Выставка Елены Утенковой-Тихоновой «Просто день»

12 октября — 17 ноября 2013

О Событии

Художник Елена Утенкова-Тихонова о теме выставки «Просто день», и просто — о любимой теме:

«День начинается утром... Я люблю утро: всё равно, какое... Солнечное, искрящееся, манящее на улицу,.. и туманное, сырое, стучащее каплями дождя по подоконнику, в знак подтверждения того, что всё, что надо тебе — уже с тобой, и можно никуда не бежать.

И полдень я тоже люблю: потому что день, этот день, уже начался, но ещё впереди...

И вечер я тоже люблю... И на закате, и в сумерках, и когда уже почти ночь, и видно на небе огонёк летящего самолёта. И в городе, и на даче...

Иногда, когда приходит новый день, даже не знаешь, что тебе больше хочется, быть с ним дома, смотреть на него из окна или выйти к нему на улицу...

Ведь он всё равно с тобой и твой. Просто день.

И сколько бы не было у тебя понедельников — они все разные, и вторники, и субботы... И уж тем более воскресения...

И чем обычнее день — тем он лучше, проще, спокойнее. Он более твой...

Главное, чтобы все были живы, и у каждого был день, лично свой и один на всех...

Когда я была маленькая и не знала ещё календаря — день никак не назывался. Он был большой и серьёзный. Ты просыпался и видел свет — и начинался день...

Сейчас, когда я уже давно выросла, и научилась заслоняться от каждого нового дня неотложными делами и проблемами — дни стали короче. Они замелькали в окне, как незнакомые перроны на пути дальнего скорого поезда. Но — каждый день всё равно остался неким уравнением, задачей с неизвестными, где X — это облако, вдруг выплывающее на тебя из-за соседнего дома, а Y — неожиданно обернувшийся прохожий или ворона, зачем-то выпрыгнувшая тебе под ноги.

Как, когда едешь в вагоне поезда, зависая вне времени и пространства, между «откуда» и «куда», и поезд вдруг останавливается где-то на полустанке, и ты видишь в рассветной мути совсем рядом чей-то незнакомый дом, покосившуюся калитку перед крыльцом, забытое, мокрое от ночного дождя бельё, сохнущее на верёвке, порыжелый куст отцветающей сирени с корявым морщинистым стволом... И уже до боли знаешь и любишь этот куст, и это чужое крыльцо, зачем то высвеченное для тебя во всех беззащитных подробностях жизни таинственным режиссером.

Я долго пишу свои работы. Потому что я часто не знаю решения, на заданные мне уравнения. Но от того, что картина не получается и холст деревенеет от наложенных на него без толку красок, — вопрос не снимается, не отпускает. Он остаётся — и я опять, и опять возвращаюсь к брошенной работе — пытаясь нарисовать как можно проще — просто — День, мой день, высвеченный и подаренный мне фрагмент бытия».

Елена Утенкова-Тихонова

Родилась и выросла в Москве, в семье художника. Окончила в 83-м году МСХШ, в 89-м — Суриковский, член Московского союза художников с 90-го года. Лауреат ХIII Московской международной выставки — конкурса «Золотая кисть», работы художника находятся в музеях и частных коллекциях России, Англии, Италии, Франции, Германии, США, Японии и Южной Кореи. Работы художника признаны и высоко оценены в художественном профессиональном сообществе, и делают честь собраниям коллекционеров самого пристрастного и хорошего вкуса.

Рассказ об Елене Утенковой-Тихоновой лучше вести от первого лица: в данном случае художник ещё и прекрасный писатель. Её литературный язык родственен живописному — созданием особой, нежной и прочной ткани повествования, работы её безбрежно пространственны, надмирны, — и при духовного масштаба — внятны, лаконичны.

Её литературный язык родственен живописному — создаёт своеобразную, особую, нежную и мощную среду — и при этом точен, внятен, и образен, конечно же, — живописными подробностями.

Долгое время любимой техникой Елены была пастель. Удивительно, что все работы, написанные маслом — написаны всё как будто той же пастелью. Когда вышла книга Милорада Павича «Пейзаж, нарисованный чаем» — вспомнилось мгновенно пастельное марево работ Утенковой... не на ум приходят, но в душе мерцают — звучат строчки Бродского:

Тихотворение моё... моё немое, однако тяглое...

«... единственным стоящим занятием в моей семье считалось занятие искусством... — ты мне будешь рисовать, а я тебе за это буду читать» — говорила моя бабушка, — и выбора не оставалось ни у меня, ни у неё... Выделение себя от мира и мира от себя пришло ко мне позже, когда я уже училась в МСХШ. Всё моё отрочество и юность тесно связаны с МСШХ, с её первыми учителями, друзьями и приятелями, первыми муками самолюбия, победами и неудачами. Школе я обязана и основам профессиональной грамоты... Годы учёбы в Суриковском институте самое просторное время в моей жизни. Главное, что я поняла для себя во время учёбы, это то, что искусство «всех времён и народов» — один большой организм, изучающий и подчиняющийся единым законам Гармонии... Занятие искусством мне жизненно необходимо, так как является главным способом моего развития и общения с миром... Работаю я для себя, поэтому так удивляюсь и радуюсь чужому вниманию. Работы свои делаю долго, мучительно, по много раз возвращаюсь к одним и тем же местам, пока картина сама не отпускает меня: «Всё, хватит! Я существую!.. В работе своей руководствуюсь больше интуицией. Каждая серьёзная выставка для меня всегда этап в пути. В работе и жизни меня привлекают не контрасты, а единая гармония всех частей. На холсте пытаюсь добиться спокойного мерцания тона...»

Поделиться
Яндекс.Метрика