Андрей Костромитин: работы разных лет

12 февраля — 16 марта 2014

О Событии

Андрей Николаевич Костромитин, скульптор, живописец, график, ушел из жизни в феврале 1999-го года. Художественное наследие Андрея Костромитина значительно и масштабно. В экспозиции данной выставки представлены работы в диапазоне 1945 — 1999-х годов. Адрес дома Н. В. Гоголя не случаен для работ художника, отнюдь: на выставке можно увидеть портреты матери работы Андрея Костромитина, урожденной Гоголь-Яновской. Родословное древо Андрея Николаевича Костромитина восходит к одному общему предку с писателем Николаем Васильевичем Гоголем. Официально А. Н. Костромитин считался скульптором-монументалистом, но создавал и среднего размера работы, и малую пластику, писал маслом и темперой, занимался керамикой и даже ювелирными изделиями! Творческая многогранность Андрея Костромитина удивительна: художник века 20-го был поистине человеком Возрождения.

«Андрей Николаевич Костромитин родился 21 января 1928 года в Ленинграде. Его мать, Вера Георгиевна Гоголь-Яновская, была художником-портретистом. Лепить и рисовать Андрей Костромитин начал в шестилетнем возрасте, позже продолжил занятия в изокружке ленинградского Дома пионеров. В 1943 году Костромитины переезжают в Москву, и Андрей начинает учиться в средней художественной школе им. В. И. Сурикова, где основными предметами были рисунок и живопись. После окончания школы он поступает в Государственный художественный институт имени В. И. Сурикова на факультет скульптуры, и в 1953 году заканчивает его по мастерской Н. В. Томского. А. Костромитин, воспитанный учителями Г. А. Шульцем, Н. В. Томским, А. Л. Малахиным, Б. И. Яковлевым, Н. И. Шильниковым, Д. П. Шварцем, после окончания института сразу активно включился в творческую работу — участвовал вместе со своим учителем Н. В. Томским в оформлении Дворца культуры и науки в Варшаве. Ранние скульптурные произведения А. Н. Костромитина посвящены дружбе народов, — одной из главных тем искусства послевоенных лет. В 1955 году на групповой выставке в Академии художеств СССР Андрей Костромитин представил уже не только скульптурные, но и живописные произведения. В том же году стал членом союза художников СССР. С годами все большее внимание Костромитина — скульптора привлекают портреты — от камерных до монументальных. Военное детство и отрочество определили непреходящий интерес Костромитина к людям войны. Гранитные и бетонные монументы, живописные и скульптурные портреты, посвященные участникам Великой отечественной, долгие годы были основной темой его творчества. Большое место в творчестве художника занимали и произведения декоративно — прикладного искусства.

Андрей Николаевич никогда не переставал заниматься живописью, постоянно писал пейзажи, портреты, натюрморты.

Благодаря активному образу жизни ему удавалось увидеть мир большим и разнообразным. Из творческой мастерской он уходил для очередного путешествия, куда брал стопку ватмана, мешочек с кистями и коробочку темперных красок. Так появлялись на свет тысячи этюдов

Андрей Николаевич никогда не отправлялся на отдых как таковой, для художника это была всегда работа. Писал высоко в горах (свыше четырех тысяч метров над уровнем моря), когда вода застывала под кистью, с борта теплохода, на автобусной остановке туристического маршрута, из окна гостиницы.

Художник создавал композиции, отличавшиеся колористической тонкостью и высокой культурой исполнения. Лирические мотивы любимого им Подмосковья, выполненные с акварельной мягкостью, чередуются с картинами, радующими глаз цветовой интенсивностью. В сериях темперных этюдов, созданных в поездках на Тянь-Шань, Кавказ, в Карпаты, наиболее ярко проявляется дар владения цветом, эмоциональное восприятие окружающего мира. Столь же интересны и циклы, посвященные Балтике, Черному и Средиземному морям. Любовь к морю с его бесконечной изменчивостью помогала художнику создавать удивительные по цветовой тонкости морские пейзажи.

Андрея Николаевича интересовало все, что происходило вокруг. Он обладал обширными знаниями не только в изобразительном искусстве, но и в других областях гуманитарной культуры. Прекрасно знал классическую музыку, много работал с театрами, в частности с мастерами балета, с музыкантами. Как драгоценный дар, он через всю жизнь пронес воспоминания юности, всеми силами стараясь не утратить свежести восприятия окружающего мира...

В каком бы жанре не работал художник, его всегда отличала глубина и серьезность отношения к своему творчеству, любовь к жизни. Осознание ее ценности и неповторимости определили реалистическое мироощущение и оптимизм А. Н. Костромитина. В своем творчестве он старался продолжить лучшие традиции русской и советской художественной культуры. Основную задачу художник видел в том, чтобы дать почувствовать людям неповторимые мгновения жизни, пробудить в них лучшие устремления».

Надежда Владимировна Костромитина, жена художника.

Работы А. Н. Костромитина находятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки, Театральном музее им. Бахрушина, Музее декоративно-прикладного искусства (Москва), Московском институте музыки им. А. Г. Шнитке, Серпуховском историко-художественном музее, Государственном музее обороны Москвы, Государственном музее истории космонавтики им. К. Э. Циолковского, в доме-музее В. С. Высоцкого и многих других.

Поделиться
Яндекс.Метрика