«Город и цветы»: выставка Веры Ельницкой

16 сентября — 30 октября 2016

О Событии

«Пейзажи Ельницкой — о моих личных отношениях с городом детства,
...чудесная возможность снова ощутить состояние,
и даже звуки моего города — тогда...»
(из книги отзывов)

16 сентября 2016 года в «Доме Гоголя» на Никитском бульваре откроется выставка Веры Ельницкой «Город и цветы». Название полностью отражает жанровую и тематическую подборку экспозиции: натурные городские пейзажи и натюрморты с цветами, всего более семидесяти живописных работ, большая их часть — работы премьерного показа, датированные 2015 и 2016 годами.

Мало к кому из московских живописцев столь применим эпитет «Певец города». Вера Ельницкая — именно что певец, поэт города. Много лет она пишет Москву, центр города, драгоценный для сердца каждого москвича, домики в изгибах «кривоколенных» переулков, уютные дворики, фонтаны и бульвары, среду и воздух, и новую Москву — с ее магистралями и скоростями.

«Город полон теней прошлого: меня очень волнуют облупленные старые стены — их поверхности завораживают. Я очень люблю бродить по старым дворам и подворотням, рассматривать старинные дома. Эти мои прогулки, как и моя живопись, — это медитация-ностальгия. Хочется поймать и запечатлеть то мгновение реальности, которое так волнует и включает в себя все прошлое.... Я всегда хожу с блокнотом, и мои спутники уже привыкли к тому, что я постоянно останавливаюсь и зарисовываю. Мой стиль близок к импрессионизму, и значит, для меня очень важны впечатления от мимолетных мотивов» (из интервью Веры Ельницкой журналу «Jalouse»).

Цветы у Веры всегда свободны и непринужденны. Представьте детализированный, тщательный, постановочный букет в роскошной вазе, — как бесконечно далек он от букетов Ельницкой!

Цветы Веры — это и мерцающие звездным небом ирисы на вечернем подоконнике мастерской, и охапка рассыпавшихся в праздничном салюте разноцветных роз, и приволье полевых букетов, и лаконичный диалог двух «разнохарактерных» букетиков, и изысканный архитектурный строй взаимоотношений сухих букетов на столе. На цветы Веры Ельницкой посетители выставки приходят по нескольку раз, приходят наслаждаться беспечной и легкой сочатанностью цветовых и цветочных созвучий, приходят отдыхать душой, преисполниться настроением, приходят — любоваться.

Вера Ельницкая рисовала с раннего детства, своими учителями считает импрессионистов и постимпрессионистов, училась в художественной школе в Москве, затем Институте изящных искусств города Оттавы (Канада), по возвращении в Россию начала получать первые места среди участников молодежного объединения при МСХ, активно включилась в творческий выставочный процесс. Совершенствуясь и много работая, выбирала себе наставников выдающихся, таковыми считает художников Владимира Брайнина, Михаила Иванова, Арона Буха, Екатерину Григорьеву. В 1990 году начинающая художница Вера Ельницкая за серию картин о Москве получила 1-ю премию по живописи среди молодых художников. Теперь живопись Ельницкой — одна из самых выразительных и узнаваемых в московском художественном пространстве. Сегодня работы Ельницкой находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе коллекциях Рене Герра, Эдмонда Розенфельда, Пьеро Селми, Беллы Гелбмана, Аннамухаммеда Зарипова, Михаила Алшибая, Александра Миронова, посла Евросоюза в России.

...Смелый и энергичный пейзаж Веры Ельницкой оказывается неожиданно хрупок: он застигнут художником в момент возникновения из небытия, на грани воплощения, или, напротив, — в начале исчезновения. В нем есть нечто от миража, от его таинственной оптики, от его нематериальных вибраций. В каком-то смысле перед нами не краска и холст, но живая ткань, чистая эмоциональность. Реальное пространство, переданное абсолютно достоверно и убедительно, превращается в подвижную податливую среду, в пространство чувства

Илья Трофимов, искусствовед, художник

Искусство Веры Ельницкой несомненно принадлежит московской школе живописи. Зрение художницы неотделимо от ее традиций — художественных координат Константина Коровина и раннего Роберта Фалька, от московских пейзажей Василия Кандинского и Владимира Татлина

Виталий Пацюков, искусствовед

...Ее первые шаги в искусстве совпали со временем, когда были вновь открыты художники 30-х годов. Эти мастера обладали высокой культурой живописного метода и тонким, почти интимным чувством природы.... и в каждом ее произведении есть дыхание воздуха, свежесть взгляда, радостное ощущение всего — и белизны снега, и прозрачности отражений в реке, и каменной твердости городских стен

Ксения Богемская, доктор искусствоведения

Поделиться
Яндекс.Метрика