«От мистика к сатирику: советские проекты памятника Н. В. Гоголю»

1 января — 14 февраля 2021

О Событии

В центре Москвы, недалеко друг от друга, расположились два памятника знаменитому писателю Николаю Васильевичу Гоголю. Первый памятник Гоголю создал Н. Андреев к столетию со дня рождения писателя. Сначала он размещался в начале Гоголевского бульвара. Второй памятник работы Н. Томского появился на месте первого в год столетия со дня смерти Гоголя. Памятники контрастны по стилю и эмоциональному впечатлению. На памятник, созданный Андреевым, сразу же обрушилась волна критики. Особенно недолюбливал «скорбного» Гоголя И.В. Сталин, поэтому монумент решили заменить. В мае 1936 года было решено демонтировать памятник и заменить его новым — «отражающим подлинный облик великого русского писателя-сатирика». Был объявлен конкурс, но вскоре начавшаяся война остановила реализацию планов. До Великой Отечественной войны сделать это не удалось, и к конкурсам на новый памятник вернулись лишь в конце 1940-х годов. Победил проект Н.В. Томского. И это не удивительно: в 1951 году он создал мраморный бюст Гоголя, за который получил Сталинскую премию. Сам Н.Томский невысоко оценивал эту свою работу: «Из всех созданных мною в последние годы монументальных произведений я считаю самым неудачным памятник Н.В.Гоголю в Москве, выполненный мной в чрезвычайной спешке к юбилею писателя». В книге «Алмазный мой венец» Валентин Катаев, сравнивая оба монумента, также отмечал безликость, почти карикатурность нового памятника: «Незримая всевластная рука истории переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый памятник, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный птичий нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, - с Арбатской площади во двор особняка, где по преданию сумасшедший писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, не то водевильный артист, не то столоначальник, лишённый всякой индивидуальности и поэзии». [Источник: https://liveinmsk.ru/places/pamyatniki/gogol-na-gogolevskom]

На данной выставке можно увидеть уникальные предметы, хранящиеся в фондах музея Дома Гоголя, иллюстрирующие работу над проектом нового памятника Н.В. Гоголю. Среди них папка для всех участников конкурса с материалами о жизни и творчестве Гоголя с подборкой фотографий его прижизненных портретов, выпущенная в 1936 году Всесоюзным комитетом по делам искусств. Также представлены модели для памятника писателю, выполненные советскими скульпторами и бюст Гоголя работы Николая Томского, который стоял на могиле Гоголя в некрополе Новодевичьего монастыря.

Открытка почтовая. Памятник Н.В. Гоголю скульптора Н. Андреева. Архитектор Ф. Шехтель.

Россия, г. Москва. Фирма "Шерер, Набгольц и К". 1909-1910

Бумага плотная, печать типографская, печать фототипная. 14х8,8 см.

ДГ КП-1183

Г-637

К 100-летнему юбилею со дня рождения Н.В. Гоголя было решено увековечить его имя, создав библиотеку и поставив писателю памятник в Москве. По инициативе Общества любителей российской словесности была открыта подписка для сбора средств. К концу 1890 года капитал достиг 52 тысяч рублей, и Общество любителей российской словесности постановило образовать Комитет по сооружению в Москве памятника Н. В. Гоголю. Памятник предполагается из бронзы. Гоголь должен быть изображён в сидячем положении, в костюме своего времени. Пьедестал должен соответствовать обстановке того места (Арбатская площадь, в конце Пречистенского, ныне Гоголевского бульвара), где будет стоять памятник. На первом же заседании Комитета под председательством нового городского головы Н. И. Гучкова 13 февраля 1906 года, по предложению И. С. Остроухова, составление проекта было поручено скульптору Н. А. Андрееву. Работу Николая Андреева нередко называют эстетически совершенной, шедевром, признают одной из лучших скульптур на улицах столицы. Его памятник Гоголю характеризуют как одну из вершин творчества, программное произведение скульптора, обладающее «огромной художественной и общественной значимостью». Закладка памятника состоялась 27 мая 1907 года. Торжественное открытие — 26 апреля 1909 года при чрезвычайно большом скоплении публики и было приурочено к столетию со дня рождения писателя. На своём первоначальном месте, Пречистенском бульваре, памятник простоял 42 года. На открытке, выпущенной фирмой «Шерер, Набгольц и К», как раз и запечатлен памятник, стоящий на Пречистенском (Гоголевском) бульваре.

Папка с клапанами для документов.

Из комплекта «Н. В. Гоголь. Материалы к проектированию нового памятника»

СССР, г. Москва, Союзфото, Фотоиздат. 1936

Бумага, коленкор, шнур, тиснение золотое, склеивание. 25,2х19,5х2; в развернутом виде: 41х53,5 см.

ДГ КП-2777/1

Ф-287

В 1936 году было принято Постановление Совета народных комиссаров СССР "О сооружении нового памятника Н. В. Гоголю в Москве. Посчитав памятник Н. В. Гоголю (установленный на Арбатской площади, в конце Пречистенского, ныне Гоголевского бульвара) скульптора Н. Андреева "не передающим образа великого сатирика", а трактующим его "как пессимиста и мистика", Всесоюзный комитет по делам искусств в 1936 г. объявил конкурс на новый памятник писателю. Исходя из этого, комитет счел необходимым обеспечить всех участников конкурса документальными материалами, связанными с жизнью и творчеством Гоголя. Данное издание включает в себя: 47 фотографий с репродукциями портретов писателя; брошюру с комментированной иконографией Н. В. Гоголя и подборкой высказываний о нем современников; архитектурный проект будущей Арбатской площади - места сооружения памятника.

Материалы выпущены организацией Союзфото. Общее управление фотографией в СССР в 1930-е гг. осуществлялось Главным управлением фотографии (ГУФ) Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК СССР. В непосредственном подчинении ГУФ находились Всесоюзный фотоиллюстрационный трест «Союзфото», созданный в 1931 году. Эта организация централизовано занималась выпуском фотоиллюстраций для газет, журналов, книжных издательств и других потребителей информации. В январе 1934 г. в системе «Союзфото» было организовано три сектора: «Союз-фотохроника», обслуживавшая печать фотоиллюстрациями и клише внутри СССР; фотографическое издательство «Фотоиздат» (как самостоятельное хозрасчётное предприятие), выпускавшее фотоплакаты и фотооткрытки; и иностранный сектор, обслуживавший иностранную печать.

Книга. Н. В. Гоголь. Материалы к проектированию нового памятника / Всесоюзный комитет по делам искусств; ред. Г. Бандалин. - Москва-Ленинград : Искусство, 1936. - 116 с.

Из комплекта «Н. В. Гоголь. Материалы к проектированию нового памятника»

Бумага, печать типографская, брошюровка нитью, склеивание. 22х18х0,8 см.

ДГ КП-2777/2

КД-765

Книга, входящая в комплект «Н. В. Гоголь. Материалы к проектированию нового памятника» и выпущенная издательством «Искусство», включает в себя: условия конкурса; проект реконструкции Арбатской площади; комментированную иконографию Н. В. Гоголя (составитель Н. Машковцев); подборку высказываний о нем современников (по книге В.В. Вересаева «Гоголь в жизни» и изданию АН СССР «Гоголь. Материалы и исследования»); библиографический список.

Фотография. I. План Арбатской площади.

Из комплекта «Н. В. Гоголь. Материалы к проектированию нового памятника»

СССР, г. Москва, Союзфото, Фотоиздат. 1936

Бумага, фотопечать ч/б. 16,5х23 см.

ДГ КП-2777/3

Ф-288

Подготовленные Комитетом материалы, также включали в себя и листы с фотографиями архитектурного проекта будущей Арбатской площади - местом сооружения памятника.

На листе № I - фотография плана Арбатской площади. С юга площадь замыкается зданием Наркомата обороны и справа от него идет начало Гоголевского бульвара. Далее, по движению часовой стрелки, идут улицы: Новый Арбат, Арбат, ул. Воровского (Поварская), Никитский б-р, Кисловский пер., Воздвиженка, ул. Фрунзе (Знаменка).

Фотография. II. Общий вид Арбатской площади.

Из комплекта «Н. В. Гоголь. Материалы к проектированию нового памятника»

СССР, г. Москва, Союзфото, Фотоиздат. 1936

Бумага, фотопечать ч/б. 16,5х23 см.

ДГ КП-2777/4

Ф-289

На листе № II - фотография проекта Арбатской площади. В центре - здание Наркомата обороны, замыкающее площадь. Справа от него - начало Гоголевского бульвара с площадкой памятника Гоголю. На правой стороне бульвара запроектированы дома высотой не менее семи этажей. Ширина бульвара и проездов не изменяется против существующей.

Подготовленные Комитетом материалы, также включали в себя и листы с фотографиями прижизненных портретов писателя, они были изданы организацией Союзфото (Всесоюзный фотоиллюстрационный трест «Союзфото», создан в 1931 году и централизовано занимался выпуском фотоиллюстраций для газет, журналов, книжных издательств и других потребителей информации). Представлена небольшая подборка фотографий, входящих в папку с материалами к проектированию памятника Н.В. Гоголю.

Фотография. 1. А.Г. Венецианов. Портрет Н.В. Гоголя. 1834 г.

Из комплекта «Н. В. Гоголь. Материалы к проектированию нового памятника»

СССР, г. Москва, Союзфото, Фотоиздат. 1936

Бумага, фотопечать ч/б. 22,8х16,5 см.

ДГ КП-2777/5

Ф-290

На листе № 1 - фотография портрета Н.В. Гоголя работы А.Г. Венецианова (1779-1847). Литография. 1834. Это вполне достоверный и художественно ценный портрет Гоголя петербургского периода. А.Г. Венецианов - ученик Боровиковского - родился в Нежине, так что Гоголь мог считать его своим земляком. Портрет представляет собой автолитографию Венецианова, судя по обратной подписи художника, сделанную им непосредственно на камне. Литография известна всего в нескольких экзеплярах.

Фотография. 4. П.А. Каратыгин. Гоголь на репетиции «Ревизора». 1836 г.

Из комплекта «Н. В. Гоголь. Материалы к проектированию нового памятника»

СССР, г. Москва, Союзфото, Фотоиздат. 1936

Бумага, фотопечать ч/б. 23х16,5 см.

ДГ КП-2777/8

Ф-293

На листе № 4 - фотография рисунка П. А. Каратыгина (1805-1879) «Гоголь на репетиции «Ревизора» ( 18 апреля 1836 года, накануне первого представления «Ревизора» на сцене Александринского театра в Петербурге). Бумага. Карандаш. Под рисунком надпись: Гоголь въ 1835 году. Находится в ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, Санкт-Петербург.

«Сын П. А. Каратыгина в своих «Воспоминаниях» дал исчерпывающий комментарий этому портрету. «Гоголь был сильно встревожен и, видимо, расстроен ... Нескромную веселость возбуждала не комедия, но ее автор. Невысокого роста блондин с огромным тупеем, в золотых очках на длинном птичьем носу, с прищуренными глазами и плотно сжатыми, как бы стиснутыми губами. Зеленый фрак с длинными фалдами и мелкими перламутровыми пуговицами, коричневые брюки и высокая шляпа-цилиндр, которую Гоголь то порывисто снимал, запуская пальцы в свой тупей, то вертел в руках, все это придавало фигуре великого писателя нечто карикатурное» («Исторический вестник», т. IX, 1883, стр. 736). По сообщению Каратыгина, портрет был нарисован артистом с натуры карандашом на обертке его роли, сложенной пополам. Учитывая карикатурность изображения, нужно отметить. что оно является одним из немногих портретов Гоголя в рост. Впервые опубликован в 1883 году (гравюра Паннемакера) при упомянутой статье Каратыгина-сына в «Историческом вестнике».

В Институт русской литературы поступил из коллекции П. Я. Дашкова. Дата, имеющаяся на рисунке, сделана посторонней рукой и ошибочна». (из книги Н. Машковцев. Гоголь в кругу художников. 1955)

Фотография. 8. Э.А. Дмитриев-Мамонов. Гоголь, читающий «Мертвые души». 1839 г.

Из комплекта «Н. В. Гоголь. Материалы к проектированию нового памятника»

СССР, г. Москва, Союзфото, Фотоиздат. 1936

Бумага, фотопечать ч/б. 22,5х16,5 см.

ДГ КП-2777/12

Ф-297

На листе № 8 - фотография рисунка Э. Дмитриева-Мамонова (1824-1884) «Гоголь, читающий «Мертвые души». Рисунок пером. 1839. Находится в ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН.

«Чтение происходило в доме Нащокиных в Москве. Гоголь вернулся в Москву осенью 1839 года. Рисунки Мамонова с изображением московских литературных деятелей, по преимуществу славянофильского толка, вращавшихся в гостиных А. Елагиной, Хомяковых, в доме С. Т. Аксакова, являются настоящими мемуарными характеристиками. До нас дошли три портрета Гоголя, рисованные Мамоновым. Из них наиболее значителен изображающий Гоголя «в действии», читающим «Мертвые души». Среди гоголевской иконографии рисунки Э. Дмитриева-Мамонова пользуются заслуженной репутацией достоверных изображений Гоголя. [...] Рисунок Дмитриева-Мамонова заставляет вспомнить, что Гоголь был изумительным актером, умевшим захватить внимание слушателей. Художник убедительно передал выражение лица читающего Гоголя и его жестикуляцию». (из книги Н. Машковцев. Гоголь в кругу художников. 1955)

Фотография. 10. К.П. Мазер. Портрет Гоголя. 1840 г.

Из комплекта «Н. В. Гоголь. Материалы к проектированию нового памятника»

СССР, г. Москва, Союзфото, Фотоиздат. 1936

Бумага, фотопечать ч/б. 22,2х17 см.

ДГ КП-2777/14

Ф-299

На листе № 10 - фотография портрета Гоголя работы К. Мазера (1807-1884). Бумага. Карандаш. Подпись: К. Mazer. 1840 г. Находится в РГБ, Москва.

«Ранее находился в Остафьеве среди множества историко-литературных памятников, собранных П. А. Вяземским. Существует отличная фотография-факсимиле с этого портрета, выпущенная К. Фишером. Карл Петер Мазер - шведский художник. В 1838 году приехал в Россию. Прожил здесь несколько лет. В 1839 году был в Москве, где написал портрет Пушкина. В 1840 году до 18 мая Гоголь жил в Москве, в доме М. П. Погодина. Этим годом и должен быть датирован мазеровский портрет. По чьему заказу он был написан и у кого находился, неизвестно. Литография с него была приложена к «Молодику» за 1844 год (изд. И. Е. Бецкого, Спб.), что доставило Гоголю чрезвычайные огорчения». (из книги Н. Машковцев. Гоголь в кругу художников. 1955)

Фотография. 11-12. Н.А. Степанов. Гоголь и кн. П. А. Вяземский(?). Начало 1840-х; Г.И. Дунина-Барковская. Набросок профиля Гоголя. Конец 1830-х гг.

Из комплекта «Н. В. Гоголь. Материалы к проектированию нового памятника»

СССР, г. Москва, Союзфото, Фотоиздат. 1936

Бумага, фотопечать ч/б. 22,7х16,5 см.

ДГ КП-2777/15

Ф-300

На листе № 12 - фотография двух рисунков. Вверху рисунок Н. А. Степанова (1807-1877) «Гоголь и кн. П. А. Вяземский(?)». Набросок карандашом. Находится в ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, Санкт-Петербург. Внизу рисунок Г. И. Дуниной-Барковской «Набросок профиля Гоголя». Бумага, тушь, перо. Находится в ГМИРЛИ имени В. И. Даля (Государственный литературный музей), Москва.

«Рисунок сделан с натуры, вероятно, в Петербурге, где по преимуществу жил и работал Степанов. Характер внешности Гоголя позволяет датировать портрет началом 40-х годов. Он ближе всего к первому рисунку Мамонова. Можно предположить, что он сделан Степановым во время пребывания Гоголя совместно с С. Т. Аксаковым в Петербурге (Гоголь останавливался тогда у П. А. Плетнева). Н. А. Степанов - известный карикатурист, создатель русской общественно-политической карикатуры, сотрудник Неваховича по «Ералашу» и основной художник «Искры». Пользовался уроками К. П. Брюллова. Занимался также скульптурой, сделав несколько карикатурных статуэток. [...] Дунина-Барковская принадлежала к кругу светских знакомых Гоголя. Как художница проявила себя портретными набросками». (из книги Н. Машковцев. Гоголь в кругу художников. 1955).

«После смерти художницы альбомы и папки с ее рисунками остались у В.Н. Репниной и вместе с архивом Е.Н. Орловой оказались впоследствии в Государственном литературном музее. В одном из альбомов находился удивительной красоты портретный рисунок – набросок с натуры, надписанный, видимо, самой художницей: «Gogol». Но этот, единственный в своем роде, рисунок недооценен и забыт, как и его талантливый автор. Поражает лаконизм графического языка: если набраться терпения, можно насчитать лишь около 75 штрихов и затейливых линий. Легко и быстро перо набрасывает выразительный гоголевский острый профиль, крохотным пятнышком «ставит» лукаво-смеющийся зрачок глаза, быстрыми короткими ломаными штрихами рисует «насмешливую» бровь и «колющие» усики». (источник: www.russiskusstvo.ru › authors › Pevzner)

Фотография. 13. Ф.А. Моллер. Портрет Гоголя. Начало 1840-х.

Из комплекта «Н. В. Гоголь. Материалы к проектированию нового памятника»

СССР, г. Москва, Союзфото, Фотоиздат. 1936

Бумага, фотопечать ч/б. 22,5х16,5 см.

ДГ КП-2777/16

Ф-301

На листе № 13 - фотография портрета Н.В. Гоголя работы Ф.А. Моллера (1812-1876). Холст. Масло. Начало 1840-х годов. (в комментариях к иконографии писателя в книге «Н. В. Гоголь. Материалы к проектированию нового памятника» 1936, значится как работа неизвестного художника). Находится в Государственном Историческом музее, Москва.

«Портрет не подписной. Находился в коллекции Хомяковых. До 1917 года он был собственностью наследников А.С. Хомякова, которому, вероятно, и был подарен самим Гоголем. Портрет висел в кабинете Хомякова, в его доме на Собачьей площадке. После Октябрьской революции в доме Хомякова был организован Музей 40-х годов. В каталоге и путеводителе по названному музею портрет значился как работа Моллера. После ликвидации Музея 40-х годов портрет был передан в Исторический музей как работа неизвестного художника. В музее возникло предположение, что портрет принадлежит кисти Иванова. Помимо устной традиции, идущей от Хомяковых, авторство Моллера подтверждается свидетельством С. Т. Аксакова. Говоря о встрече с Гоголем, Аксаков писал своему сыну Ивану: «Таким схвачеи он [Гоголь] на портрете Моллера, который, верно, ты видел у Хомякова. Таким бывает он в счастливые минуты творчества». М. Н. Сперанский правильно указывал, что чертами лица тот портрет ближе к работам Иванова, чем Моллера; очевидно, это обстоятельство, в котором необходимо разобраться, было причиной попыток приписать портрет Иванову. Совпадают с ивановскими портретами: поворот головы, прическа (пробор сделан на другую сторону) и костюм (халат и отложной воротничок рубашки), совпадает и темный фон портрета». (из книги Н. Машковцев. Гоголь в кругу художников. 1955)

Фотография. 22. Ф.А. Моллер. Портрет Н.В. Гоголя, писанный для его матери. 1841 г.

Из комплекта «Н. В. Гоголь. Материалы к проектированию нового памятника»

СССР, г. Москва, Союзфото, Фотоиздат. 1936

Бумага, фотопечать ч/б. 22,5х16,3 см.

ДГ КП-2777/24

Ф-309

На листе № 22 - фотография авторской копии портрета Н.В. Гоголя, писанный для его матери, работы Ф.А. Моллера (1812-1875). Холст, масло. 1841 г. Подпись: «Ѳ. Моллеръ». Находится в ГТГ, Москва.

«Италия, и в частности Рим, оказались тем счастливым местом, где встретились и подружились живописец и писатель. Гоголь к этому времени завершил в Риме поэму "Мертвые души", задуманную еще в Санкт-Петербурге в 1835, закончил "Шинель" и написал повесть "Анунциата". Николай Васильевич неоднократно позировал художнику, с которым его связывала большая дружба. В 1841 году по просьбе матери писателя – М.И. Гоголь-Яновской Моллер написал портрет, переданный в 1919 году из семьи Гоголя в Полтавский художественный музей, который исчез во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Портрет из собрания Третьяковской галереи – авторское повторение выше упомянутой работы. В 1890 его приобрел С.М.Третьяков, который высоко оценил художественные достоинства произведения. В письме к брату, Павлу Михайловичу Третьякову, он писал: "Портрет Гоголя работы Моллера, по-моему, очень хорош, в особенности по колориту". Позднее этот портрет был переведен в гравюру Ф.Иорданом». (источник: https://www.tretyakovgallery.ru/collection/portret-nikolaya-vasilevicha-gogolya/)

Фотография. 30. А.А. Иванов. Портрет Н.В. Гоголя (ГТГ). 1841 г.

Из комплекта «Н. В. Гоголь. Материалы к проектированию нового памятника»

СССР, г. Москва, Союзфото, Фотоиздат. 1936

Бумага, фотопечать ч/б. 22,5х16,5см.

ДГ КП-2777/32

Ф-317

ННа листе № 30 - фотография портрета Н.В. Гоголя работы А. А. Иванова (1806-1858). Холст, масло. 1841 г. Находится в ГТГ, Москва.

Портрет известен в двух экземплярах. Второй портрет принадлежал М. П. Погодину, затем находился в собраниях Румянцевского музея, после ликвидации которого поступил в Третьяковскую галерею. Этот второй портрет является авторской репликой, тогда же сделанной Ивановым.

«Иванов вовсе не был портретистом. Портреты Гоголя - единственные им написанные портреты маслом. Оба портрета были сделаны для ближайших друзей Гоголя - Жуковского и Погодина - и отнюдь не предназначались для распространения. Однако Погодин, нарушив запрет Гоголя, опубликовал портрет в издававшемся им журнале «Москвитянин». Из Франкфурта, где был в то время Гоголь, он шлет гневные письма в Москву, обрушиваясь на нарушителя его воли и заодно пороча портрет, искаженный неумелым литографом». (из книги Н. Машковцев. Гоголь в кругу художников. 1955)

Письмо к С. П. Шевыреву от 14 декабря 1844 г., в котором Гоголь говорит об истории с портретом. «Друг, - пишет он, - не от портрета я сказал замедление моих сочинений, но от тех душевных внутренних моих событий, к совершению которых во мне послужили странным образом видимые ничтожные дела и вещи, последним хвостиком которых был портрет.... Друг мой, многого я не умею объяснить, да и для того, чтобы объяснить что-нибудь, нужно мне поднимать из глубины души такую историю, что не впишешь ее на многих страницах. А потому, по тем же самым причинам и не может быть понятно другому, почему мне так неприятно публикование моего портрета. Одни могут отнести к излишнему смирению, другие к капризу, третие к тому, что у чудака всё безотчетно и во всяком действии должен быть виден оригинал. Не скрою даже и того, что помещенье моего портрета именно в таком виде, т. е. налитографированного с того портрета, который дан мною Погодину, увеличило еще более неприятность. Там я изображен как был в своей берлоге назад тому несколько лет. Я отдал этот портрет Погодину, как другу, по усильной его просьбе, думая, что он, в самом деле, ему дорог, как другу, и никак не подозревая, чтобы он опубликовал меня. Рассуди сам, полезно ли выставить меня в свет неряхой, в халате, с длинными взъерошенными волосами и усами? Разве ты сам не знаешь, какое всему этому дают значение?»

Фотография. 32. Дагерротип. Гоголь среди русских художников в Риме. 1945 г.

Из комплекта «Н. В. Гоголь. Материалы к проектированию нового памятника»

СССР, г. Москва, Союзфото, Фотоиздат. 1936

Бумага, фотопечать ч/б. 22,5х16,5 см.

ДГ КП-2777/34

Ф-319

На листе № 32 - фотография дагерротипа «Гоголь среди русских художников в Риме», снятого С. Л. Левицким в ателье Perrot, 1845 г. Находится в РНБ, Санкт-Петербург.

Наряду с живописными и графическими портретами Н.В. Гоголя, представление о его внешности можно получить благодаря дагерротипу Сергея Львовича Левицкого (1819-1898, русский придворный фотограф). С.Л. Левицкий в 1845 году приезжает в Рим и встречается с художниками и Гоголем. Он уговорил Гоголя сняться на дагерротип вместе с группой художников-соотечественников. Писатель сидит в центре композиции, его окружают художники, архитекторы и скульпторы, на полу, внизу - натурщица-итальянка Мариучча. Ф. Моллер стоит слева от Гоголя, между ними - акварелист Андрей Лавеццари. Среди изображенных - архитекторы: Федор Эппингер, Карл Бейне, Павел Нотбек, Ипполит Монигетти; скульпторы: Петр Ставассер, Николай Рамазанов, Михаил Шурупов; живописцы: Пимен Орлов, Аполлон Мокрицкий, Михаил Михайлов и Василий Штеренберг.

Фотография. 34. М.Л. Невахович. Карикатура. Шествие в храм Славы. 1846 г.

Из комплекта «Н. В. Гоголь. Материалы к проектированию нового памятника»

СССР, г. Москва, Союзфото, Фотоиздат. 1936

Бумага, фотопечать ч/б. 17х23 см.

ДГ КП-2777/36

Ф-321

На листе № 34 - фотография карикатуры М. Л. Неваховича (1817-1850) «Шествие в храм Славы». Литография. 1846. «Напечатана в журнале «Ералаш». Гоголь, являющийся центральной фигурой карикатуры, изображен спящим на втором томе «Мертвых душ». Карикатура, хотя и прижизненная, однако художник едва ли наблюдал Гоголя. Очевидно, он воспользовался литографией с портрета Мазера, несколько огрубив черты оригинала. «Ералаш» - один из первых русских сатирических журналов. Карикатура свидетельствует об охлаждении русского общества к Гоголю и может быть связана со статьей Сенковского в «Библиотеке для чтения», в которой Сенковский сообщил публике, что Гоголь вдался в мистицизм, не хочет продолжать «Мертвых душ» и т. д». (из книги Н. Машковцев. Гоголь в кругу художников. 1955)

Издавал журнал «Ералаш» талантливый и остроумный карикатурист М.Л. Невахович. Он же был и автором рисунков. Всего вышло 16 выпусков журнала, в которых отражались различные стороны петербургской общественной жизни, литературы, искусства. В 1849 г. «Ералаш» был закрыт властями за «предосудительное направление».

Фотография. 37. Н.А. Рамазанов. Посмертная маска Гоголя.

Из комплекта «Н. В. Гоголь. Материалы к проектированию нового памятника»

СССР, г. Москва, Союзфото, Фотоиздат. 1936

Бумага, фотопечать ч/б. 23х16,5 см.

ДГ КП-2777/39

Ф-324

На листе № 37 - фотография посмертной маски Н.В. Гоголя, изготовленной скульптором Н.А. Рамазановым, 1852. Гипс. Находится в ГМИРЛИ имени В. И. Даля (Государственный литературный музей).

«Гоголь умер 21 февраля в 8 часов утра. Рамазанов был извещен об этом «после обеда» и немедленно, вместе с форматором, отправился на квартиру Гоголя. Таким образом, маска была снята через 6-8 часов после кончины писателя. Приводим рассказ самого Рамазанова: «21 февраля, после обеда, раздался звонок в моей квартире, и явился сильно встревоженный Г. А., который объявил о смерти Н. В. Гоголя. Правда, до того уже были точные слухи о тяжкой болезни последнего; но вряд ли кто равнодушно мог вынести весть о смерти этого человека. Однако нельзя было медлить; я позвал старика формовщика, и чрез четверть часа мы были уже на Никитском бульваре, в доме графа Т[олстого]. Гробовая крышка, встреченная нами у входа, подтвердила внезапную горестную весть. Я взошел по парадной лестнице в верхние покои, где, в совершенной темноте, ходил по комнатам хозяин дома, и на вопрос: где Н. В. Гоголь?, - он ответил, указывая обратно на лестницу: там внизу! Когда я подошел к телу Гоголя, он не казался мне мертвым. Улыбка рта и не совсем закрытый правый глаз его породили во мне мысль о летаргическом сне, так что я не вдруг решился снять маску; но приготовленный гроб, в который должны были положить в тот же вечер его тело, наконец беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить снятие маски, после чего вместе со слугой-мальчиком Гоголя мы очистили лицо и волосы от алебастра и закрыли правый глаз, который, при всех наших усилиях, казалось хотел еще глядеть на здешний мир ... » (Материалы для истории художеств в России, кн. 1, Москва, 1863, стр. 233.)

На гоголевской выставке 1902 года был экспонирован другой экземпляр маски, принадлежавший Н. Н. Черногубову. Он воспроизведен в альбоме выставки, изданном К. Фишером. На фототипии совершенно отчетливо виден полуоткрытый правый глаз Гоголя.

Н. А. Рамазанов (1815-1867) - скульптор, сын известного актера начала XIX века, поступил в Академию художеств в 1827 году, окончил ее в 1839 году. С 1843 года жил в Италии, где сблизился с А. А. Ивановым и познакомился с Гоrолем. Вернувшись в Россию, жил в Москве, исполняя многочисленные заказы, главным образом фигурной скульптуры, и состоя профессором по скульптуре в Московском училище живописи, ваяния и зодчества». (из книги Н. Машковцев. Гоголь в кругу художников. 1955)

Фотография. 45. Ф.И. Иордан. Портрет Н.В. Гоголя. Гравюра с портрета работы Ф.А. Моллера. 1857 г.

Из комплекта «Н. В. Гоголь. Материалы к проектированию нового памятника»

СССР, г. Москва, Союзфото, Фотоиздат. 1936

Бумага, фотопечать ч/б. 22,5х16,5 см.

ДГ КП-2777/47

Ф-332

На листе № 45 - фотография гравюры Ф. И. Иордана (1800-1883) «Портрет Н.В. Гоголя», 1857 г. Находится в ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, Санкт-Петербург.

«Вот рассказ Ф. И. Иордана: «Моё занятие в то время состояло в гравировании портрета Н.В. Гоголя, завещанного самим Гоголем. Ко мне явился г. П. Кулиш с оригиналом Моллера - портретом весьма схожим и хорошо написанным. Мне хотелось было выгравировать его строгим манером, но, в силу некоторых личных соображений, я решился выгравировать его рисовальным манером, чему многие удивлялись». В другом месте своих записок Иордан пишет: «Его (Гоголя) портрет, писанный Моллером,- верх сходства. Мне пришлось два раза гравировать с него». Свидетельство Иордана, устанавливающее высокую степень портретного сходства моллеровских портретов, особенно авторитетно как свидетельство художника и человека, близко знавшего Гоголя. [...] Благодаря гравюрам Иордана портрет Моллера получил огромную популярность, вызвав бесчисленные повторения и копии. Кроме того, и сам Моллер не раз копировал в уменьшенном размере свои портреты. [...] Существуют три состояния гравюры Иордана. В третьем состоянии гравюра приложена к изданию П. А. Кулиша «Сочинения и письма. Н. В. Гоголь», Спб., 1857. Отдельные отпечатки этого состояния были сделаны на больших листах. Кроме того, в 1867 году с того же оригинала Иордан сделал гравюру меньшего размера, приложенную к Собранию сочинений Гоголя, изданному в 1867 году». (из книги Н. Машковцев. Гоголь в кругу художников. 1955)

Скульптура. Н.В. Гоголь. Модель памятника. Скульптор: Иодко Р.Р.

СССР, г. Москва. 1938-1939

Гипс, лепка. 37,5х16,5х14 см.

ДГ КП-2731

С-114

Ромуальд Ромуальдович Иодко - мастер монументально-декоративной скульптуры. Им создано большое количество произведений для оформления парков, стадионов, общественных сооружений, которые были установлены во многих городах и курортах СССР, также выполнял скульптурные портреты знаменитых людей - М. Горького, В.А. Моцарта, в 1938-1939 гг. создает проект памятника Н. В. Гоголю.

Среди известных работ скульптуры: Прыжок в воду (1933 г.), можно увидеть в Москве в Нескучном саду; Девушка с веслом (1935 г.); Детский хоровод (1940-е гг.) помимо Сталинграда был также установлен в Воронеже, Днепропетровске, Оренбурге, Казани, Чернигове. Сталинградский фонтан Детский хоровод стал знаменитым благодаря снимку фотожурналиста Эммануила Евзерихина под названием «23 августа 1942 года. После массированного налёта гитлеровской авиации», запечатлевшего контраст между резвящимися детьми и картиной разрушений города во время Сталинградской битвы.

Этюд скульптурный для памятника Н.В. Гоголю. Скульптор: Шварц Д.П.

СССР. 1948-1949

Гипс, лепка. 41х20х29 см.

ДГ КП-2759

С-116

Тема Н.В. Гоголя была актуальна в советском искусстве конца 1940-х - начале 1950-х гг. ввиду масштабных официальных мероприятий в связи со 100-летием со дня смерти великого писателя. В художественных конкурсах нового памятника Гоголю участвовали самые талантливые и именитые скульпторы того времени: С.Д. Меркуров, М.Г. Манизер, Г.И. Мотовилов, Е.В. Вучетич и др. Победителем стал Н.В. Томский - памятник в честь Н.В. Гоголя по его модели установили на Гоголевском (Пречистенском) бульваре. Новый памятник работы Н.В. Томского резко контрастировал со скорбно согбенной фигурой Гоголя Андреева: стоящий в полный рост мужчина атлетического телосложения счастливо улыбался, демонстрируя окружающим уверенность и жизнелюбие. В этой связи обращает на себя внимание «компромиссный» (по отношению к памятникам работы Андреева и Томского) вид скульптуры работы Д.П. Шварца. Весьма вероятно, что Д.П. Шварц был участником конкурса проектов памятника Н.В. Гоголю, объявленного советским правительством, и создал образ, который должен был, по его мнению, соединить в себе как достоинства социалистического реализма, так и черты личности великого писателя.

Представленная работа свидетельствует о попытке автора объединить классический образ Гоголя с необходимостью сделать его более оптимистичным. Гоголь Шварца молод, полон тихой радости и надежды. Поза и одежда писателя знакомы и привычны, но плечи его расправлены, он сидит, но готов встать и идти вперёд – руки и ноги его в мгновении от движения. Очевидно, что представленный скульптурный портрет Гоголя выполнен Д.П. Шварцем в конце 1940-х годов, в период увлечения многими художниками и скульпторами образом Н.В. Гоголя в связи со 100-летием со дня кончины писателя.

Скульптура. [Модель памятника Н.В. Гоголю]. Скульптор: Сафонова-Аксенова Г.И.

СССР, г. Ленинград. Ленхудожфонд. 1951-1952

Гипс, формовка, лепка. 28х12х18 см.

ДГ КП-2537

С-103

Скульптура изготовлена в 1951-1952 гг. к 100-летию со дня смерти Н.В. Гоголя, выполнена профессионально в духе соцреализма. Модель должна была использоваться для тиражирования и для создания полноценного бронзового памятника. На торце основания справа надпись: "Н.В. ГОГОЛЬ. АВТ. САФОНОВА-АКСЕНОВА" (вторая часть фамилии полустерта). На задней стороне основания: "ЛЕНХУДОЖФОНД" М-17107. Художественный фонд СССР - общественная организация при Союзе художников СССР. Он был образован на основании постановления СНК СССР от 4 февраля 1940 года. Через предприятия фонда осуществлялись заказы государственных и кооперативных организаций и учреждений на создание произведений изобразительного искусства, а также оформление выставок, общественных зданий и другие работы. В соответствии с административно-территориальным делением на местах образованы отделения фонда, в том числе и Ленинградское отделение - Ленхудожфонд, в котором трудилась скульптор Г. И. Сафонова-Аксенова. Сафонова (Сафонова-Аксенова) Галина Ивановна родилась в 1922 г., глухонемая, училась в Ленинграде в СХШ, также во Всеросийской Академии художеств (1941-1949), была участницей выставок в Москве и Ленинграде в 1949-1958 гг.

Бюст скульптурный. Н.В. Гоголь. Скульптор: Томский Н.В.

СССР, г. Москва. 1951

Мрамор, резьба, шлифовка. 110х101х80 см.

ДГ КП-2460/1

С-95

К конкурсам на новый памятник вернулись в конце 1940-х - начале 1950-х годов с целью его установить к столетию со дня смерти Н. В. Гоголя; эту дату планировалось широко отметить в 1952 году. В художественных конкурсах нового памятника Гоголю участвовали самые талантливые и именитые скульпторы того времени: С.Д. Меркуров, М.Г. Манизер, Г.И. Мотовилов, Е.В. Вучетич и др.

Победителем стал Н.В. Томский. Победа Томского в конкурсе была очевидной. В 1951 году он выполнил мраморный бюст Н.В. Гоголя (ГТГ), за который получил в 1952 г. свою пятую Сталинскую премию. Увеличенная копия этого бюста (также в мраморе) была установлена на могиле Гоголя на Новодевичьем кладбище, сейчас находится в экспозиции Дома Гоголя. Тот же бюст послужил основой для создания, победившего в конкурсе проектов памятника писателю в полный рост.

Открытка почтовая с фотографией "Москва. Памятник Н.В. Гоголю (Фотохроника ТАСС)".

СССР, г. Москва. "Госкиноиздат". 1952

Бумага плотная, фотопечать ч/б. 13,6х9 см

ДГ КП-1635

Г-914

Тема Н.В. Гоголя была актуальна в советском искусстве конца 1940-х - начале 1950-х гг. ввиду масштабных официальных мероприятий в связи со 100-летием со дня смерти великого писателя. Победителем стал Н.В. Томский - памятник в честь Н.В. Гоголя по его модели заменил в год столетия со дня смерти писателя на Гоголевском (Пречистенском) бульваре памятник Н.А. Андреева (1909), который был перемещён со временем во двор дома-музея Гоголя на Никитском бульваре.

Решение о замене монумента Н.А. Андреева в 1952 г. было вызвано вопиющим по тем временам несоответствием скорбно согбенной фигуры памятника Гоголю принципам искусства социалистического реализма и жизненному оптимизму строителей коммунизма в СССР. Новый памятник работы Н.В. Томского резко контрастировал с Гоголем Андреева: стоящий в полный рост мужчина атлетического телосложения счастливо улыбался, демонстрируя окружающим уверенность и жизнелюбие.

Поделиться
Яндекс.Метрика