«Металл и нежность»

17 сентября — 25 ноября 2017

О Событии

«Моя миссия — создавать творения, которые согревали бы человеческие души. Всегда стремлюсь делиться с людьми радостью и теплом. И если тронуты их сердца, значит, я тружусь не напрасно»
Катиб Мамедов 

В «Доме Гоголя» открывается выставка скульптора Катиба Мамедова «Металл и нежность». Данная экспозиция — это и приношение великому Н.В. Гоголю, и ретроспективная выставка работ разных лет.

Катиб Мамедов — заслуженный художник Украины, почётный член Российской академии художеств, лауреат Международной премии И. Е. Репина, доцент Харьковской государственной академии дизайна и искусств. Уже двадцать четыре года Катиб Мамедов совмещает работу скульптора с преподавательской деятельностью.

Название выставки «Металл и нежность» говорит об ощущении, восприятии работ зрителем и даёт точную характеристику творческого почерка скульптора. Работы Катиба моментально узнаваемы даже для тех, кто видел произведения мастера хотя бы один раз. Секрет в поражающей мягкости, текучести, дыхании — даже не фактуры, а бронзовой плоти его творений.

— Секрет? Ну что Вы, я просто так чувствую, мой национальный ген сообщает мне именно такое понимание пластики, — смеётся скульптор.

Мамедов Катиб Сафар оглы родился в 1963 году в Азербайджане, вблизи города Гянджи, в многодетной семье. Отец скульптора работал авиатехником, но был человеком многогранно творческим, — писал стихи, украшал фасады домов национальными орнаментами, создал несколько новых сортов винограда. Именно отец оказал влияние на становление творческого характера Катиба. Мальчик рано начал рисовать и лепить. По окончании школы и профтехучилища пошёл в армию уже с пониманием своего предназначения. Катиб решил уехать учиться в Ленинград в институт живописи и скульптуры сразу по окончании службы, но болезнь мамы и в целом сложное «время перемен» внесли свои коррективы. Юноша уехал «на заработки», устроился рабочим на стройку. Работая каменщиком и плиточником, поступил на заочное отделение Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской на отделение станковой живописи и графики. По окончании первого ВУЗа в 1988 году поступил в Харьковский художественно-промышленный институт на факультет скульптуры, и с 1993-го — года завершения учёбы — талантливый ученик стал преподавателем Харьковского художественно-промышленного института на кафедре скульптуры. Катиб Мамедов начал выставлять свои произведения с 1990 года, в 1997 году был принят в Союз художников Украины. Ныне скульптор живёт и работает в двух странах, России и Украине.

«Мог ли я при таких обстоятельствах жизни не создать серию гоголевских образов и характеров, персонажей моего любимого писателя! Я открыл для себя Гоголя в 17 лет. Запоем прочёл „Вия“, „Вечера близ Диканьки“, „Мёртвые души“, „Женитьбу“, „Ревизора“, с тех пор и персонажи, и их создатель, мой постоянный незримый собеседник, — всегда со мной. Гоголь выписал своих героев столь зрительно и детально, что они почти осязаемы», — говорит скульптор. И потому в экспозиции выставки — «Оксана» и «Вакула», «Солоха» и «Дьяк», «Панас», «Чуб», — галерею этих бессмертных образов зритель может увидеть в музыкальной гостиной «Дома Гоголя».

При взгляде на работы Катиба физически ощутима «текучесть», «жизнь» формы. Кажется, что скульптор заканчивает работу с металлом тогда, когда уходит основное свойство материала, — его жёсткость. Природные мягкие линии, внутренняя динамика, гармония формы, наполненность творений энергией, — таковы признаки творческого стиля мастера.

Мягкий металл, нежный металл, дышащий металл... Работы с обнажённой женской натурой, а их на выставке представлено более двадцати, прочитываются как поэтический сборник высокой любовной лирики. Среди них несколько работ из серии «Формообразование», новаторские структурные композиционные решения дают точное понимание идеи и характера произведения. В экспозиции также представлены жанровые, всегда острохарактерные скульптурные композиции — «сценки», и большое количество выразительных анималистических работ. Катиб Мамедов — победитель московского международного фестиваля искусств «Традиции и Современность» в номинации «Эксперимент в формообразовании». Работы мастера находятся во многих музейных и частных собраниях.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Поделиться
Яндекс.Метрика