Выставка Бориса Бомштейна «Н. В. Гоголь. Персонажи и характеры»

О Событии

1-го апреля, в день рождения Н. В. Гоголя, в доме и мемориальном музее писателя открылась выставка художника Бориса Бомштейна «Н. В. Гоголь. Персонажи и характеры». Более четверти века работал Борис Юрьевич над темами произведений Гоголя. Рисовать начал для себя, работы сначала почти никому не показывал. Только когда домашней ревизией в 2002-м году обнаружилось уже большое их количество, наведался художник в «Дом Н. В. Гоголя» и поставил в известность: да, вот так де случилось, и можно представить.., — и тогда в научной библиотеке дома состоялась выставка «Н. В. Гоголь. Фантомы и люди». Экспозицию нынешней выставки дополнили работы последних лет. Перед Вами галерея образов литературных героев и мизансцены «Мертвых душ», «Ревизора», «Шинели», — суть человеческие характеры, комедия и трагедия, жизнь.

«Тема гоголевских произведений в творчестве моего отца начала появляться в конце семидесятых годов, в период активных занятий сценографией. Поначалу это были оригинальные по цветовому и композиционному решению темперные эскизы мизансцен к „Мертвым душам“, „Ревизору“ и „Шинели“. Именно в этих работах стали появляться персонажи, которые на протяжении всех последующих лет были папиными спутниками. Из цветного пространства сцены они переходили черными выразительными линиями и пятнами на белые листы бумаги. Многократно трансформируясь, приобретая подчас гротескно-экспрессивные черты или растворяясь в почти абстрактных композициях, они всегда сохраняли абсолютную точность характера.

Папа, будучи очень умным и ироничным человеком, обожал Гоголя.

В его произведениях, как мне кажется, вместе с бесконечным источником творческого вдохновения, он нашел для себя ключ к пониманию столь сложной российской жизни». (Сергей Бомштейн)

Борис Бомштейн жил и работал без каких-либо пафосных деклараций, кредо, стратегий и тактик. То есть — предельно честно. Умный, тонкий, добрый человек. Человеческие качества художника всегда становятся очевидно зримыми: работы Бомштейна — работы мудреца и романтика. Лирика художника любовна и жалостлива ко всему сущему и преходящему, юмор весел, но не беспощаден, отнюдь, — юмор его снисходителен к слабостям человеческим, и, что совершенно парадоксально, даже гротескные решения образов, при всей своей скальпельной точности, бесконечно добры. Трагикомедия — любимый литературный жанр и способ прочтения действительности. Хрупкость, уязвимость мира и его составляющих, конечно же, входили в личное ощущение и преподнесение мира. Борис Бомштейн писал рассказы. Прозаические рассказы Бомштейна читаются как поэтические новеллы-притчи. Рассказы, живопись, графика, — все внимательно к содержанию. Он всегда был настроен на глубокие чувства к малому и незащищённому, душевной драме, человеческий трагедии. Акакий Акакиевич... мог ли художник обойти вниманием сцены из «Шинели»? Работы его никогда не вызывали ощущений «серийности», они вовсе не «программны», они всякий раз как неожиданный возглас, ответ, находка. И в самом деле, создавались образы и сцены всякий раз спонтанно, и эта искренность, это ощущение не заданной темы, а стремительного искреннего отклика очень ощутима, подлинна. Столько лет вместе с героями — это уже диалоги, уже спутники. Современность безусловно смотрелась через гоголевский контекст.

Бывает, что и хороший художник, например, Шемякин, нарисует литературный персонаж, и мы смотрим и знакомимся с ним. «Ах, вот ты какой красивый, острый, харАктерный», — думаем. С героями Бомштейна мы не знакомимся. Мы их просто узнаём, мы их уже видели. И сцены знакомы, взор не изумлён, ему уютно. Мизансцены немного фантастичны, в то же время реалистичны, сотканы из подробностей. Свет неярок, тональное марево часто подрастворяет сюжеты, и сюжеты от этой тональной вуали становятся тоньше, деликатнее, таинственнее. Они очень точны. Всё продуманно выстроено, композиционная прочность даже не «живописного» толка: в предложенном пространстве всегда можно жить и действовать. Борис Бомштейн художник, и всегда — режиссёр. В каждой серии работ, будь то «Ревизор», или «Шинель», или «Мертвые души», есть ключевое сценическое решение, которое всегда можно воплотить в стилистически завершённое решение театральной сцены. Или плана кинофильма. Или мультфильма. Каждая картинка — кадр, абсолютно завершённый, затем ещё кадр, ещё... Укрупнённый план, с более детальной прописью, затем план общее, затем ещё общее с иным ракурсом и необходимой акцентированной деталью, — драматург, сценограф и режиссёр Бомштейн покадрово фиксировал свое литературное прочтение. Театральная постановка, или фильм, или анимационный фильм всякий раз художником внутренне были уже давно поставлены и решены, — просто на бумаге появлялись некоторые фрагменты из уже существующего целого...

Его работы были, слава Богу, всегда «неактуальны» — они были вне временных координат, они были о вечном.

Камерные работы Бомштейна этим и масштабны.

«Размышляя о своем творчестве, я пытаюсь понять для себя, в чем заключена моя живописная и пластическая задача. Увлекаясь многообразием жанров, я пишу городские пейзажи, фантазии, возникающие из недр моего подсознания, создаю галереи цирковых и театральных пересонажей. Много и давно рисую темы любимых литературных произведений. Работаю в разных техниках и материалах. Эта многообразность дает возможность лучше узнать мир, в котором мы живем, попытаться понять его тайные смыслы.

В своих поисках я стремлюсь к большей свободе и раскрепощенности.

К эмоциональной экспрессивности. С другой стороны, такой прием требует предельного внимания и сдержанности. Условность изображения фигуративных персонажей помогает ярче проявить их характер. При этом мне нравится писать бархатными, многообразными тонами. Иногда нужно много времени что бы понять, где необходим завершающий мазок. Работа, по моему, может получиться в момент полного душевного напряжения. Тогда она заживет своей жизнью». (Борис Бомштейн)

Борис Юрьевич Бомштейн ушёл из жизни в январе этого года. Персонажи, характеры, сцены из произведений Н. В. Гоголя, — сегодня есть все основания считать «гоголевскую» часть художественного наследия Бориса Бомштейна представляющую самостоятельный художественный и музейный интерес.

Биографическая справка:

Борис БОМШТЕЙН родился в Москве в 1938 году. Член Московского Союза Художников. Член Международного Художественного фонда. В 1963 г. окончил МТХТУ (Московское Театральное Художественно-техническое Училище), в 1972 — МВХПУ (Московское Высшее Художественно-промышленное Училище (бывшее Строгановское)). С 1980 года участник многих всесоюзных, республиканских и московских выставок Союза Художников СССР в рамках секции «Художники театра, кино и телевидения», персональных выставок в России и за рубежом.

Работы Бориса Бомштейна хранят собрания: Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственного Литературного музея, Государственного музея искусства народов Востока, Театрального музея им. А. А. Бахрушина, Музея истории города Москвы, Государственного историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим», Музея Марка Шагала в Витебске, галереи Frangulian (Париж), многих других музеев и частных коллекций в России и за рубежом.

Поделиться
Яндекс.Метрика