работы позволяют реализовывать просветительскую, нравственно-воспитательную, досуговую функции, а также укреплять взаимодействие между различными культурными институтами в рамках социума.

Следует отметить, что реализация библиотеками культурно-просветительских проектов осуществляется на корпоративной основе. Таким образом, в числе прочих задач Модуль 9 выводит публичную библиотеку с мемориальной функцией на уровень партнерских отношений с бюджетными и коммерческими организациями, органами государственного управления, деятелями культуры и общественными объединениями, что, в свою очередь, обеспечивает успешное функционирование полифункционального библиотечного учреждения.

Реализация профильной мемориальной функции, увеличение масштабов работы с пользователями библиотеки и их дифференциация, усложнение функций всех подразделений сферы обслуживания, взаимодействие между ними требуют качественных изменений в сфере кадровой политики. Модуль 10 «Кадровая политика» подразумевает следующие процессы обоснование введения новых штатных должностей, расширение числа сотрудников за счет внештатных специалистов и консультантов (экспертов), а также профильное повышение квалификации персонала.

В целом модуль кадровой политики направлен на развитие всех функций и процессов деятельности публичной библиотеки с мемориальной функцией. Вместе с тем, следует отметить его профилированную направленность. Необходимо также подчеркнуть повышение квалификационных требований, правомерно предъявляемых к библиотечно-музейным работникам в связи с реализацией публичной библиотекой мемориальной функции. В настоящее время отсутствует единая комплексная специализация «библиотечно-музейный работник», поэтому многим сотрудникам полифункциональных учреждений культуры (в том числе публичных библиотек) приходится приобретать вторую или даже третью профессию в рамках дополнительного образования.

Статус публичных библиотек с мемориальной функцией в настоящее время требует своего юридического закрепления. Правовой аспект работы библиотеки полифункционального типа отражен в ее концептуальной модели как Модуль 11 «Правовое обеспечение», подразумевающий создание комплекта нормативных документов, которые регулируют деятельность публичных библиотек с мемориальной функцией. Прежде всего, это профильные и смежные законодательные акты, Учредительный договор, Устав, Типовое положение о публичной библиотеке с мемориальной функцией, Правила пользования библиотекой, частные положения об отдельных направлениях работы, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников.

Необходимо, чтобы уставные документы с исчерпывающей полнотой отражали возможности полифункциональной публичной библиотеки. В Уставе и специальных положениях фиксируется конкретная ресурсная база, на которой создается учреждение культуры нового типа, обозначается состав и содержательная направленность его фондов, выделяются основные функции как библиотечно-библиографического, информационного, мемориального, научно-исследовательского, координационного, культурно-просветительского, методического и досугового центра.

Можно сделать закономерный вывод, что модуль правового обеспечения является базовым в структуре организационно-функциональной модели публичной библиотеки с мемориальной функцией. От его реализации зависит внедрение в практику библиотечной деятельности всех модулей представленной модели. Правовой аспект функционирования публичных библиотек, осуществляющих мемориальную деятельность, в настоящее время требует углубленной разработки с целью формирования комплексного блока локального нормативного регламентирования.

Можно констатировать наличие многосторонних устойчивых взаимосвязей и взаимодействия модулей в рамках предложенной практической модели. Каждый из модулей в разной степени соотносится с другими. При этом любой процесс имеет важное самостоятельное значение в рамках предлагаемой схемы. Таким образом, данная концептуальная модель, являясь перспективной и динамичной, способна развиваться и адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям социальной реальности.

Одной из главных особенностей обосновываемой модели, помимо полифункциональности, мы считаем ее потенциальную востребованность, поскольку предложена концепция культурного института, деятельность которого, в соответствии с традициями публичных библиотек, адресована всем слоям населения, в том числе социально незащищенным группам пользователей. В данном случае дифференциация обслуживания позволяет неформально и содержательно подходить к удовлетворению информационно-образовательных, духовно-творческих и досуговых потребностей всех без исключения граждан.

Главной особенностью модели является ее открытость для позитивного взаимодействия с внешней средой: научно-исследовательскими, культурными и образовательными учреждениями, общественными организациями, структурами власти. Свойство открытости и готовности к сотрудничеству, присущее публичной библиотеке, способствует приобретению привлекательного имиджа демократичного и прогрессивного учреждения культуры, сохранению уже выработанных и формированию новых традиций работы с культурным наследием.

Таким образом, отличительной чертой концептуальной модели публичной библиотеки с мемориальной функцией правомерно считать ее гибкость и приспособляемость к условиям библиотечно-музейной практики. Можно также сделать закономерный вывод, что практическая организационно-функциональная модель полифункциональной публичной библиотеки имеет большой потенциал для дальнейшего стратегического развития и внедрения в современных российских библиотеках.

Яндекс.Метрика