«Энергетический реализм»

13 июля — 10 сентября 2017

О Событии

Персональная выставка живописных работ Льва Георгиевича Прыгунова, Заслуженного артиста РСФСР, Народного артиста России, члена Союза художников России и Международной организации художников «ЮНЕСКО», откроется в «Доме Гоголя» 13 июля и продлится до 10 сентября. Экспозиция представит работы разных лет, созданные в диапазоне с семидесятых до года нынешнего, в том числе первую картину художника — «Автопортрет с сыном», датированную 1972 годом. Эта работа никогда ранее не экспонировалась. Премьерный показ ждёт ещё пятнадцать из пятидесяти полотен общего пространства выставки, развёрнутой в основном здании «Дома Гоголя» (дом 7а) и Выставочном зале музея-библиотеки (дом 7).

Лев Прыгунов — актёр театра и кино, художник, поэт, писатель. Человек симфонического звучания в искусстве, подобно творцам Возрождения, он состоялся блистательно многогранно. Устойчивое словосочетание «деятель культуры» в отношении Льва Прыгунова наконец-то приобретает свой глубокий, первородный смысл. Да, действительно — деятель, созидатель культуры. Снявшись в более чем ста отечественных и десятке голливудских фильмов, ещё в молодости став одним из самых популярных киноартистов и получив всенародную любовь и признание, он жил и живёт органически необходимой для него жизнью: работает как художник, пишет стихи, прозу.

Когда-то, совсем молодой человек Лев Прыгунов, приехав из далёкой Алма-Аты, со снайперской точностью выбора составил круг общения и друзей, чьи имена ныне — соцветие великих, своеобразный слепок эпохи: Иосиф Бродский, Евгений Рейн, Анатолий Найман, Владимир Уфлянд, Лев Лосев, Олег Целков, Михаил Шварцман, Анатолий Зверев, Михаил Кулаков, Эдуард Штейнберг, Александр Харитонов, многие другие. С ними, поэтами и художниками, а не с коллегами по актёрскому цеху, был близок Прыгунов. С поэтами и художниками были общие духовные интересы, естественное, содержательное пространство общения. Лев Прыгунов — неразрывная часть этого дружеского, взаимообогатившего друг друга пространства, во многом сформировавшего культуру второй половины ХХ века и эстетически продолжающегося сегодня.

Сейчас, как и когда-то, Лев Прыгунов работает много и легко, себе в удовольствие. Художник пишет картины в тихой мастерской на севере Москвы, келейный свой труд сопровождает джазовой и классической музыкой «с винила». Имеет ли натюрморт сюжет, драматургию, — судить зрителю. Любимый жанр художника именно натюрморт, и посетитель без затруднения ответит на этот вопрос. Разной формы стеклянные, хрупкие бутыли, очевидно уязвимые сосуды, и знаменателем композиции — расположившаяся на услужливом стуле убедительная кувалда натюрморта «Кувалда и бутылки на фоне карты Европы», или «Натюрморт с красной бутылью и полосатой рубашкой», — ёмкая, на треть наполненная бутыль на фоне накинутой на стул полосатой рубашки. Пластика рубашки острохарактерна, ощутимы и движение, и эмоция человека — жанровые границы стёрты, это уже портрет. Выставка представит и пейзажи, и весьма своеобразные работы действительно «портретного ряда». Лев Георгиевич взирает на жизнь внимательно, и парные «парадные» портреты супружеской четы таковы: жена Ольга запечатлена на пасторальном фоне подмосковной дачи в платье с широким кринолином XVII века, а автопортрет Льва Прыгунова носит название «Художник в России» и изображает рыцаря, закованного в латы в головы до пят.

Название выставки «Энергетический реализм» выбрал художник, оно полностью отражает характер работ и уже устойчиво сопровождает выставочный процесс. Энергия живописи Прыгунова ощутима физически, она добра и витальна, посетители перед картинами всегда говорят о её чувствовании.

Выставка в «Доме Гоголя» представляет новый, только что увидевший свет каталог живописных работ Льва Прыгунова. 

Биографическая справка:

Лев Прыгунов родился в Алма-Ате 23 апреля 1939 года. Мама Тамара Николаевна — учительница литературы, дочь священника, четырнадцатый ребёнок в многодетной семье. Её отец, дед Льва, сельский священник, был замучен красноармейцами. Позже мама была арестована и бежала из-под ареста в Алма-Ату к сёстрам. Там вышла замуж за Георгия Прыгунова, ботаника-естествоиспытателя, орнитолога. Льву не исполнилось ещё 10 лет, когда его отец, прошедший Великую Отечественную войну, трагически погиб. В детстве и юности Лев был очень увлечён и ботаникой, и орнитологией. По окончании школы два года проучился на биологическом факультете Алма-Атинского педагогического института, но ушёл, почувствовав своё призвание. В тринадцатилетнем возрасте Лев по своей инициативе около года брал уроки живописи у профессиональной московской художницы, оставшейся в Алма-Ате после эвакуации.

«Я в детстве учился, брал частные уроки. К сожалению, не помню фамилии своей учительницы, этой потрясающей художницы. Она была у нас в Алма-Ате в эвакуации. Она научила меня писать натюрморт, мы ходили на этюды. Следующим этапом должно было стать рисование головы и фигуры человека, но... она уехала. Так я и остался „без головы и без фигуры“. Потом я дружил с художниками и учился то у одного, то у другого. Сейчас у меня нет учителей, но есть вдохновители. Один из моих самых любимых современных художников — Олег Целков, он мой друг, живет в Париже. Ничего общего у нас с ним нет в манере живописи, но он вдохновляет меня своей энергией». (Из интервью Л.Г. Прыгунова «АИФ»)

В 1958 году Лев Прыгунов поступил, а в 1962 году окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Но дружил в основном с художниками, студентами курса Н.П. Акимова. В 1962 году он переехал в Москву. В 1963-64 годах работал актёром Центрального детского театра в Москве, затем — драматического театра им. Станиславского, и близко познакомился с художниками Харитоновым, Штейнбергом, Зелениным, Целковым, Зверевым, Шварцманом и другими. Много и плодотворно работал в кино, начал сниматься ещё на 3-м курсе ЛГИТМиКа. Дебютировал в 1962 году в фильме «Увольнение на берег». Лучшими его работами считаются роли в фильмах «Они шли на восток» (1964), «Иду на грозу» (1965), «Сердце Бонивура» (1969), «Красная палатка» (1970), «Освобождение» (1971), «Без права на ошибку» (1975), «Рождённая революцией» (1977), «Трактир на Пятницкой» (1977), «Картина» (1985), «Битва за Москву» (1985), «По прозвищу „Зверь“» (1990). Среди работ последних лет — картины «Оперативный псевдоним», «Архангел», «Сдвиг», «Под ливнем пуль», «И все-таки я люблю», «Индиго», «Зачем ты ушёл». Лев Прыгунов снялся в более ста отечественных и десятке голливудских фильмов. И всегда не мог жить без музеев и мастерских художников. В 1972 году начал интенсивно рисовать в Вильнюсе, когда оставалось свободное время от съёмок. В Москве стал писать в основном натюрморты и пейзажи, в восьмидесятых годах устроил две персональные выставки в Москве и участвовал в нескольких групповых. В 1989 году отвёз 12 своих картин в США, где все работы были проданы. Окончательно почувствовал себя профессионалом, когда в Лондоне на аукционе «Philips» была куплена его картина. В 1996 году состоялась выставка в Лондоне. С 1999 года — три персональные выставки в ЦДХ, в галерее «Арт-21» (Москва), в галерее «Борей» (Санкт-Петербург), в художественном музее г. Калуги, в Музее современного искусства г. Ярославля, в Художественном музее г. Иваново, в музеях Твери, Архангельска, Самары, Липецка, Мурманска, Благовещенска, Ульяновска, Смоленска, Коломны, в музее истории Москвы, в музее Владимира Высоцкого и в музее г. Сергиев Посад. Работы Льва Прыгунова находятся в частных коллекциях в Москве и других городах России, а также Лондоне, Нью-Йорке, Париже, в музее Орегонского университета (США).

Время работы: Ср.-Вс. 12:00 - 19:00 
ВХОД СВОБОДНЫЙ
Поделиться
Яндекс.Метрика