Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»
Фестиваль «Чеховская осень–2018»
Вниманию болельщиков!
XXVI Всероссийский фестиваль авторской песни «Гринландия»

	

Психологическое восприятие образов произведений Н. В. Гоголя младшими школьниками

Муссалитина Е. В. (Москва), сотрудник Московского педагогического государственного университета / 2002

Николай Васильевич Гоголь приходит в нашу жизнь еще в детстве — с таинственными и завораживающими историями «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Дети младшего школьного возраста (от шести-семи до десяти-одиннадцати лет) завороженно слушают и читают именно эти истории из «Вечеров» — они наиболее красочные, романтичные, сказочные и понятные. С большим интересом знакомятся дети и с «очень страшной историей» — «Вием».

На названных выше произведениях выросло не одно поколение младших школьников. Но современные девчонки и мальчишки разительно отличаются от своих сверстников 50-х и даже 80-х годов ХХ века. Двадцать первый век принес с собою не только новейшие достижения науки и техники, но и новые представления о жизни. Вера детей в сказочных витязей, царевен, Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного сменяется мыслями о роботах-убийцах, покемонах и Человеке-Пауке. Триллеры и фантастика стараются вытеснить мудрые сказки и рассказы. Как же нынешние младшие школьники воспринимают произведения Н. В. Гоголя?

Чтобы ответить на этот вопрос мною было проведено небольшое, но как показали результаты, достаточно яркое, экспериментальное исследование. В нем приняли участие пятьдесят учеников начальных классов одной из московских школ в возрасте от 6 до 10 лет. Примерно две трети детей ранее не были знакомы с произведениями Н. В. Гоголя.

Сперва дети прочитали три произведения Н. В. Гоголя — «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь или Утопленница» и «Вий». Потом с детьми была проведена беседа. И на третьем этапе эксперимента дети выполняли иллюстрации к прочитанному.

Самым страшным произведением большинство детей назвало «Вий» (76% опрошеных), 22% назвали «Майскую ночь» и 2% — «Ночь перед Рождеством». Ответы детей на другие вопросы представим ниже в виде таблицы.


Таблица результатов беседы о прочитанном (в %).

Вопрос/произведение«Ночь перед Рождеством»«Майская ночь или Утопленница»«Вий»
Какое самое интересное произведение?542422
В какую историю ты хотел бы попасть?70264
Какая история случилась на самом деле?221860


Как видно из таблицы, наиболее интересным для детей младшего школьного возраста представляется рассказ об удивительной ночи перед Рождеством — «самой веселой», по словам многих детей — из трех предложенных историй, хотя и два других повествования тоже интересны ребятам. Почти никто не хочет очутиться в страшном «Вие», зато большинство младших школьников с удовольствием бы попутешествовали вместе с Вакулой. Подавляющее большинство (больше половины школьников) верят, что на самом деле произошли те события, о которых повествует «Вий». Вера в истинность трагических событий присуща младшему школьному возрасту. Дети в этот возрастной период с наслаждением перессказывают друг другу страшилки, истории про мертвецов, убийц, вампиров и т. д. И именно «Вийя» дети отметили как самое страшное произведение. В знакомстве с произведениями Н. В. Гоголя ярко выразилась тяга младших школьников к страшному («Вий») и смешному («Ночь перед Рождеством»).

Рисуя акварельными красками иллюстрации к прочитанному, дети изображали наиболее интересные для себя произведения (см. Таблицу).

Больше всего рисунков было к «Ночи перед Рождеством». Сюжет практически одинаков: Вакула летит на черте в Петербург. Преобладают яркие насыщенные цвета: красный, синий, зеленый. Линии ровные, герои и предметы прорисованы четко.

Рисунки к «Майской ночи или Утопленнице» совсем иного характера. На них изображены русалки, парубки с бандурой, заброшенный дом. Цвета преобладают спокойные, более прозрачные (желтый, голубой, фиолетовый, салатовый, розовый). Использованы оттенки и переходы от одного цвета к другому: серовато-голубой, зеленовато-коричневый и т. д. Линии неровные, фигуры нечеткие, размытые.

Выполняя иллюстрации к «Вию», дети рисовали паночку, Хому, Вия, вурдалаков и упырей. Использовались насыщенные контрастные цвета: черный и красный, едко-желтый и фиолетовый, коричневый и оранжевый, ярко-зеленый и серый. Линии рваные, мазки неровные. Фигуры аморфные и срашные. Рисунки производят очень тревожное впечатление.

Наблюдая за реакцией детей во время выполнения рисунков, можно констатировать, что дети, изображавшие «Ночь перед Рождеством» испытывали положительные эмоции. Они улыбались, хихикали и посматривали на соседий. Школьники, рисовавшие «Вия» переживали отрицательные эмоции: они ерзали на стульях, морщились, вздыхали и целиком были поглощены своей работой. Изображающие «Майскую ночь или Утопленницу» дети были спокойны, задумчивы и молчаливы.

Прочитав произведения Н. В. Гоголя, дети выбрали для иллюстрирования понравившееся. Пристрастия, как выяснилось, определились в соответствии с типом темперамента юных художников. Но отметим, что в младшем школьном возрасте темперамент еще не определился четко (это происходит примерно к 11 годам), но о соответствии психических реакций ребенка тому или иному типу темперамента говорить мы можем.

И так, предпочтения распределились следующим образом. Дети сангвиники и флегматики (это устойчивые типы темперамента) выбрали «Ночь перед Рождеством«.«Неустойчивые» меланхолики выбрали «Майскую ночь или Утопленницу», а холерики — «Вий».

И только один ребенок на своем рисунке изобразил героев из всех историй: второклассник Миша Д., яркий сангвиник. В лунном небе среди звезд и тучек пролетает Вакула верхом на черте, внизу у реки русалки водят хоровод, а над ними кружит паночка. Все персонажи улыбаются, и сам рисунок производит очень веселое впечатление. Миша занимается в изостудии, и очень творчески отнесся к выполнению задания. Он нарисовал эскиз обертки для шоколада «Сказки Гоголя».

К списку научных работ

«Тень сомнения» (1943) 20 Июня в 15:00

Кинолето в «Доме Гоголя»

«Легенды и мифы повседневной жизни»

Выставка работ студентов Института проблем современного искусства