Из цикла «Наследие»

13 мая — 10 июня 2018

О Событии

«Без главенства нематериального
меня вообще ничего не интересует в искусстве. Ничего»
М.В. Копьёв

13 мая 2018 года в Доме Н.В. Гоголя открывается выставка живописных и графических работ художника Михаила Копьёва.

Михаил Копьёв — художник выдающегося, многогранного дарования: живописец, график, художник театра, прозаик, поэт, педагог. Выставка знакомит с частью обширного творческого наследия художника, работами тематических циклов, созданными в разное время. В экспозицию вошли произведения из собрания семьи художника, частных коллекций, многие представлены впервые.

Михаил Васильевич Копьёв ушёл из жизни в августе 2017 года.

Выставка в Доме Н.В. Гоголя «Михаил Копьёв. Живопись, графика» — дань памяти художнику.

Михаил Копьёв принадлежит к числу лучших художников северной России. В его картинах и графике оживают традиции русского модерна и символизма, обновленные сюрреальной фантазией, то ироничной, то созерцательно-задушевной. Явная небывальщина кажется здесь совершенно привычной и родной, а бытовые зарисовки, напротив, тонут в мареве видений. Тот же магический реализм доминирует в его прозе и поэзии

М.Н. Соколов, доктор искусствоведения,
член-корреспондент Российской Академии Художеств.

Михаил Копьёв родился 13 мая 1947 года в Уфе. Окончил Уфимский Государственный институт искусств, где впоследствии преподавал (1973–1978 гг.). Стажировался в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии Художеств СССР в Ленинграде (1979 г.). Жил и работал в Вологде с 1986 года.

Член Союза художников России (с 1980 г.).

Заслуженный художник Российской Федерации (с 1999 г.).

Доцент кафедры архитектуры и градостроительства ВОГТУ.

С 1972 года произведения художника экспонировались на областных, региональных, всесоюзных, всероссийских, международных выставках. Состоялись многочисленные персональные выставки в России — в Москве, Уфе, Вологде, и за рубежом: в Германии, Люксембурге, Болгарии, Франции, Австралии, ЮАР.

Михаил Копьёв — автор идеи проекта «Русская эмиграция: люди и судьбы» (2001–2005 гг.).

Выставка, собственно, предлагает воспринять бесконечность — пространство зрения художника. Михаил Копьёв всю жизнь писал свою личную философию, личное миропонимание. Может ли философия эстета быть не холодной, отстранённой от жизни? Работы Копьёва дают только положительный ответ.

Мне кажется, что иной раз миру дано напомнить зримо о том, что было потеряно человеком в результате грехопадения. Почти невыносимой для восприятия силой дышит иной момент в природе, не всегда внешне эффектный. Опять двойственность. Почти непереносимость — чувство собственного ущерба. Но воспринял же! Это уже даёт некоторую надежду

М.В. Копьёв

В умных, тонких, зачастую ироничных работах художника — всегда наслаждение красотой, гармонией природы, всего сущего, всегда теплота, бесконечно доброе отношение к человеку. Михаил Копьёв постоянно, в силу своей органики, решал важнейшие духовные, нравственные, профессиональные задачи. Каждая серия картин, протяжённых во времени циклов, представляет собой пласт внутренней работы автора, его духовного и профессионального «делания». Время, которое мы называем «перестройкой», предоставило поколению «семидесятников» абсолютную свободу — вероисповедания, доступа к информации и свободы передвижения. Можно сказать, что этим правом Михаил Копьёв воспользовался в полной мере, создав циклы произведений на самые разные, живо интересующие художника темы. За сорок пять лет творческой деятельности Михаил Копьёв создал объёмные серии живописных и графических произведений: «Евангельские и библейские сюжеты» (1990–2016), «Посвящение Первой Мировой» (2004–2014), «Современники» (1990–2016), «Тебе принадлежащий Мир», «Исторический портрет», концептуальную графику. Абсолютная внутренняя свобода, глубокий философский анализ исторических процессов, сердечная сопричастность людям и радость единения с миром — как таковым, вневременным и сегодняшним, сообщают его работам высокое духовное звучание. В экспозиции Дома Н.В. Гоголя представлены работы цикла «Евангельские и библейские сюжеты», их смысл лишён пафоса, сюжетно они очень современны. Современны и всегда парадоксальны неожиданным решением работы цикла «Тебе принадлежащий мир». Таковы «Слушатели эха», «Арфа Юго-восточного ветра», «Режиссерский шарик О. Фельдмана», «Ослепительные старики», многие другие. Почти всегда временные границы его сюжетов размыты, но эти вневременные сюжеты поразительно своевременны, потому что все они говорят о вечном, и о — верном.

Предоставим слово Михаилу Копьёву — мыслителю, писателю:

Я достаточно поздно, как мне кажется, понял, что то, что я пытаюсь всё время сделать красками, карандашом и т.д., в большинстве случаев можно характеризовать как „заповедник“. Не растений, не животных только, а — всего.... „Заповедность“ — то, что надо сохранить, пронести через века (или оно само себя сохраняет), — моя тема
В искусстве я люблю некоторую традиционность. Потому что в любом случае имеем дело с продолжением того языка, который был до нас, и нужно всё время подчёркнуто обращаться к вечному... Абстрактно я люблю даже самые крайние проявления в искусстве, но сам стараюсь оставаться на консервативных позициях. Я хочу вписываться в среду, а не раздражать, поэтому приходится прижимать в некоторых работах и цвет, и лихость рисунка. Мне кажется, то, что я делаю, предполагает „негромкий разговор“. Если хотите, понимайте это как мою концепцию
С детства я как-то понимаю до сего времени, что в этом мире „здравствуй!“ — всегда и „прощай!“. Это наполняло меня каким-то щемящим чувством какой-то другой природы, присущей миру. Я думаю, что надо утешаться тем, что обещает Евангелие, и только этим. Другого я не вижу и уверен — ничего другого нет
Мы не знаем, каким был языческий мир. Не знаем абсолютно. Сейчас каждая травинка — травинка спасённого мира. Какие бы ещё трагедии не предполагались, — всё равно спасённого. Языческий мир мы знаем как бы по инвентарной описи
В изобразительном искусстве существует свой язык, где передача смыслового содержания происходит на уровне интуитивного познания

Произведения Михаила Копьёва находятся в собраниях:

Уфимского художественном музея имени М.В. Нестерова, Вологодской областной картинной галереи, Череповецкого художественного музея, Кисловодского музея-усадьбы им. А.Н. Ярошенко, Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи; Библиотеки-фонде «Русское Зарубежье» (Москва), Российского Фонда Культуры (Москва), Центра им. А.Сахарова (Москва).

Работы художника находится в российских частных собраниях, и за рубежом: в Англии, Германии, Бельгии, Люксембурге, Франции, США, Израиле, Италии, ЮАР. В галереях: «Алльрус» (Австрия), Алиты Михолетос (ЮАР), Евгения Лунина (Череповец), многих частных собраниях.

Картины Михаила Копьёва приобретены Министерствами Культуры СССР и БАССР, Министерством культуры Люксембурга.

Михаил Копьёв дипломант Всероссийской художественной выставки «Россия» (Киров 1999 г., Новгород 2009 г.), Комиссии по наследию композитора В.А. Гаврилина (Санкт-Петербург, 2001 г.), выставки «Российский Север» (Вологда, 2003 г., Архангельск, 2015 г.), Российской Академии Художеств (2006 г.), лауреат Государственной премии Вологодской области в области культуры и искусства (2006 г.), кавалер Ордена Дружбы (2008 г.), награждён Золотой медалью Союза художников России (2009 г.), награжден в 2017 году Золотой медалью СХ России (медалью имени Василия Сурикова) «За выдающийся вклад в изобразительное искусство России».

ВХОД ПЛАТНЫЙ
Стоимость билета: 150 р. — полный, 100 р. — льготный

Поделиться
Яндекс.Метрика