Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»
  • Пн — выходной
  • Вт — выходной
  • Ср — с 12:00 до 20:00
  • Чт — с 12:00 до 20:00
  • Пт — с 12:00 до 20:00
  • Сб — с 12:00 до 20:00
  • Вс — с 12:00 до 20:00

Последний вторник месяца — санитарный


	

«И снова о любви» (скульптура)

17 Февраля — 25 Марта

  • «И снова о любви» (скульптура)
  • «И снова о любви» (скульптура)
  • «И снова о любви» (скульптура)
  • «И снова о любви» (скульптура)
  • «И снова о любви» (скульптура)
  • «И снова о любви» (скульптура)
  • «И снова о любви» (скульптура)
  • «И снова о любви» (скульптура)

Любовь, что движет солнце и светила...
Данте Алигьери

В «Доме Гоголя» открывается выставка Олега Закоморного «И снова о любви». В 2016 году музей-библиотека представил экспозицию «Любовь. Металл и линия», и с тех пор многочисленные поклонники и почитатели творчества Олега ждали, просили, надеялись, что встреча с новыми работами скульптора состоится ещё раз. Выставка «И снова о любви» открывается 17 февраля и до 25 марта встречает посетителей.

«
Чистота, цельность, правда — таковы три достоинства искусства Олега Закоморного. Искусство и есть его жизнь. Жизнь Закоморного, Человека и Художника, прежде всего, — любовь, любовь к его близким: родителям, жене и другу Ирине, детям, и любовь к Искусству. Тот, кто ценит чистоту, очеловечивает искусство, но чистота и цельность ничего не стоят без правды, которую нет смысла сопоставлять с реальностью, поскольку она и есть реальность.

Искусство Олега Закоморного — это правда обыденного, которую он поэтизирует, и яркий мир его фантазии

Ван Гог считал, что нужно научиться извлекать мир из самого приземлённого обихода, поскольку реальность неизмеримо выше любой истории, любого рассказа. Нужен только дар её понимать. Этот дар в полной мере присущ Олегу Закоморному. Видеть реальность для Олега — значит смотреть на мир широко открытыми глазами, как будто он видит его в первый раз. Создать новый взгляд, новое восприятие, освобождённое и очищенное от условности, восприятие, подчиняющее понятие переживанию, а знание вѝдению. Подобной чистоты взгляда и ответной свежести мира добиваются в постоянном и неистовом столкновении с реальностью.

Редкая искренность, открытость и, конечно, свежесть «прочитывается» в композиции «Я и мама» (графика). В ней неподдельная правда, счастье бытия, она до краёв полна любви. Эта тема «звучит» и в пластике, в композиции «В гармонии с природой». Особая лирическая манера художника сообщает произведению магическую притягательность. Что притягивает в его работах? Неистощимый запас зрелой красоты. Соприкосновение с созданным им миром возвращает доверие и разом переносит в точку, где ум и чувство слиты, на высоту искусства, лучшего места для жизни. Убедительное подтверждение этому мы находим в работе «Художник и муза». Сюжет прост и понятен: обычный рабочий момент позирования. Художник — это Олег Закоморный, муза — его жена Ирина. Не вызывает сомнения абсолютное портретное сходство. Композиционное решение, построенное по закону контрапункта, — на первом плане лицо модели в профиль и её спина, явно напряжённая, и развернутая к зрителю фигура художника с планшетом в руке и направленным в себя взглядом. Эти фигуры противостоят друг другу по своему внутреннему состоянию. Создаётся ощущение, что пространство между ними заполнено исходящими от них флюидами. Здесь Олег Закоморный предстаёт перед нами как художник внутренней бесконечности.

Его творчество развивается без перерывов, со спокойной мощью, и обогащается новыми средствами выражения. Но изощрённость мастера, самообладание художника достигают совершенства лишь для того, чтобы безотказно служить замыслам автора. Художественную маэстрию, изысканный эстетизм Олег демонстрирует в графических работах «Нега» и «Изящество». Их стилистика восходит к искусству модерна (Климт, Серов).

Периодически Закоморный обращается к миру воображаемого

Это происходит, как только он отходит от модели и начинает работать по памяти. Пользуясь стилем и языком, который подсказала и навеяла ему работа с реальностью, он создаёт вещи фантастические, поразительного пластического совершенства. Всё созданное художником, всё его искусство, так или иначе, восходит к рисунку, который подчиняет себе графику и скульптуру, а то и соединяет, смешивает их. Его скульптуры — это рисунки, развёрнутые в трёхмерное пространство. Им присуща и полнота объёма, и гладкость поверхности. Тяжести они избегают, но главное — высокая эстетика форм, линий и безупречный художественный вкус автора. Пластический язык исполнен чрезвычайной строгости, плотности, ставящей своей задачей прояснить, оживить. Свободой от лишнего, сжатостью, насыщенностью скульптура Закоморного ярчайшим образом проявляет движущие законы пластики как таковой. Без малейшего показного динамизма, без претензий на украшательство она высвечивает чистое единение формы и пространства, разворачивает повествование об их непримиримом противостоянии и неразлучных перипетиях.

В скульптурных композициях «В гармонии с природой», «Предчувствие лета» Закоморный предстает в ипостаси художника-романтика. Он лепит, формует тело, земную часть человеческого существа. По сути его скульптурные композиции — это поэзия в металле. Поэзия проявляется в мягкости и трепете линии, линии-мечты, линии-грёзы, линии-мелодии.

Художник, настойчиво повторяет Рёскин, должен «сказать правду, всю правду». От себя добавлю: искусство Олега Закоморного — это и правда, и поэзия.

»

Искусствовед Григорий Климовицкий

ВХОД ПО БИЛЕТАМ
Стоимость билета: 150 р., льготный — 100 р.

К списку выставок

«Анна Каренина» (1935) 22 Августа в 15:00

Кинолекторий «Великие экранизации и литературные юбилеи»