«Героическая повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
О Событии
Никогда еще художественное слово не играло столь важной роли в мобилизации духовных сил народа, как в период Великой Отечественной войны. Именно поэтому выпуск художественной литературы в 1941-1945 гг. имел свои особенности. Художественная литература нередко вытеснялась в типографиях срочными заказами Госполитиздата и Воениздата, сезонной литературой Сельхозгиза, школьными учебниками. Однако и во время войны не прекращалось издание произведений русских классиков, укрепляющих народное самосознание, — Гоголя, Лермонтова, Горького, Лескова, Пушкина, Тургенева. Всего за годы войны в СССР было издано около 170 млн. экз. художественных произведений. Сохранились многочисленные свидетельства о том, как в годы Отечественной войны люди нуждались в книге, несущей надежду и уверенность в победе. Такой книгой стала и повесть «Тарас Бульба» — самое героическое произведение Гоголя. Во время Великой Отечественной войны она издавалась большими тиражами. Повесть внушала мысль о победе и бойцам и труженикам тыла, поэтому её издание было очень востребовано. На нашей выставке вы увидите предметы из музейной коллекции «Редкая книга» — издания повести «Тарас Бульба» Николая Васильевича Гоголя, вышедшие во время Великой Отечественной войны в различных книжных издательствах страны.
Большинство книг имело малый формат, что являлось велением времени: книжки небольшого размера умещались в карманах гимнастерки или рабочей спецовки. Яркий пример такого издания, находящегося в фондах Дома Гоголя, — книжечка повестей Н.В. Гоголя «Сорочинская ярмарка» и «Коляска» с рисунками Г.К. Савицкого, выпущенная Воениздатом в 1944 году в серии «Библиотечка журнала «Красноармеец».
Также на выставке представлены предметы из коллекций «Скульптура», «Декоративно-прикладное искусство», «Графика», «Живопись» из фондов музея «Дома Гоголя», посвященные этому произведению. Ведь повесть «Тарас Бульба» всегда была и остаётся одним из самых известных и популярных произведений Н.В. Гоголя. Её герои, персонажи и события нашли свое воплощение в изобразительном и зрелищном искусствах.
Гоголь Н.В. Книга. Тарас Бульба / примеч. Б.Х. Черняка.- Куйбышев: ОГИЗ; Куйбышевское издательство (ОБЛГИЗ), 1944.
В годы войны, несмотря на то, что многие издательства и типографии в западных районах страны прекратили свое существование, а остальные сократили объем работ и перестроили тематику, издательская деятельность велась очень активно. С огромным напряжением работали крупнейшие центральные издательства – Воениздат, Госполитиздат, Гостехиздат, Сельхозгиз, Советский писатель, Искусство, Молодая гвардия, Детгиз и др., а также местные издательства, оставшиеся в тылу. Так, интенсивно работало областное издательство, входившее в ОГИЗ – Куйбышевское. С первых дней войны здесь выпускаются самые разнообразные книги – публицистические, научно-популярные, художественные | |
Гоголь Н. В. Книга. Тарас Бульба / обл. и тит. л. худож. Т. С. Цинберг.- Ленинград: ОГИЗ-Гослитиздат, 1944.
Книги, изданные в Ленинграде в годы блокады, являются уникальными реликвиями - предметом деятельности не только ученых и писателей, публицистов и художников, но и самоотверженного труда редакторов, полиграфистов и печатников. В Ленинграде, несмотря на крайне тяжелые условия блокады, продолжали работать отделения Госполитиздата и Гослитиздата, Медгиз, Лениздат, издательство Академии наук, фабрика детской книги, передвижные типографии Ленинградского фронта. Усилиями этих издательств и типографий было издано более 1,5 тысяч книг и брошюр общим тиражом свыше 23 млн экз. Гослитиздат и Военмориздат выпускали также очерки, повести, рассказы, песенники, сборники пословиц и поговорок, частушек. Все издательства знакомили защитников города с подвигами героев фронта и тружеников ленинградской промышленности, науки, культуры. В дни блокады поэт Н.С. Тихонов записал в дневнике: "В городе в огромном спросе книга… Книжные магазины полны покупателей. Все приезжающие с передовых позиций жадно устремляются за книгой". Читали военную, медицинскую, техническую, сельскохозяйственную и общественно-политическую литературу, но в основном художественную. Так в Ленинграде, еще во время блокады, была подписана в печать в ноябре 1943, а издана уже после снятия блокады в 1944 году повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Книгу оформила Т. С. Цинберг. Имя Тамары Сергеевны Цинберг неразрывно связано с историей ленинградской книжной графики. С 1941 года Цинберг становится членом графической секции Ленинградской организации Союза советских художников и активно работает в ней все последующие годы. В грозные дни Ленинградской блокады Тамара Цинберг была бойцом местной противовоздушной обороны и продолжала заниматься художественным оформлением книг. В это время Т. С. Цинберг обращается к героическому эпосу, к литературе, запечатлевшей подвиги народа в борьбе за свободу Родины. | |
Гоголь Н.В. Книга. Тарас Бульба. - Москва-Ленинград: Военмориздат, 1944
Военно-морское издательство НКВМФ Союза ССР (Военмориздат) - появилось в конце 30-х годов. Выпускало книги, плакаты, брошюры, посвящённые флоту, морякам, кораблям и корабелам, истории судостроения, мореплавания, боевых действий на море, а также художественную литературу. В издательстве среди прочих выходила серия «Библиотека краснофлотца», в которой и была издана повесть «Тарас Бульба». Книжечки печатали с иллюстрациями - что особенно ценно для военного времени. Иллюстратором данной книги был Дмитрий Николаевич Домогацкий, обложку и титульный лист оформил Сергей Михайлович Пожарский - известный советский художник-график, книжный иллюстратор, автор многочисленных работ в книжной графике, разработчик собственных художественных шрифтов. Книга подписана в печать 8 мая 1944 года, напечатана в Москве в типографии Профиздата. | |
Гоголь Н.В. Книга. Тарас Бульба.- Москва: Военное издательство народного комиссариата обороны (Воениздат), 1945
Воениздат - одно из старейших в стране. Его история началась 25 октября 1919 г. с создания литературно-издательского отдела Политуправления Реввоенсовета Республики, задачей которого стало снабжение Красной Армии литературой. Издательство являлось органом, осуществлявшим выпуск военной, военно-научной, военно-политической и учебной литературы. С 1931 по 1941 г. Воениздат выпустил 8250 изданий общим тиражом 332 млн экземпляров! Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) было издано 22 140 наименований книг, брошюр, листовок общим тиражом 3 276 млн экземпляров. Среди них и художественная литература - произведения русских классиков и советских писателей - очерки, рассказы, повести малого объема печатались огромными тиражами. | |
Гоголь Н.В. Книга. Тарас Бульба. - Москва: Гослитиздат, 1944
Гослитиздат - самое крупное издательство художественной литературы в СССР. Государственное издательство художественной литературы (ГИХЛ) основано 1 октября 1930 года в Москве на базе литературно-художественного сектора Госиздата и издательства «Земля и фабрика». В 1934 году было переименовано в Гослитиздат. В годы Великой Отечественной войны, несмотря на все трудности, издание художественной литературы в стране не прекращалось, и ведущее место в этом процессе занимал Гослитиздат. Гослитиздатом был изменен сюжетно-тематический диапазон и эмоциональный строй выпускаемой художественной литературы. Необходимо было сделать каждое издание боевым, предельно активным и массовым по своим формам. Данная книга подписана в печать 4 мая 1944 года, а отпечатана в Калуге, в типографии Пищепромиздата. | |
Гоголь Н.В. Книга. Taras Bulba: a historical novel of Russia and Poland by N. V.Gogol /Translated by Jeremiah Curtin. = Тарас Бульба: исторический роман о России и Польше Н.В.Гоголя/ пер. на англ. яз. Джереми Кертин. - Нью-Йорк: Издательство "Nims & Knight,", 1889
Книга издана в Нью-Йорке в 1889 году. Джереми Кёртин - американский журналист, переводчик, этнограф, почти неизвестен в России, хотя с 1867 по 1877 гг. он жил в Санкт-Петербурге и работал в качестве секретаря американской дипломатической миссии. Кёртин путешествовал по всей Российской империи, собирал сибирский фольклор и переводил на английский Н.В. Гоголя, М. Загоскина, А.К. Толстого. Именно эти переводы принесли ему широкую популярность среди англоязычной аудитории. | |
Гоголь Н.В. Книга. Тарас Бульба. Повесть. Иллюстрированное издание.- 4 изд. - СПб.: Издание А.Ф. Маркса, 1897
Адольф Федорович Маркс (1838-1904) – петербургский издатель, основатель первого в России массового иллюстрированного журнала "Нива", распространявшегося по подписке с бесплатным приложением собраний сочинений лучших отечественных и зарубежных писателей. 8 марта 1893 г. Маркс покупает у В.В. Думнова за 150 тыс. руб. авторские права на сочинения Н.В. Гоголя. В течение восьми лет Маркс предпринял несколько изданий, связанных с именем Гоголя. Нерентабельной оказалась серия «Иллюстрированные народные издания сочинений Н. В. Гоголя», состоявшая из 14 брошюр, из которых самые дешевые стоили 10 коп., а самая дорогая («Ревизор») – 40 коп. В серию вошли почти все наиболее популярные произведения писателя. Для всех брошюр были заказаны оригинальные иллюстрации, виньетки, заставки и т п. К повести «Тарас Бульба» на 170 страницах текста было дано 28 рисунков художников М. Зичи,Р. Штейна, И. Храброва (И. Э. Грабаря), А. Котляревского и др. | |
Гоголь Н.В. Книга. Тарас Бульба. - СССР, Москва-Ленинград: Детгиз, 1946 г.
Книга издана с иллюстрациями одного из самых известных художников-иллюстраторов - Е.А. Кибрика. По признанию самого художника, беспредельная любовь с малых лет к чтению, книгам, иллюстрации определила в дальнейшем выбор жизненного и творческого пути. Художественное образование Е. А. Кибрик получил в Институте изобразительных искусств в Одессе (1922-25) и Ленинградском Вхутеине (1925-27). Кибрика привлекают полнокровные, эпически цельные характеры, он придает своим героям открытый, театральный жест, активную мимику, нередко используя в качестве натурщиков профессиональных актеров. Он любит большой формат, дающий простор естественной свободе движений. Шершавый, крупнозернистый штрих его литографий плотно и сочно ложится на страницу книги. Великая Отечественная война подкрепила стремление художника к героическим темам и привлекла его внимание к русской классике: «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя (1944−45). Монументальному драматизму и героике своих лучших книг 1930-40-х гг. художник оставался верен и в поздних работах: «Как закалялась сталь» Н. А. Островского (1953-56), «Борис Годунов» А. С. Пушкина (1959-64), «Портрет» Н. В. Гоголя (1973-77). | |
Гоголь Н.В. Книга. Тарас Бульба / ил. С.М. Харламова. – Дарств. надпись художника. - М.: Вече, 2009
Книга оформлена художником-графиком С.М. Харламовым (род. 27.01.1942): внутри текста черно-белые полосные и полуполосные иллюстрации; буквицы и виньетки в коричневых тонах; переплет. "Тарас Бульба" - любимое произведение Харламова. Также он создал рисунки к циклу повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки". Книги с этими иллюстрациями предполагалось выпустить в издательстве "Современник" в 1980-е годы, "Вечера…" издали, а повесть "Тарас Бульба" в свет не вышла. Впервые репродукции серии гравюр к "Тарасу Бульбе" были опубликованы в данном издании. Художник подарил музею книгу со своей дарственной надписью, также музеем были приобретены гравюры С.М. Харламова к этим произведениям. | |
Харламов С.М. Гравюра. Тарас Бульба
Сергей Михайлович Харламов (род. 1942) - народный художник России, секретарь правления Союза художников России, профессор. Окончил МГХПУ (ныне Академия) им. С. Г. Строганова. Работает в станковой и книжной графике в различных техниках (ксилография, линогравюра). Лауреат всероссийских конкурсов искусства книги. Он блестяще иллюстрирует «Тараса Бульбу» и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя, «Оды» Г.Р. Державина, «Колокольчики мои» А.К. Толстого, «Вор» Л.М. Леонова, «Я встаю в предрассветный час» М.М.Пришвина, поэзию Ф.И. Тютчева и С.А. Есенина, «Венок сонетов» В.А. Солоухина, произведения других классиков русской литературы. | |
Харламов С.М. Гравюра. Тарас Бульба. Всадники в поле
| |
Харламов С.М. Гравюра. Грусть Тараса
| |
Харламов С.М. Гравюра. Казнь Тараса
| |
Рерберг И.Ф. Рисунок. Пленные казаки в польском городе. Из серии к диафильму по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Иван Фёдорович Рерберг (1892-1957) - советский художник. Учился на архитектурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества по классу проф. Новаковского. Занимался почти исключительно книжным оформлением - созданием обложек, переплётов, книжных украшений для различных изданий. Мастер экслибриса. Выполнил рисунки к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». | |
Рерберг И.Ф. Рисунок. Казаки у реки. Из серии к диафильму по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
| |
Рерберг И.Ф. Рисунок. Андрий, уходящий со служанкой от казаков. Из серии к диафильму по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
| |
Альбом «Тарас Бульба». Художник: Соколов П.П.
В шестидесятых годах XIX века Павел Соколов создал шесть рисунков к «Тарасу Бульбе», получивших большую известность. Оригиналы первоначально были исполнены, по-видимому, в акварели. В 1869 г. художник сделал по ним шесть автолитографий большого формата, объединенных в альбом, и добавил к ним иллюстрированную обложку с изображением основных героев повести. Литографии альбома были исполнены на камне самим художником, одним черным тоном, но вышли в свет в виде цветных литографий (хромолитографий). Художник выбрал для рисунков следующие сюжеты: Встреча Тараса с сыновьями; Андрий у панночки в Киеве, Андрий у нее же в Дубно; Тарас над убитым Андрием; Тарас в доме еврея в Варшаве; казнь Тараса. Из этого перечня можно убедиться, что, создавая свою графическую серию, художник половину иллюстраций посвятил побочным эпизодам, любовной интриге. |
Калита Н.И. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Андрий и полячка
Николай Иванович Калита (1926-2016) - советский художник-график, иллюстратор и оформитель книг, плакатист. Учился в Московском художественном училище памяти 1905 года, в художественном институте им. В.И. Сурикова. С 1953 года сотрудничал в издательствах «Детская литература», «Художественная литература», «Советский писатель». В 1959 году стал лауреатом VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене (первая премия и золотая медаль за гравюры к роману Стендаля «Люсьен Левен»). Вскоре был принят в Союз художников СССР. Проиллюстрировал более 150 книг, в том числе несколько миниатюрных изданий, создавая для них циклы иллюстраций в гравюре на дереве. Прекрасными иллюстрациями к страницам, посвящённым запорожцам и персонажам повести, являются рисунки Н. И. Калиты к произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Иллюстрации были сделаны в 1952 году, в год столетия со дня смерти великого писателя. | |
Калита Н.И. Гравюра. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Сожжение Тараса
| |
Калита Н.И. Гравюра. Заставка к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Заставка и концовка к «Тарасу Бульбе» являются авторской ксилографией. | |
Калита Н.И. Гравюра. Заставка к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
| |
Марка из серии «Н.В.Гоголь. 100 лет со дня смерти. 1852-1952» с изображением портрета Н.В. Гоголя художника Ф.А. Моллера и иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
В 1952 году исполнилось 100 лет со дня смерти Николая Васильевича Гоголя. В память об этом событии почта СССР выпустила серию из трех почтовых марок. На данной марке репродуцированы: портрет Н.В. Гоголя (реплика работы Ф.А. Моллера 1840-х гг. (ГТГ); иллюстрация Е.А. Кибрика к повести "Тарас Бульба" (1943-45 гг.). | |
Книга. Тарас Бульба. Опера в пяти действиях, восьми картинах по повести Н. В. Гоголя. Музыка Н.В. Лысенко, либретто М. П. Старицкого.- Киев: Государственный Академический театр оперы и балета УССР, 193
«Тарас Бульба» - опера украинского композитора Николая Лысенко по сюжету одноимённой повести Н.В. Гоголя (годы создания 1880-1890). Впервые целиком опера была поставлена в 1924 году в Харькове. Для 1-й «Декады украинского искусства» в Москве в 1937 г. поэту М. Рыльскому, а также композиторам Л. Ревуцкому (музыкальная редакция) и Б. Лятошинскому (оркестровка) был сделан заказ на новую редакцию оперы. Премьера «Тараса Бульбы» в новой редакции состоялась в том же году в Киевском театре оперы и балета и прошла с большим успехом. Автором костюмов и декораций спектакля был А.Г. Петрицкий. Данная книга с либретто, статьями о создании оперы и иллюстрациями была издана в 1937 году к премьере спектакля. | |
Открытка почтовая с цветной репродукцией эскиза декорации художника А.Г. Петрицкого (1895-1964) "Тарас Бульба" (1937 г., акв., ГЦТМ им. А.А. Бахрушина)
Анатолий Галактионович Петрицкий (1895-1964). Живописец, график, сценограф и теоретик искусства Петрицкий по праву считается одним из ведущих представителей украинского авангарда 1920-х. С начала 30-х годов приоритетом в творчестве Петрицкого становится театр, который он знал, любил и где работал ещё до революции. Как художник театра А. Г. Петрицкий работал в лучших театрах СССР в Москве, Киеве, Харькове. В том числе был автором костюмов и декораций к спектаклям по произведениям Н.В. Гоголя: «Сорочинская ярмарка» М.П. Мусоргского (1925, Украинская столичная опера, Харьков); «Тарас Бульба» Н.В. Лысенко (КУАТОБ имени Т. Г. Шевченко); «Черевички» П.И. Чайковского (ГАБТ). Его заслуги перед театром отмечены высшими государственными наградами. | |
Открытка почтовая с репродукцией эскиза декорации «Запорожская Сечь» художника А.Г. Петрицкого 1936 г. к опере Н. Лысенко «Тарас Бульба»
Анатолий Галактионович Петрицкий (1895-1964). Живописец, график, сценограф и теоретик искусства Петрицкий по праву считается одним из ведущих представителей украинского авангарда 1920-х. С начала 30-х годов приоритетом в творчестве Петрицкого становится театр, который он знал, любил и где работал ещё до революции. Как художник театра А. Г. Петрицкий работал в лучших театрах СССР в Москве, Киеве, Харькове. В том числе был автором костюмов и декораций к спектаклям по произведениям Н.В. Гоголя: «Сорочинская ярмарка» М.П. Мусоргского (1925, Украинская столичная опера, Харьков); «Тарас Бульба» Н.В. Лысенко (КУАТОБ имени Т. Г. Шевченко); «Черевички» П.И. Чайковского (ГАБТ). Его заслуги перед театром отмечены высшими государственными наградами. | |
Лубок. Встреча Тараса Бульбы с сыновьями после долгой разлуки
Лубок – вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. возник в начале XVII века и оставался излюбленным средством выражения массовых настроений вплоть до 20-х годов прошлого века. Первоначально в сюжетах преобладало религиозное и нравоучительное содержание, которое со временем изменилось. Во второй половине XIX веке одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин. В 1882 году в Москве состоялась Всероссийская художественно-промышленная выставка, на которой продукция Сытина была отмечена серебряной медалью. Желая облагородить лубок, Сытин приглашал для создания «народных картинок» профессиональных художников. При Иване Дмитриевиче лубочные издания стали впервые печататься машинным способом, что значительно повысило их качество. Именитый деятель отечественной полиграфии в какой-то степени стал основоположником рекламного плаката в книгоиздании. Он начал выпускать портреты писателей и иллюстрации к их книгам на «лубках-плакатах» и таким образом пропагандировать отечественную литературу среди простого народа.Среди созданных в издательстве Сытина лубков портреты и иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.В. Кольцова, И.С. Никитина. Десятки тысяч людей смогли познакомиться с творчеством выдающихся писателей благодаря лубку. | |
Лубок «Тарас Бульба»
Лубок выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и хромолитографии. Хромолитография - цветная литография, при создании которой для нанесения каждого цвета применялась отдельная печатная форма. Появилась возможность изготовления относительно дешевых, но передававших натуральные краски цветных репродукций массовым тиражом. В этой технике изготовлен и лубок с иллюстрациями к повести «Тарас Бульба», изданный фирмой В. Васильева. Литография В.Васильева располагалась у Бородинского моста, в доме Мясковского. Видимо, производство ее было механизировано и основано на паровом двигателе. Продукция этого предприятия известна во второй половине 1880-х - 1900-х гг. | |
Дерегус М.Г. Козаки переплывают через Днепр. Иллюстрация к произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
М. Г. Дерегус (1904-1997) - украинский живописец, вошел в историю советского искусства как иллюстратор классической русской и украинской литературы, советского исторического романа. Талантливый живописец, он создал в своих полотнах сложные многофигурные композиции, работал в области портрета, пейзажа и бытового жанра. В 1952 году Михаил Дерегус, создаёт иллюстрации к повести Гоголя. Данный рисунок еще называют «На челнах». Вот как описан этот фрагмент в повести: «Козаки живо плыли на узких двухрульных челнах, дружно гребли веслами, осторожно минали отмели, всполашивая подымавшихся птиц, и говорили про своего атамана». | |
Дерегус М.Г. Казнь Остапа. Иллюстрация к произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Среди работ Дерегуса особой силой драматизма выделяется рисунок «Казнь Остапа»: спокойно и мужественно подымается герой на эшафот, кажется, ни один мускул не дрогнул на его лице, а вокруг помоста, охраняемого пешими и конными поляками с пиками в руках, одетыми в железные кольчуги и шлемы, собралась толпа зевак. | |
Рожков В. А. Шкатулка. «Тарас Бульба. По Гоголю».
Мстёрская миниатюра - народный промысел, вид русского народного творчества, возникший в посёлке Мстёра Владимирской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. После Октябрьской революции мстёрские иконописцы объединились в 1923 г. в «Артель древнерусской живописи» и стали росписывать домашнюю утварь, мебель и игрушки. По примеру художников Палеха позаимствовали технологию изготовления изделий из папье-маше у миниатюристов подмосковного села Федоскино, где лаковой миниатюрой занимались еще с XVIII в. К 1930-м гг. окончательно оформилась художественная артель «Пролетарское искусство», стараниями мастеров которой Мстёра стала новым самобытным центром народного творчества. О широкой известности мстёрских мастеров свидетельствуют коллекции Государственного Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи и многих частных собраний. Тематикой для росписи служат бытовые, фольклорные, исторические, литературные сюжеты. Автор росписи шкатулки - художник Виктор Александрович Рожков. Родился в Мстёре в 1918 году. Закончил Мстёрскую художественную профтехшколу (МХПТШ). Участник Великой Отечественной войны. После войны работал в артели «Пролетарское искусство». Писал массовые работы хорошего уровня, отличался как замечательный копиист. Передавал молодым поколениям почти утраченные во время войны старинные традиции, учил многих тонкости и богатству палитры и стиля. | |
Скульптура. Тарас Бульба, опирающийся на ружьё
"Полонский завод художественной керамики" основан в 1895 году. До 1956 года работал как артель по производству бисквитных изделий. С 1956 г. - государственный завод. Одним из самых ярких изделий завода стала скульптура «Тарас Бульба». Выпускалась она заводом долгие годы. Автор формы: Кузнецов Ксанфий Андреевич, автор росписи Погребная Галина (Анна) Степановна. | |
Ковнер С. Я. Скульптура. Тарас Бульба. На кулаки
Ковнер Семен Яковлевич (1914-1980) советский скульптор. В 1946 году окончил МИПИДИ (Московский институт прикладного и декоративного искусства). В лаборатории Дмитровского фарфорового завода работал с 1947 по 1950 год. По его образцам, посвященным героической обороне Севастополя и жанровым скульптурам, завод выпускал массовую продукцию. Является автором формы скульптуры «Тарас Бульба. На кулаки». |