Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»
  • Пн — выходной
  • Вт — с 10:00 до 22:00
  • Ср — с 10:00 до 22:00
  • Чт — с 10:00 до 22:00
  • Пт — с 10:00 до 22:00
  • Сб — с 10:00 до 22:00
  • Вс — с 10:00 до 20:00

Последний вторник месяца — санитарный


	

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…»

03 Сентября — 27 Октября

  • «Он миру чужд был. Все в нем было тайной…»
  • «Он миру чужд был. Все в нем было тайной…»
  • «Он миру чужд был. Все в нем было тайной…»
  • «Он миру чужд был. Все в нем было тайной…»
  • «Он миру чужд был. Все в нем было тайной…»
  • «Он миру чужд был. Все в нем было тайной…»
  • «Он миру чужд был. Все в нем было тайной…»
  • «Он миру чужд был. Все в нем было тайной…»
  • «Он миру чужд был. Все в нем было тайной…»
  • «Он миру чужд был. Все в нем было тайной…»
  • «Он миру чужд был. Все в нем было тайной…»
  • «Он миру чужд был. Все в нем было тайной…»
  • «Он миру чужд был. Все в нем было тайной…»
  • «Он миру чужд был. Все в нем было тайной…»
  • «Он миру чужд был. Все в нем было тайной…»
  • «Он миру чужд был. Все в нем было тайной…»

К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова

В читальном зале Дома Гоголя открылась выставка, посвященная 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Тема выставки — творческое осмысление литературного наследия Лермонтова русскими музыкантами и художниками, их стремление расширить наше представление о творчестве писателя, поиски ответов на вопросы, которые он ставил, прежде всего, самому себе.

Всего четыре года признания было отведено в русской литературе одному из величайших ее писателей. Лермонтов стал известен широкой публике в 1837 г. после написания знаменитого стихотворения «Смерть поэта». Слава была мгновенной и скандальной — стихотворение в тысячах рукописных копий разошлось по России за считанные дни, автор сочтен неблагонадежным и сослан на Кавказ.
При жизни было опубликовано менее четверти его наследия. После гибели поэта более 20 лет имя его замалчивалось. Только в 50-е гг. XIX в. были собраны мемуары современников, отысканы неизданные произведения и письма. Оказалось, что Лермонтов — автор около 400 стихотворений, трех десятков поэм, двух незаконченных повестей, одного романа и полудюжины драматургических сочинений.

При жизни поэта его произведения не иллюстрировались. Исключение составляют 3 авторские иллюстрации, сохранившиеся в рукописях — фронтиспис к поэме «Кавказский пленник» (гуашь, 1828), обложка поэмы «Черкесы» (перо, 1828) и рисунок к стихотворению «На севере диком» (карандаш, 1841).

В дальнейшем русские живописцы неоднократно обращались к поэзии Лермонтова. Все попытки воплощения лермонтовских образов в творчестве живописцев, разнообразные по тематике и жанрам, не оставили заметного следа в истории русского искусства, за исключением работ Врубеля. В основном же интерпретация творчества Лермонтова стала достоянием графиков и развивалась в русле книжной и станковой иллюстрации.

М.А. Врубель обратился к «Демону» в 1885 г., с тех пор этот образ занял центральное место в его творчестве. Художник является создателем одного из лучших циклов иллюстраций к роману «Герой нашего времени», и ряда картин к поэме «Демон» — «Демон сидящий», «Демон и Тамара», «Летящий Демон», «Демон поверженный», «Демон и ангел с душой Тамары». Эти полотна, как и серия его книжных иллюстраций к поэме, по глубине философского содержания, по смелости эстетических исканий относятся к шедеврам мирового искусства.

Особое место среди иллюстрированных изданий занимают сочинения Лермонтова под редакцией П.П. Кончаловского (отца художника), изданные И.Н. Кушнеревым в 1891 г., ознаменовавшие поворотный момент в истории лермонтовской иллюстрации. Кончаловский привлек 18 художников разных поколений и школ, предоставив им полную свободу в выборе сюжетов и техники воплощения. Среди них — мастер романтического пейзажа И. К. Айвазовский, создатели реалистической пейзажной живописи Шишкин и Поленов, представители разных направлений исторической живописи А. М. и В. М. Васнецовы, В.И. Суриков, мастера-реалисты С.В. Иванов, В. Е. Маковский, Репин, К.А. Савицкий, К.А. Трутовский, а также Е.Е. Волков и Н.Н. Дубовской, художники младшего поколения — Врубель, К.А. Коровин, Л.О. Пастернак.

Издание Кушнерева обогатило русское искусство целым рядом первоклассных произведений графики, творческие открытия были учтены последующими иллюстраторами Лермонтова.

Советских художников-иллюстраторов в творчестве Лермонтова привлекала, прежде всего, острота психологических столкновений, романтическое мироощущение, красочный мир исторической легенды и сказки.

В 40-50-е гг. были закончены работы Н.В. Кузьмина («Маскарад», 1949) и Д.А. Шмаринова («Герой нашего времени», 1946). Кузьмин прочел «Маскарад» как остросюжетную драму, тонко передал ее романтический. колорит. Его экспрессивные рисунки полны трагедийной напряженности, психологические характеристики персонажей проникновенны и точны. Сюита Шмаринова выполнена в лучших реалистических традициях: убедительны образы персонажей, точно воссоздана атмосфера эпохи.

В 60-е гг. появляются циклы гравюр Ф. Д. Константинова к «Герою нашего времени» (1963), «Стихотворениям» (1969), «Демону» (1965). Вместе с ранними иллюстрациями к «Мцыри», заново переработанными художником, этот лермонтовский цикл представляет самое значительное (после Врубеля) явление в истории иллюстрирования Лермонтова.

В Благородном пансионе, где обучался Лермонтов, много внимания уделялось эстетическому воспитанию. С детства мальчик учился играть на фортепиано, скрипке, флейте, очень любил петь, сочинял музыку. Сохранились сведения о том, что сам Лермонтов написал музыку на слова своей «Казачьей колыбельной песни». Ноты эти, которыми в свое время никто не заинтересовался, исчезли бесследно.

В 1828 г. начинается его поэтическая деятельность. Стихи его очень музыкальны. Исследователи пишут о 2,5 тысячах вокальных произведений на стихи Лермонтова. Свыше тысячи композиторов создавали их.

Русские композиторы очень рано заинтересовались поэзией Лермонтова. То были талантливые предшественники великого Глинки — А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев и музыканты-любители, современники Лермонтова.

Первым вокальным произведением на стихи Лермонтова были «Горные вершины», созданные в 1839 г. «дедушкой русского романса» Николаем Титовым. В 1840 г. вышли нотные издания сразу четырех «Молитв» («В минуту жизни трудную...») Гурилева, Николая Титова, Феофила Толстого и Александра Скарятина. Все остальные «Молитвы», более восьмидесяти композиторов, появились уже позже. Прижизненной была и «Еврейская мелодия» («Душа моя мрачна...») Гавриила Ломакина.

Написано свыше 20 вокальных композиций на слова «Выхожу один я на дорогу». Примечательно, что только одна из них прочно сохранилась в памяти любителей пения, стала народной песней, — это романс теперь мало кому известного композитора Елизаветы Сергеевны Шашиной, опубликованный в 1861 году.

Сам Чайковский только дважды прикоснулся к лермонтовской поэзии, хотя высоко ее ценил. Он переложил популярнейший среди композиторов «Утес» в оригинальную пьесу для смешанного хора a cappella и написал романс «Любовь мертвеца». Великий композитор хорошо понимал, какие трудности таит в себе лермонтовская лирика и сколь сложна проблема ее адекватного воплощения в музыке.

Созданный за несколько недель до трагической гибели поэта «Утес» привлек внимание более восьмидесяти композиторов, в том числе молодого Рахманинова, создавшего симфоническую фантазию на эту тему.

Одно из последних стихотворений Лермонтова волнующая лирическая исповедь «Нет, не тебя так пылко я люблю» воплотили в музыке множество композиторов. Среди них есть имена видных музыкантов. Но подлинную популярность приобрел только один из многочисленных романсов — это романс-вальс А.И. Шишкина, написанный в 1885 году.

Пожалуй, наибольшую дань творчеству Лермонтова отдал Антон Рубинштейн. Кроме трех опер: «Хаджи-Абрек», «Демон», «Купец Калашников», он сочинил несколько романсов и дуэтов: «Ангел», «Горные вершины», «Еврейская мелодия», «Кинжал», «Русалка», «Тучи».

Советские композиторы уже в 30-е гг. перешли к созданию циклов романсов. Зачинателями этого направления в советской вокальной музыке явились Мясковский и Асафьев. Продолжая лучшие традиции русской музыки, советские композиторы создали ряд симфонических произведений: Ипполитов-Иванов — симфоническая поэма «Мцыри»; Асафьев — опера «Казначейша», Хачатурян — сюита «Маскарад» и другие.

И по сей день, несмотря на старания множества исследователей, биография Лермонтова изобилует белыми пятнами, история создания большинства произведений остается туманной, общая концепция творчества представляет проблему, а обстоятельства смерти так до конца и не выяснены.

Он был гениальным писателем, художником, творцом нового, философом и провидцем, умеющим смотреть ретроспективно и видящим далеко вперед. Он предсказал то время, до которого мы еще не дожили. Поэтому многое в его творениях остается до сих пор не понятным, или понятным не верно. Он умственно и морально возвышался над всеми, как самая высокая и крутая скала

художник Н.Н. Ге о Лермонтове

На выставке представлены художественные альбомы, книги из редкого фонда (в том числе с иллюстрациями М.Врубеля, М.Зичи, П.Бунина), изоматериалы с работами различных художников-иллюстраторов, ноты и виниловые диски с записями оперы и художественного чтения, а также подробный текстовый комментарий. Выставка будет работать с 3 сентября по 27 октября.

ВХОД СВОБОДНЫЙ
Читальный зал (2 эт.), вт–вс 10:00–20:00

К списку выставок

«Маскарад» (1941) 23 Октября в 15:00

Герои Лермонтова на экране

«Шлягеры НЭПа» 19 Октября в 15:00