Н. В. Гоголь и театр. III Гоголевские чтения

1-3 апреля 2003 года в Городской библиотеке-мемориале «Дом Гоголя» состоялись Третьи Гоголевские Чтения «Гоголь и театр». Работа третьего дня конференции завершилась в Творческом центре Вс. Мейерхольда.

Впервые за 150 лет после смерти всемирно известного классика русской литературы Гоголевские Чтения начали проводиться в России ежегодно. Инициатором проведения Чтений выступила библиотека, носящая имя великого писателя. Гоголевские Чтения — историческое событие в культурной жизни России. Темой Первых Чтений стала попытка как можно шире представить весь спектр проблем современного гоголеведения. Для участия в Чтениях были приглашены не только филологи, но также историки, философы, музейные работники. Вышел сборник докладов, прочитанных на первой конференции — «Н. В. Гоголь — загадка третьего тысячелетия». Можно утверждать, что эта тема станет программной, хотя каждый год название конференции будет меняться, отражая разные аспекты гоголевского наследия.

Идея мероприятия

Гоголевские Чтения являются уже укрепившейся традицией библиотеки, направленной на объединение под крышей Дома на Никитском бульваре литературной общественности России и зарубежных стран и еще одним шагом на пути к созданию Гоголевского культурного центра в Москве.

Следует отметить, что проведение ежегодных Гоголевских Чтений, приуроченных к дню рождения классика, является и данью уважения писателю, стоящему по популярности на одном из первых мест в разных уголках земли.

Выбор и особенности жанра Чтений

Ежегодные Гоголевские Чтения приобрели статус Международной научной конференции, в которой приняли участие представители 14 городов из 4 стран (Россия, Украина, Франция, Италия). Данная конференция проводилась при непосредственном участии Всероссийского государственного института кинематографии им. С. А. Герасимова и Театрального центра им. Вс. Мейерхольда. В историю мировой литературы Гоголь, прежде всего, вошел как создатель поэмы «Мертвые души» и комедии «Ревизор». Но творчество великого писателя неисчерпаемо. Третьи Гоголевские Чтения были посвящены теме «Гоголь и театр». Жанр Чтений позволил осветить под широким углом многие проблемы гоголевского творчества. Для участия в конференции были привлечены не только филологи, но и театроведы, искусствоведы, историки, философы, видные педагоги, писатели, актеры и режиссеры. Н. В. Гоголь любил театр. Он называл его «кафедрой, с которой миру можно сказать много добра». Именно этому завету Гоголя следовали устроители конференции.

Цели и задачи конференции

  1. 1. Третьи гоголевские Чтения являются одним из первых мероприятий, проводимых в преддверии 200-летнего юбилея Н. В. Гоголя в 2009 году.
  2. 2. Тема конференции — «Гоголь и театр» — невероятно актуальна, так как в настоящее время Н. В. Гоголь является одним из наиболее репертуарных авторов во все мире. Творчество Гоголя, имеющее бессчетное количество интерпретаций, отличается тем, что почти все они — даже самые взаимоисключающие — верны.
  3. 3. Уровень представленных докладов должен был соответствовать статусу конференции, получившей определение — Международная научная конференция.
  4. 4. Проведение совместной конференции должно показать, что библиотека может являться равноправным партнером.
  5. 5. Важной задачей мероприятия явилось объединение в Доме Гоголя филологов, искусствоведов и театральных деятелей различных взглядов и направлений.
  6. 6. Одна из целей конференции — определить место драматургии Гоголя в современном литературном и театральном процессе, осветить сценическую историю гоголевских произведений.
  7. 7. Чтения должны были показать себя как уже сложившаяся традиция в отечественном и зарубежном гоголеведении.
  8. 8. Закрепление творческих связей библиотеки с учеными, деятелями и работниками культуры и искусства, коллегами-библиотекарями, широкой общественностью
  9. 9. Совершенствование уровня организации конференций, повышение квалификации сотрудников и статуса библиотеки как культурно-информационного центра в целом.

Подводя итоги конференции можно с уверенностью сказать, что все задачи и цели организаторами конференции были выполнены. Положительные отзывы были получены со стороны прессы и телевидения, мероприятие вызвало положительный интерес к работе библиотеки со стороны исследователей из разных городов России и мира. Библиотека показала, что способна стать организующим и координирующим центром гоголеведения, причем, не только на отечественном, но и на международном уровне.

Сборник докладов Третьих Гоголевских чтений
«Н. В. Гоголь и театр»

В сборнике представлены доклады, прочитанные на Третьих Гоголевских чтениях 1 — 3 апреля 2003 года в Москве. Тема «Гоголь и театр» оказалась близка и специалистам по творчеству великого писателя — литературоведам, лингвистам, и театроведам, исследователям отечественного и зарубежного кино, театральным педагогам. В Чтениях, которые, по традиции, были организованы и проведены Городской библиотекой № 2 им. Н. В. Гоголя, принимали участие ВГИК им. С. А. Герасимова, Театральный центр В. Э. Мейерхольда, Театральный музей им. А. А. Бахрушина и ряд московских театров.

В центре внимания участников чтений были особенности драматургии и — шире — театральной эстетики Гоголя, сценическая история его произведений, авангардистские эксперименты с его пьесами, интерпретация гоголевского творчества в современном театре, кино, музыкальном театре и даже балете. Поэтому сборник будет интересен филологам, искусствоведам и всем, кому дорого наследие великого русского писателя.

Драматургия Гоголя

Гоголь и традиции староукраинского театра (два этюда)
Барабаш Ю. Я. (Москва), д.ф.н., профессор ИМЛИ им. А. М. Горького РАН

Традиции староукраинского барочного театра XVII — XVIII вв. как один из истоков творчества Гоголя — такова проблема, которая затрагивается в двух этюдах, составляющих данную статью. Первый из них посвящен вопросу о влиянии комедий Василия Афанасьевича Гоголя на ранние повести Гоголя-сына. Во втором рассматриваются особенности эстетики и поэтики украинской вертепной драмы, с которыми генетически связаны так называемые «кукольность» персонажей и «анекдотичность» ситуаций. Их в свое время отметил у Гоголя и критически оценил (по мнению автора статьи — неправомерно) В. Розанов.

Театральность гоголевских образов
Гетман Л. И. (Нежин, Украина), к.ф.н., доцент Нежинского государственного педагогического университета им. Н. В. Гоголя

Автор описывает одну их черт идиостиля Н. В. Гоголя — использование в эпических произведениях приемов, характерных для сценического искусства.

Мотив лица в художественном мире гоголевской драматургии
Еремин М. А. (Самара), д.ф.н., профессор Самарского государственного педагогического университета

В статье указывается место мотива лица в пьесах Н. В. Гоголя «Ревизор», «Женитьба», «Игроки». Особое внимание уделяется фактам деформации лица. Это играет важную роль в понимании сюжетной коллизии пьес. Связь мотива лица с другими элементами драматического мира Н. В. Гоголя позволяет составить целостное представление о гоголевской «картине человека».

Концепт внесценического персонажа в драматургии Н. В. Гоголя
Могилевская Н. М. (Алматы, Казахстан), профессор Казахского национального университета им. аль-Фараби

В докладе раскрываются функции и назначение внесценических персонажей в комедиях Н. В. Гоголя. В работе использованы материалы по данной теме В. Набокова и А. Терца.

Принципы организации сценического пространства в драматургии Н. В. Гоголя и в драме немецкого экспрессионизма
Васильчикова Т. Н. (Ульяновск), д.ф.н., профессор Ульяновского государственного университета

Мир гоголевских комедий

Гоголь о любви и браке
Гуминский В. М. (Москва), д.ф.н., профессор ИМЛИ им. А. М. Горького РАН

В статье анализируются гоголевские представления о «любви-страсти» и «любви-привычке», подход Гоголя к проблеме семьи и брака, сформировавшийся, по мнению автора, под влиянием Пушкина, а также отражение всего этого в гоголевском творчестве.

Неоконченная пьеса «Владимир 3-ей степени» как своеобразная творческая лаборатория Н. В. Гоголя
Бельтраме Ф. (Триест, Италия), профессор Государственного университета г. Триеста

В статье приводятся результаты исследования лейтмотива неоконченной комедии Н. В. Гоголя «Владимир 3-ей степени» и особенностей комизма заключительной ее сцены. Раскрывается характер «желчного смеха» в пьесе, могущего сильным эффектом комического вызывать у зрителей чувство обиды. Реконструкция поэтики пьесы по ее фрагментам в контексте других произведений Н. В. Гоголя и литературного процесса тех лет помогает понять значимость его первой комедии как своеобразной творческой лаборатории молодого автора.

«Господин де Пурсоньяк» Мольера и «Женитьба» Гоголя
Иваницкий А. И. (Москва), д.ф.н., профессор РГГУ

Мольер является одним из предшественников Гоголя в изображении внутреннего мира маленького человека, его страха и влечения в отношении «большого» (столичного) мира. И то, и другое концентрируется в двойственном отношении к «столичному» браку. У Гоголя-драматурга эти мотивы отражены в «Женитьбе». Наиболее близким ее прообразом в творчестве Мольера является комедия «Господин де Пурсоньяк». Если у Мольера эти черты «маленького человека» косвенно отражаются в этикетной комедии положений, то Гоголь, меняя саму структуру комедии, переводит их из подтекста в текст.

«Выбор невесты» накануне «Женитьбы» (Гофмановская поэтика и комедия Гоголя)
Зорин А. Н. (Саратов), к.ф.н., доцент Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского

Комедию «Женитьба» Н. В. Гоголь переписывал несколько раз в течение девяти лет. Это было связано с глубокими переживаниями в его личной жизни и эволюцией его романтического мироощущения. Принципы формирования сюжета, эстетическая проблематика, жанровый синтетизм ассоциируют пьесу с поэтикой новелл Гофмана («Золотой горшок», «Выбор невесты»). В представленной статье «Женитьба» рассматривается в проекции гоголевской судьбы и в контексте лирического гротеска петербургских повестей.

Вокруг «Ревизора»

«Ревизор» Гоголя — между прошлым и будущим
Ищук-Фадеева Н. И. (Тверь), д.ф.н., профессор Тверского государственного университета

Статья посвящена исследованию структуры комедии Гоголя «Ревизор», которая конструируется в логике последовательного отрицания законов комедии: в пьесе нет любовной интриги, нет действующего, т. е. драматического героя, нет брака или его аналога — всеобщего пира. Жанровая аномалия была столь явной, что гоголевская пьеса воспринималась как бы вне литературного процесса, без прошлого, по крайней мере. Тем не менее, с одной стороны, специфика образов роднит гоголевскую комедию с древнегреческой периода Аристофана, с другой — «Ревизор», по сути, являет собой первый образец театра языка, что, безусловно, делает Гоголя предтечей театра абсурда.

Город в «Ревизоре»
Мильдон В. И. (Москва), д.ф.н., проф. ВГИК им. С. А. Герасимова

Рассмотрены возможные смыслы образа/метафоры города в пьесе. Он имеет черты, позволяющие утверждать, что это не обычное место, где живут люди, а некий аналог преисподней, изображенной контрастом к Небесному Иерусалиму подлинному объекту писателя. Небесный Град как истинная цель всякого человека впервые в гоголевском творчестве появляется в «Ревизоре».

Иван Хлестаков как «человек играющий»
Патапенко С. Н. (Вологда), к.ф.н., доцент Вологодского государственного педагогического университета

Ритмическая структура «Ревизора» (предварительные замечания)
Орлицкий Ю. Б. (Москва), д.ф.н., профессор РГГУ

В статье предлагается оригинальная методика анализа ритмической организации прозаической драмы Гоголя — с точки зрения наличия в ее структуре аналогов силлабо-тонических стихотворных строк, создающих, вместе с другими средствами метризации, особый «поэтический» образ «Ревизора».

К интерпретации финала «Ревизора» (методологические замечания)
Есаулов И. А. (Москва), д.ф.н, профессор Государственной Академии славянской культуры

В статье пересматривается традиционная интерпретация противопоставления первого, «ненастоящего», ревизора (Хлестакова) и второго, «настоящего» (чиновник из Петербурга). Автор статьи уделяет внимания тому факту, что первый ревизор не является полностью ненастоящим, потому как потенциально он может пробудить совесть персонажей. Поэтому возможно сомневаться в его неприятной сущности. Второй ревизор не является полностью настоящим, потому что его появление сопровождается как духовной, так и мирской аллюзиями. Реальный ревизор является третьим. Однако, он присутствует в тексте не детально, а неявно, потому что он пробудит совесть аудитории по завершении постановки.

«Ревизор»: «явление последнее» (о театральной истории «немой сцены»)
Купцова О. Н. (Москва), к.ф.н., доцент МГУ им. М. В. Ломоносова

«Памятник» и «живая картина» в творчестве Гоголя и Карамзина
Сапченко Л. А. (Ульяновск), к.ф.н., доцент Ульяновского государственного университета

Ю. В. Манн и О. Б. Лебедева провели сопоставление «немой сцены» в «Ревизоре» с полотнами К. Брюллова и А. Иванова. Символика «окаменения» позволяет обратиться также и к скульптуре.
Образы скульптуры занимают минимальное место в произведениях Гоголя. По словам писателя, скульптура умерла вместе с языческим миром, в ней «нет тайных, беспредельных чувств».
Когда Н. М. Языков сообщил в письме к Н. В. Гоголю о сооружении в Симбирске памятника Н. М. Карамзину, которого Гоголь считал идеалом писателя, человека и гражданина, то тема «памятника» не заинтересовала Гоголя, вместо этого он пишет целый очерк о живом Карамзине.
Как известно, сам Гоголь завещал не ставить также себе никакого памятника, а лишь «вырасти выше духом».
Именно такое влияние оказывал на него Карамзин. Сам Карамзин в монументальном искусстве видел путь к обретению потомками добродетели и патриотизма.
Гоголь выступает против сотворения кумиров и идолопоклонства. Его окаменевшие фигуры должны навеять ужас запоздалостью покаяния. Но вместе с тем в живых душах они должны вызвать душевное движение (не окаменение), ведущее к очищению и возможному спасению. Гоголь показывает движение от живого к мертвому, но хотел бы видеть противоположное: от мертвого к живому.

М. Н. Загоскин и «загоскинское» в комедии Гоголя «Ревизор»
Денисов В. Д. (Санкт-Петербург), к.ф.н., доцент РГГМУ

Характеризуются взаимоотношения Гоголя со знаменитым в то время комедиографом и романистом М. Н. Загоскиным в период создания «Ревизора» и его постановок в Москве. В своей комедии Гоголь творчески переосмысливает некоторые эпизоды и образы из популярных произведений Загоскина, а также те негативные черты его личности, которые были хорошо известны современникам.

Михаил Чехов — Хлестаков (заметки на полях «Ревизора»)
Фролова С. Е. (Москва), Центральная научная библиотека СТД

Анализ исполнения Михаилом Чеховым роли Хлестакова (1924 г.) на основе пометок Е. М. Кузнецова, сделанных им по ходу спектакля на полях пьесы «Ревизор» Н. В. Гоголя. Отклики современников на игру М. Чехова.

Мейерхольдовский «Ревизор» в аспекте театральной традиции
Манн Ю. В. (Москва), д.ф.н., профессор, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН

Мейрхольдовская трактовка «Ревизора» сложно соотносится как с предшествующей театральной традицией, так и собственно авторской интерпретацией основных эстетических положений комедии. С одной стороны, эта трактовка явно шла наперекор фундаментальным основам сложившейся сценической реализации (измененный облик главного персонажа, то есть Хлестакова; преодоление строгой локализации действия; нарушение композиционной симметрии; не говоря уже о решительном выходе за пределы текстологического канона). Но с другой стороны, именно благодаря этим новациям замечательной силы выражения достигал «гоголин» (определение Андрея Белого), то есть самый дух гоголевского комизма. Мейерхольдовский спектакль продемонстрировал тот пример, когда приближение к художественной логике оригинала достигалось путем нарушения многих явных или полускрытых запретов, в том числе и тех, которые восходили к самому автору как истолкователю своего текста.

Заумный «Ревизор» Терентьева
Деполь Ж. (Париж, Франция)

9 апреля 1927 года в Ленинграде, в помещении Театра Дома Печати, Игорь Терентьев, символ русского авангарда, самый «левый режиссер», ставит Ревизора в пику спектакля Мейерхольда. Его постановка пытается перемейерхольдить мастера. Она является трактатом заумного театра, эфемерным манифестом позднего авангарда.

Интерпретация гоголевских произведений

Гимназисты играют Гоголя
Юнисов М. В. (Москва), сотрудник Российского Института искусствознания

Статья обращает внимание на роль гоголевской драматургии в развитии школьного театра в России, а также на причины популярности гоголевских комедий «Ревизор» и «Женитьба» в любительских кружках. Анализ специфики детского театра в Российской Империи помогает лучше осознать, какое значение имело для Гоголя его участие в постановках Нежинской гимназии в 1824 — 1827 годах, и насколько это повлияло на его творчество и биографию.

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (из истории сценических интерпретаций)
Виноградов И. А., (Москва), д.ф.н., профессор, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН

Обзор сценических интерпретаций повести «Тарас Бульба» позволяет на примере театральной судьбы одного «недраматического» произведения Гоголя проследить сложный характер отношения к гоголевскому наследию в XIX — XX вв. Изучение более чем полуторавекой истории «Тараса Бульбы» в театре приводит к выводу: адекватная сценическая постановка повести еще ждет своего воплощения.

«Заколдованное место» (о последних постановках «Мертвых душ»)
Уварова И. П. (Москва), сотрудник Российского Института естествознания

В 2000 г. театр драмы г. Нижний Тагил поставил «Мертвые души»: на сцене появилась толпа мертвых крестьян. Режиссер О. Пермяков показал, сколь важна у Гоголя тема смерти и воскресенья.

Гоголевские традиции в театре русского Зарубежья... (эмигрант Бунчук и другие)
Литаврина М. Г. (Москва), д.ф.н., профессор РАТИ

Статья посвящена драматическим сочинениям актера-эмигранта Всеволода Хомицкого (1902, Россия — 1980, Нью-Йорк), автора язвительных комедий и коротких сатирических скетчей, практически неизвестных на родине, которую он покинул в годы Гражданской войны. Для исследователя представляет несомненный интерес проследить очевидные связи творчества Хомицкого с драматургией Гоголя, Фонвизина и советской комедиографией периода НЭПа. В то же время своеобразие его авторской позиции очевидно всякому читателю. Критически воспринимая советский образ жизни, Хомицкий так же далек от идеализации русской эмиграции — в этом смысле его произведения занимают особое место в общем литературном наследии русского зарубежья.

Гоголь в итальянской кинематографии
Де Лотто Ч. (Верона, Италия), профессор Веронского университета

Автор описывает работы итальянского кинематографа, вдохновленные произведениями Н. В. Гоголя. Анализируемые фильмы: «Маска Сатаны» (1960) Марио Бава, классика жанра фильмов ужасов, свободная трактовка рассказа «Вий»; «Рычащие годы» (1962) Луиджи Зампа, сатира, развивающая тему «Ревизора» для южного городка в фашисткой Италии; «Шинель» Альберто Латтуада (1952), высококачественная адаптация произведения, перенесенная в Павию, в 30-ые гг. XX века. Последний фильм всесторонне проанализирован во всех взаимосвязях с гоголевским рассказом и его производством в целом.

Гоголь в музыкальной афише Москвы на рубеже тысячелетий
Грибкова А. Б. (Москва), сотрудник музыкального театра «Геликон-опера»

Статья посвящена московским постановкам опер «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, «Нос» Д. Шостаковича, «Мертвые души» Р. Щедрина и балета Андрея Петрова «Невский проспект» на музыку Д. Шостаковича и А. Шнитке.

Характеристика Чтений. Выбор и участие партнеров

Подготовка к Международной конференции началась непосредственно во время проведения Вторых Гоголевских Чтений в апреле 2002 года. Многие участники уже тогда заявили свои сообщения на 2003 год.

Предполагаемые участники были подробно проинформированы о готовящемся мероприятии. Подготовительные работы велись совместно с сотрудниками ВГИК им. С. А. Герасимова. Также к подготовке Чтений были привлечены ведущие специалисты ИМЛИ РАН, РАТИ, РГГУ.

По сравнению с предыдущими Чтениями существенного расширилась география выступлений. Участниками Третьих Гоголевских Чтений, кроме представителей России, стали гоголеведы из Италии, Франции, Украины. Особо следует отметить расширяющиеся и крепнущие год от года связи библиотеки с родиной писателя — Украиной. В работе конференции приняли участие сотрудники музея Н. В. Гоголя в с. Гоголево (Украина) во главе с директором заповедника Л. Д. Енко. Активный интерес был проявлен со стороны ведущих сотрудников гоголевской группы ИМЛИ РАН, РГГУ, ВГИК, Нежинского государственного педагогического университета им. Н. Гоголя, Самарского государственного педагогического университета, Ярославского государственного театрального института, театральных музеев ведущих московских театров, Ульяновского государственного педагогического университета, Вологодского государственного педагогического университета, университетов гг. Верона и Триест (Италия) и др.

Участниками конференции также стали: Союз Российских писателей, еженедельник «Алфавит», Центральная научная библиотека СТД, Творческий центр Вс. Мейерхольда, Музыкальный театр «Геликон-опера».

Анализ состава докладчиков

Было прочитано 40 докладов. Среди докладчиков: 15 докторов наук, 1 член-корреспондент Международной педагогической академии, 16 кандидатов, 3 аспиранта, 1 соискатель. Следует отметить приветственное слово к участникам конференции художественного руководителя Творческого центра им. Вс. Мейерхольда Валерия Фокина.

Участники конференции, анализ состава слушателей

За время Чтений было проведено 7 заседаний. Всего в конференции приняли участие около 900 человек, что на 200 человек больше, чем в 2002 году. В Третьих Гоголевских Чтениях свои доклады представили ученые из зарубежных стран: Чинция де Лотто и Франка Бельтраме из Италии, Жюдит Деполь из Франции и др.

Большинство слушателей узнавали о мероприятии из приглашений, рассылаемых библиотекой в различные организации: библиотеки, музеи, театры, ВУЗы, научно-исследовательские учреждения. На Третьих Гоголевских Чтениях присутствовали постоянные посетители массовых мероприятий библиотеки, составляющие библиотечно-музейный актив. Среди приглашенных была родственница Н. В. Гоголя — Рафаэла Трофимовна Сверчкова, писатели, журналисты, научные работники, много студентов. В числе приглашенных следует отметить ветеранов войны и труда, рабочих московских предприятий. Социальный состав конференции расширился по сравнению с предыдущими годами. Информация о работе конференции распространялась по разным источникам: афиши, пресс-релизы, факсы, Интернет, письменные и устные приглашения.

Открытие Чтений

Торжественное открытие Третьих Гоголевских Чтений состоялось традиционно 1 апреля 2003 года. Конференцию открыла директор библиотеки В. П. Викулова. В церемонии приняли участие:

  • Дементьева Н. Л. — заместитель министра культуры РФ, которая сказала: «Пушкин, Гоголь, Достоевский, Салтыков-Щедрин примиряют нас с жизнью», пожелала успехов Дому Гоголя и Чтениям, отметила роль библиотек в истории мировой культуры, отдала дань уважения их работникам.
  • Ю. В. Манн — главный редактор Полного собрания сочинений Н. В. Гоголя. «Изучение творчества Гоголя становится мировым процессом. В конференции участвует много иностранных специалистов. Гоголь требует всего человека целиком. Он овладевает всем сердцем — как читателей, так и исследователей».
  • В. И. Рожок — представитель посольства Украины в РФ.
  • Г. В. Боголюбова — Президент Славянского фонда России.
  • Людмила Иванова — народная артистка РФ.
  • Л. Д. Енко — директор Музея-заповедника Н. В. Гоголя (Украина, село Гоголево).
  • Крыхтина Т. — представитель Главы Управы «Арбат».
  • Усов Л. — артист и скульптор из Томска.
  • Издательство «Наш дом» и т. д.

На открытии конференции присутствовала супруга посла Италии в России, члены Русско-итальянского общества им. Данте Алигьери, Славянского фонда, земского движения, делегация музея-заповедника «Абрамцево».

Библиотеке был преподнесен ряд трогательных даров:

Сотрудники музея-заповедника Н. В. Гоголя из села Гоголево (Украина) привезли с родины писателя банку меда, по их словам, с пасеки Рудого Панька, а также знаменитое украинское сало с Сорочинской ярмарки.

Директор издательства «Наш дом» подарил альбом, посвященный постановкам «Ревизора» 1885 года издания.

Актер и скульптор Леонтий Усов преподнес библиотеке одну из своих скульптур, изображающих Гоголя.

От управы «Арбат» были подарены куклы, изготовленные руками детей.

Краткий анализ выступлений

Все участники конференции показали тонкое проникновение в художественный мир Гоголя, владение темой, умение пользоваться современным филологическим иструментарием. Основными темами исследования, как и стоило ожидать, были темы «Ревизора» и «Женитьбы» — главных драматических произведений Гоголя. «Королевой бала» следует признать Немую сцену, которой посвятили монографические доклады 4 исследователя и коснулись многие другие ученые в предложенных слушателям докладах.

Замечательны были выступления звезд отечественного гоголеведения:

  1. Ю. В. Манна — «„Ревизор“ Мейерхольда и сценические традиции»

  2. Ю. Я. Барабаша — «Гоголь и традиции украинского театра»

  3. И. П. Золотусского — «Тема игры („Игроки“)»

  4. И. А. Виноградова — «„Тарас Бульба“ в театре: из истории сценических интерпретаций»

  5. И. Л. Вишневской — «Что еще скрыто в комедии „Ревизор“»

  6. Н. А. Шалимовой — «Н. В. Гоголь и А. Н. Островский: к проблеме театральной антропологии»

  7. И. П. Уваровой — «Последние постановки Гоголя: изменившаяся „картина мира“».

Следует отметить и выступления иностранных гостей.

Особенно интересно прозвучали доклады Франки Бельтраме (Италия) — «Неоконченная пьеса „Владимир 3-ей степени“ как своеобразная творческая лаборатория Н. В. Гоголя», Деполь Жюдит (Франция) — «Заумь и „Ревизор“ И. Терентьева». Они коснулись в своих работах тех сторон творчества Н. В. Гоголя, анализ которых требует глубокого знания русской литературы и истории.

Два доклада были посвящены довольно неожиданным темам — необычным актерам и необычным зрителям (М. Аверьянова, М. Юнисов).

Впервые в докладе Е. А. Митарчук была поставлена проблема органической связи творчества писателя с исихазмом (умной молитвой).

Во многих выступлениях был сделан сопоставительный анализ творчества Н. В. Гоголя и других писателей (А. Иваницкий, И. Таумов, Н. Шалимова, В. Белоногова, О. Румянцева, В. Денисов, Л. Сапченко). Блистательным можно назвать в этом ряду доклад профессора Н. Шалимовой. Доклад О. Н. Купцовой — «Театральные финалы „Ревизора“» , посвященный анализу рисунков немой сцены, приписываемых Гоголю, был сделан с большим мастерством, показавшим умение автора соединять в одно целое несколько культурных пластов: историю театра, живописи, психологии, этики и эстетики.

И. Уварова рассказала о жизни пьес Гоголя на современной сцене, А. Грибкова — о Гоголе и музыкальном театре.

Выступившие подтвердили слова Ю. Манна, сказавшего на открытии Чтений, что Гоголь требует мобилизации всех творческих сил исследователя без остатка. Ветераном конференции можно считать профессора В. Мильдона (ВГИК им. С. А. Герасимова)— участника трех Чтений. Душевный отклик у аудитории получил доклад молодого ученого Марии Аверьяновой. Ее доклад осветил «роль» зрителей в спектакле. Прозвучал исполненный лиризма, необыкновенно интересный рассказ о монахах, ставших зрителями «Ревизора». Главной мыслью слова о Гоголе Валерия Фокина стала мысль о том, что «Гоголь — загадка третьего тысячелетия», подтверждающая надежду устроителей конференции на долгую жизнь Гоголевских Чтений.

Культурно-историческое значение конференции

  • На конференции состоялся широкий обмен научными мнениями в области современного гоголеведения.
  • Были привлечены к участию зарубежные специалисты, что способствует дружбе между народами.
  • Утверждались идеи добра и гуманизма.
  • Было составлено и подписано участниками и гостями конференции Письмо об установке креста на могиле Николая Васильевича Гоголя.
  • Состоялась презентация сборника докладов, прочитанных на Вторых Гоголевских Чтениях — «Гоголь и мировая культура».

Разработка символики и полиграфическое оснащение

Программа, афиши, конверты, пригласительные билеты, папки, ручки, а также художественное оформление конференции была разработана и изготовлены книжным Домом «Университет» совместно с сотрудниками библиотеки.

Для оперативной раздачи информационных материалов была создана регистрационная комиссия.

Режим работы и культурная программа

Чтения проходили три дня с 10:00 до 18:00 в режиме — утреннее, дневное и вечернее заседания. Продолжительность времени заседаний была увеличена на один час, по сравнению с предыдущими конференциями. Дневное заседание последнего дня конференции состоялось в Творческом центре им. Вс. Мейерхольда.

Между заседаниями всем гостям и участникам предлагался кофе-брейк, для докладчиков был предусмотрен обед в ресторане «Дома журналистов». В организации рабочего режима и перерывов конференции были задействованы все сотрудники библиотеки. Четкая работа всех групп оперативного реагирования способствовала успешному проведению Чтений, что было отмечено всеми участниками и гостями.

Иногородние докладчики были размещены в гостиницах.

Культурная программа была значительно расширена по сравнению с предыдущими конференциями:

  1. 1 апреля — спектакль «Мертвые души» в театре «Современник»
    презентация выставки работ скульптора и актера из Томска Леонтия Усова «Гоголиана»
    концерт артистов Оперного театра-студии им. С. С. Прокофьева, в котором прозвучали отрывки из опер на сюжеты произведений Н. В. Гоголя
  2. 2 апреля — спектакль «Гроза» Московского театра юного зрителя
    спектакль «Панночка» Государственного драматического театра им. А. Н. Островского
    «Кофейная кантата»" в Геликон-опере
  3. 3 апреля — «Пивная кантата» в Геликон-опере

В рамках культурной программы 1 апреля состоялась презентация сборника докладов Вторых Гоголевских Чтений «Гоголь и мировая культура, выпущенного Книжным Домом «Университет».

Выставочное оформление

На Чтениях состоялась презентации трех выставок:

  • «Три века на московской сцене», посвященная постановкам произведений Н. В. Гоголя в Москве, где были представлены афиши, программы, эскизы костюмов и театральных декораций, фотоматериалы из фондов театральных музеев;
  • выставка детского рисунка «Гоголевский Петербург», где были представлены работы участников детских художественных студий из гг. Москва и Электроугли, Московская обл. — лауреатов Гран-при на международных конкурсах детского художественного творчества;

  • выставка работ скульптора и актера из г. Омска Леонтия Усова.

Зал заседаний и помещения библиотеки были украшены живыми цветами.

На столе президиума стояли флажки всех стран-участниц.

Гостей в день открытия встречали девушки в русских национальных костюмах.

Компьютерное и техническое сопровождение

Чтения были оснащены проецирующим оборудованием (проецирующее устройство и экран). Всего было подготовлено около 100 оцифрованных слайдов, созданных на книжно-иллюстративной базе библиотеки. Видеопрезентация каждого докладчика сопровождалось индивидуальной афишей, включающей фотоматериалы из самого доклада выступающего.

Конференция была оснащена звукоусилительной аппаратурой в составе: 3 усилителя, 4 микрофона, 3 стойки, 4 колонки. Трансляция конференции проходила по всему второму этажу библиотеки.

Широко использовались видео и кинокамеры, цифровой аппарат.

Конференция транслировалась по Интернет.

В перерывах между заседаниями в фойе звучала музыка.

Средства массовой информации

Было составлено и отправлено в средства массовой информации несколько вариантов пресс-релизов. Всего около 50 факсов.

На Чтениях присутствовали теле-, фото-, кинокорреспонденты.

Режиссер Людмила Темнова (Учебная студия ВГИК им. С. А. Герасимова) сняла документальный фильм о работе конференции Третьи Гоголевские Чтения.

Решения

  1. 1. Программу Международной конференции «Гоголь и театр» (1-3 апреля 2003 г.) считать выполненной в полном объеме.
  2. 2. Подготовить и издать сборник Третьих Гоголевских Чтений «Гоголь и театр» к концу 2003 года.
  3. 3. Создать организацию «Гоголевский фонд» для привлечения внимания общественности к наступающему юбилею писателя в 2009 году.
  4. 4. Продолжить работу по сбору данных о современных исследователях жизни и творчества Н. В. Гоголя в России и за рубежом. Создать картотеку персоналий.
  5. 5. Предпринять научную экспедицию в село Гоголево (Васильевка) в июле 2003 года с целью обмена информационными материалами.
  6. 6. Продолжить научную работу для успешного осуществления реставрационных работ соответствующих гоголевскому времени. Утвердить в Комитете по культуре сметную документацию на финансирование реставрации.
  7. 7. Подготовить и провести Четвертые Гоголевские Чтения «Пушкин и Гоголь» (апрель-2004 г.).
  8. 8. Направить документ в Правительство Москвы об установлении креста на могиле Н. В. Гоголя на Новодевичьем кладбище.
Яндекс.Метрика