«Зверев. Портреты современников»

1 апреля — 18 мая 2014

О Событии

«Зверев — талантливее всех нас»
Дмитрий Краснопевцев.

В экспозиции выставки работы из частных коллекций друзей Анатолия Зверева, — Натальи Шмельковой, Игоря Кузнецова, Петра Панина. Наталья Шмелькова — поэт, писатель, художник, искусствовед, коллекционер, — и ученый, геохимик, кандидат наук, доцент МГУ. Наталья Александровна Шмелькова — государственный степендиат России в категории «Выдающиеся деятели культуры и искусства России», лауреат премии «Словесность», человек удивительный, безусловный энтузиаст культуры и ее движитель. Именно Наташу Шмелькову, сострадательную и чуткую, очень свободную и талантливую, остроумнейшую собеседницу, — прицельно, постоянно, и неслучайно выбирали в друзья люди гениальные — Анатолий Зверев, Владимир Яковлев, Венедикт Ерофеев. Почему они тянулись к ней, почему буквально нуждались в обществе Наташи? Она всегда умела и умеет сейчас видеть талант, и почитать его, и торжествовать, и праздновать, и пропагандировать, — и открывать глаза незрячим! Она всегда умела прощать живого, зачастую слабого человека.

Анатолий Зверев посвятил ей свою поэму «Поэтесса»:

«Мрачна, печальна и туманна...,
От манны от небесной отошла...,
Встречается ей на пути вдруг друг гуманный,
К которому не сразу подошла.
Ничтожеством все кажет свет ей: —
Замужество, любовь — все суета!
В искусстве живописи нравится лишь Сутин,
Да Модильяни иногда...»

Наталья Шмелькова — автор книги о Звереве «Анатолий Зверев. Воспоминания современников», и автор других книг, рассказывающих о Звереве, Яковлеве, Ерофееве.

Игорь Анатольевич Кузнецов, скорее, не коллекционер, — а друг Анатолия Зверева и Оксаны Михайловны Асеевой , поверенное и доверенное лицо, душеприказчик большой доли Зверевского наследия. Игорь Кузнецов намерен безвозмездно передать архив Зверева в Третьяковскую галерею. Помимо живописных работ, у него хранятся и рукописные тексты Анатолия Тимофеевича: «Трактат об игре в шашки», «Трактат по живописи». Ныне, и уже более 20 лет, Игорь Анатольевич является директором лицея духовной культуры во имя Серафима Саровского. Лицей, возглавляемый Игорем Кузнецовым, одновременно и светское, и духовное учебное заведение.

Петр Иванович Панин (настоящая фамилия Потолицин, 1938 — 2011 годы жизни) — известный московский гитарист и композитор. Петром Ивановичем написано множество концертов для гитары с симфоническим оркестром, произведения Панина стали гитарной классикой в России и за рубежом. Петр Панин, человек с безусловным слухом не только к музыкальным творениям, но и художественным, сразу и безоговорочно принял Зверева как величайшего рисовальщика и бережно сохранил перепавшие ему по дружбе, общению, застольным и шахматным бдениям все рисунки и «почеркушки» своего гениального «закадыки».

Прелесть коллекций Натальи Шмельковой, Игоря Кузнецова и Петра Панина, пожалуй, и заключается в сбережении и уважении даже ничтожных клочков бумаги, коих коснулась рука Зверева

Обычно «лицом к лицу лица не увидать», — но здесь иной случай: друзьям был ведом, очевиден масштаб личности Зверева, как становился он очевиден всем талантливым и умным людям, — умным настолько, что бы не обращать внимание на полное отсутствие общепринятых «социальных» признаков успеха. «Конечно, он родился чрезвычайно одаренным человеком, просто невероятно одаренным. Он родился гениальным музыкантом. Я слышал, как он играет. Это был не просто стук кулаками по клавишам. Он играл, великолепно играл. Я помню, как в одном доме он сел за фортепиано, и я просто поразился. Передо мной сидел пианист. А скульптор какой он был! Я видел в одном доме лошадок, он сделал их из глины, серой глины... Я еще хотел договориться с хозяевами, что бы отлить их в бронзе! И шашистом он был прекрасным. Знаменитый Копейка говорил, что если бы не его рисование, то он был бы чемпионом по шашкам», — таким запомнил своего друга художник Владимир Немухин.

Те же, кто не «лицом к лицу»... Первый раз увидев рисунки Зверева, поэт и художник Жан Кокто вскричал: «Это китайский Домье!». Роберт Фальк сказал о Звереве: «Каждое касание — драгоценно. Такие художники рождаются раз в сто лет». Он же, Фальк, после беседы со Зверевым высказался так: «Я ценю Зверева как художника, но, поговорив с ним, осознал, что его философский склад ума выше чем его великий дар художника. И я изумлен...». Выпивоха, почти клошар и почти бомж, человек вне социума, вне житейских общепринятых нормативов, с хрупкой и болезненной психикой, чьи странные поступки и реакции могли бы составить своеобразную коллекцию «Не норма», — Анатолий Тимофеевич Зверев был мудрый, богобоязненный философ. Классический русский юродивый — только с кистью в руке, юродивый и художник по совместительству. Выпить-закусить можно было везде, а он еще выбирал приятных и интересных ему людей. И вдруг оказалось, что те, с кем дружил — беседовал — выпивал — закусывал Зверев, — достойная своего юродивого короля свита, по крайней мере, талантливая. Вот, например, Панин, — каким композитором оказался! А друга — почитал, понимал, и сохранил все его рисуночки. И теперь мы имеем возможность видеть дружеские коллекции. Зверев запечатлевал эпоху, — в основном, конечно же, эпоху шестидесятников.

В экспозиции выставки «Зверев. Портреты современников» представлены работы в диапазоне с 1956 по 1984 год, среди них — автопортреты художника, множество портретов Оксаны Асеевой, портреты Натальи Шмельковой, Володи Немухина, портреты друзей, знакомых, приятелей, знакомых и незнакомых людей, — сделанные маслом, шариковой ручкой, тушью, фломастером, гуашью, акварелью, цветными карандашами

Оксана Асеева — самая сильная любовь Зверева, и самая нежная, самая любовно-лирическая живопись связана именно с ней. На момент знакомства Оксана — дама почти преклонного возраста, старше Анатолия более чем на тридцать лет. Эта удивительная женщина оставалась всегда, в любом возрасте удивительно красива — и собой, и особой, манкой манерой общения. Пианистка, вдова поэта Николая Асеева, подруга Маяковского и Лили Брик, возлюбленная Велемира Хлебникова, Асеева влюбляла в себя до конца своих дней. И Зверев тоже любил ее — до конца своих. Когда Оксана Михайловна умерла, Анатолий Тимофеевич выстоял все положенные службы в церкви. Друг Владимир Немухин был увековечен Зверевым великое множество раз, — и в экспозиции выставки можно будет увидеть один из самых удачных карандашных портретов Немухина. А так называемые «почеркушки», наброски на клочках... вглядитесь в них! Вот, например, «Мужской профиль» 64-го года создания: несколько ломаных линий — и есть уже и образ, и характер, и обаяние характера. Художественные материалы смешны, ничтожны: бумага — «миллиметровка», шариковая ручка,... время исполнения — пара секунд. Но ведь это буквально так: «Каждое касание — драгоценно».

Остается добавить, что выставка в «Доме Н. В. Гоголя» «Зверев. Портреты современников» адресована всем желающим увидеть рисунки Анатолия Зверева и коллекционерам.

Поделиться
Яндекс.Метрика