Из цикла «Наследие»

14 апреля — 19 мая 2019

О Событии

В середине апреля в выставочном зале «Дома Гоголя» открывается выставка художника Владимира Кордюкова. В экспозиции — живопись маслом, графика, коллажи, произведения на эмали.

Творческий багаж художника очень велик. Убеждён, след его в жизни любителей искусства будет только углубляться. Кордюков припас возможности многих и многих открытий, а нам подарил счастливые моменты общения с его произведениями, удивляющими выдумкой, изяществом, дружбой с материалами, где средство само становится поэзией, и таким образом наша душа может соприкоснуться с ритмом этого удивительного мастера и, как знать, обогатиться и приобрести музыкальную лёгкость и артистизм, присущие автору

Михаил Копьёв, заслуженный художник РФ

Владимир Кордюков родился 4 августа 1953 года в селе Красное-на-Волге Костромской области, в семье потомственных ювелиров. Не нарушив семейную традицию, в 1968 году Владимир поступил в Красносельское училище художественной обработки металлов. Подготовку по рисунку младший представитель династии получил дома, от первого учителя — своего отца, Петра Михайловича Кордюкова. Красносельское училище основано было в XIX веке, но наследовало оно более древние традиции: и костромских кустарей, мастеров золотых и серебряных дел XVI–XVIII веков, и тульских мастеров, и московских, последователей Строгановской школы. В тридцатые годы XX века началось возрождение училища. Образовательная база училища была высокопрофессиональна. В истории СССР долгое время оно было единственным учебным заведением, где обучали ювелирному мастерству. Здесь готовили специалистов для всех крупных ювелирных заводов страны. Получив профессию мастера по художественной обработке металла, Кордюков в 1977 году был принят в объединение молодых художников Союза художников СССР. С Волги он уехал в Сибирь, в Томск, где существовал «запрос» на художников по работе с металлом. Работал в мастерских художественного фонда РСФСР, выполнял по индивидуальным заказам кубки, люстры ручной работы. Одновременно создавал произведения ювелирного искусства, участвовал в краевых художественных выставках в Сибири, его стали приглашать на выставки в Москве. Владимир Кордюков стал востребованным участником областных, межрегиональных, международных, всероссийских, всесоюзных, художественных выставок с 1970 года.

В 1985 году вступил в члены творческого Союза художников РСФСР. В 1987 году переехал в Вологду, где постоянно жил и работал до 2003 года. Это период активной творческой жизни Владимира Петровича. Переезд в Санкт-Петербург в 2003 году предоставил новые возможности в создании и реализации многих его проектов...

Продолжатель династии ювелиров работал в традициях классического ювелирного искусства и одновременно с присущим ему темпераментом находил новые формы работы с металлом, камнем. Любил экспериментировать, любил фактуру, природу материала, максимально исследовал его и преподносил, парадоксально соединяя разнохарактерное. В работах на эмали поливной лакированный глянец красочных эмалей расположен на бугристой, физически шершавой поверхности спрессованной тонированной бумаги, сопротивление и взаимодействие материалов — важная составляющая работ. Когда-то, совместно с художником В.Д. Веселовой, Владимир Кордюков создал ряд экспериментальных ювелирных изделий из металла и кружева. Одна из работ обширной серии, построенной на контрастных фактурных соотношениях кружева и металла, — композиция «Ночные бабочки» — ныне украшает экспозиционное пространство музея «Метрополитен» (Metropolitan museum of art, Нью-Йорк, США).

С 1990-х Владимир Кордюков много работает в технике масляной живописи, выполняет серии коллажей, работает в энкаустике, создаёт скульптурные произведения. Занимается графикой в техниках пастели, акварели, монотипии, увлечён эстетикой декоративно-абстрактных композиций. Удивительно, но композиции Владимира Кордюкова никогда не обрушивают на зрителя энергии хаоса. Его живописные и графические композиции, коллажи всегда создают особую цельную метафизическую среду. Очень различные по природе вещей, элементы коллажа формируют физически ощутимую метафору. Художник зачастую вводит в коллаж, как в новое игровое поле, фрагмент уже имевшего место быть и давно состоявшегося в общественном сознании произведения. Создаётся новый художественный контекст, фрагмент органично живёт и развивается в иной художественной реальности. Коллаж Кордюкова — всегда откровенная новация. Но и всё созданное им, казалось бы, «потому что», а не «вопреки», и предельно «в каноне» — всегда по-новому выразительно. Его произведения побеждают рутину, наезженную колею направления. Абстрактный портрет прочитывается как динамический иероглиф. Движение в работах Кордюкова всегда ощутимо, на него работает и ритм декора, к которому располагает профессиональный «слух» ювелира. Своему нефигуративному творчеству он ставил внутренние, духовные цели. Задавался глубокими смысловыми, содержательными задачами, которые так часто теряют абстракционисты. Не случайно, что художник не сомневался в существовании Создателя, ощущал гармонию мира как божественный промысел. Тонкий музыкальный слух и владение многими музыкальными инструментами (с детства у мальчика была мечта стать и музыкантом тоже!) сыграли существенную роль и в восприятии мира, и в формировании пластического языка художника. Он писал импрессии — непосредственные впечатления, и даже в его лаконичных жанровых, вполне сюжетных работах всегда есть место музыкальному воздействию абстрактно-колористических созвучий, цветовых выразительных аккордов. Кажется, что и к беспредметному искусству его тоже привела музыка, композиции Владимира Кордюкова звучат проекцией музыкального произведения на плоскость холста. Вернее, на его объём. Все произведения художника вызывают музыкальное ощущение, мы либо слышим точную локальную мелодию сюжетного рассказа, либо пространственно-симфоническое звучание. Во исполнение мечты о музыке состоялась одна из персональных выставок Владимира Кордюкова в Смольном Соборе Санкт-Петербурга, посвящённая творчеству композитора Кшиштофа Пендерецкого.

Как художник-композитор мне близок Тышлер. Как трансформатор реальности интересен Пикассо, как романтик — Модильяни. Экспрессия Ван Гога и Гогена мне тоже близка. Кандинский и Малевич интересны как теоретики: Малевич дал определение нуля в искусстве, а Кандинский ввёл понятие бесконечности

В.П. Кордюков

Подобно мастерам Возрождения, многомерно одарённый и абсолютно свободный в выборе рода, вида, жанра искусства, Владимир Кордюков осуществил высшее предназначение Художника и за свою жизнь успел сделать очень и очень многое. Человек симфонического художественного дарования, в полной мере состоялся он во многих профессиях: как живописец, график, скульптор, художник-ювелир. И, судя по энергии его творчества, и горизонт художественной деятельности, и творческое наследие были бы ещё шире, если бы не безвременный уход из жизни Владимира Петровича в возрасте 56 лет в 2009 году.

Произведения художника находятся в коллекциях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства (Москва), Вологодской картинной галереи, Вологодского государственного музея-заповедника, художественных музеях Костромы, Сокола, Ярославля, Томска, Красноярска, Барнаула, Пскова; в музеях США (Метрополитен, Нью-Йорк), Южной Кореи (Сеул); частных собраниях в России, Финляндии, Германии, Франции, Бельгии, Хорватии, Чехии, США.

Выставки:
1978-1987 гг. — участие в художественных областных выставках, г. Томск.
1979 г. — всесоюзная выставка «Мы строим БАМ», г. Улан-Уде.
1980, 1984 гг. — зональные выставки «Сибирь социалистическая», г. Барнаул.
1983 г. — всесоюзная выставка «По родной стране», г. Красноярск.
1984 г. — республиканская выставка «Голубые дороги России», г. Москва.
1985, 1987 гг. — участник биеннале-4 «Новое кружево», г. Брюссель.
1987 г. — с этого года участник областных выставок, г. Вологда.
1987, 1992 гг. — международные пленэры по художественной эмали, г. Паланга, Литва.
1989, 1991, 1993 гг. — международные биеннале современного кружева, г. Брюссель, Бельгия.
1992 г. — 11-е международное биеннале художественной эмали, г. Лимож, Франция; всемирная выставка искусства «квилта», посвящённая 500-летию открытия Колумбом Америки, г. Нью-Йорк, США.
1995 г. — международная выставка декоративно-прикладного искусства, г. Москва; международный пленер и выставка живописи, г. Торе-Кавенезе, Италия.
1995, 1996, 1997, 1998, 1999 гг. — международный пленэр и выставка живописи, г. Алитус, Литва.
1996, 2000 гг. — выставки международной ассоциации художников «Солнечный квадрат», г. Москва (Центральный дом художников).
1997, 1999 гг. — персональная выставка скульптуры и коллажа, г. Вологда (к. ц. «Русский дом»); персональная выставка скульптуры и пастели, г. Вологда (научная библиотека).
1998 г. — международный пленэр и выставка скульптуры, г. Росток, Германия; персональная выставка произведений художника, г. Вологда (худ. отдел обл. музея-заповедника).
1999 г. — российский фестиваль искусств «Культурные герои 21-го века», Москва — Вологда (к. ц. «Русский дом»); выставка, посвящённая 60-летию ВРОСХ, г. Вологда.
2000 г. — выставка современной пейзажной живописи Северо-Западного региона России «Зелёный шум», г. Плёс.
2001 г. — российская выставка декоративно-прикладного искусства «Лоскутное шитьё», г. Архангельск; обл. выставка «художники городу», г. Вологда (Картинная галерея).
2002 г. — персональная выставка живописи и декупажа, г. Санкт-Петербург (к. ц. МВД Ленинградской обл. и г. Санкт-Петербурга); персональная выставка, г. Вологда (к. ц. «Чайка»); международный пленер в г. Алитус, Литва, и выставка в г. Вильно.
2003 г. — 9 региональная выставка «Российский Север», г. Вологда (ВОКГ); российская выставка современного пейзажа «Зелёный шум», г. Москва; персональная выставка живописи, скульптуры, коллажа, г. Вологда (зал «Севергазбанка»).
2004 г. — межмузейная художественно-реставрационная выставка «Образ Святителя Николая Чудотворца в изобразительном искусстве 13-21 веков», совместно с Вологодским филиалом ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, г. Вологда (ВОКГ); персональная выставка художественной эмали, г. Прага, Чехия (галерея Е.Я. Гуревича «Атис»); персональная выставка художественной эмали, г. Вологда (ВГИА и ХМЗ); персональная выставка живописи и декупажа, г Санкт-Петербург (культурный центр МВД Ленинградской обл. и Санкт-Петербурга).
2005 г. — областная выставка «Поклонимся великим тем годам...», посвящённая 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., г. Вологда (ВОКГ); персональная выставка произведений художника, г. Вологда (учебный центр «Мезон»).
2006 г. — персональная выставка скульптуры и художественной эмали, г. Вологда (юго-западная башня обл. музея-заповедника); областная выставка «Тихая моя Родина», посвящённая 70-летию Н.М. Рубцова, г. Вологда (ВОКГ); международный пленэр в г. Алитус и выставки в гг. Вильнюс, Каунас, Литва; персональная выставка произведений художника в рамках дней творчества композитора Кшиштофа Пендерецкого, г. Санкт-Петербург (Смольный собор).
2007 г. — международная выставка «Чюрлёнис и современность», г. Санкт-Петербург (Смольный собор); персональная выставка «Реинкарнация», художественная эмаль, энкаустика, г. Тотьма (Тотемское музейное объединение); обл. выставка «860 лет г. Вологда» (картинная галерея); обл. выставка «Варлам Шаламов и его время в изобразительном искусстве», посвящённая 100-летию В.Т. Шаламова, Вологда (ВОКГ); международный пленер «Тихие зори над Сяргилахтой» и выставка в г. Петрозаводск, Карелия (галерея современного искусства); персональная выставка в г. Санкт-Петербург (большой зал филармонии им. Д. Шостаковича); персональная выставка в г. Санкт-Петербург (Концертный зал консерватории им. Глазунова); международный пленэр в г. Друскинина и выставка в г. Вильнюс, Литва.
2008 г. — Χ межрегиональная художественная выставка «Российский Север», г. В. Новгород; персональная юбилейная выставка из творческой мастерской художника «Постоянство перемен», МТЦ «Дом Корбакова», г. Вологда.

ВХОД ПЛАТНЫЙ
Стоимость билета: 150 р. — полный, 100 р. — льготный

ВОЗРАСТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ: 6+

Поделиться
Яндекс.Метрика