Виртуальная выставка «1848 год. Последнее путешествие»

1 октября — 31 декабря 2020

О Событии

В 1848 году Гоголь предпринял путешествие на Святую Землю, о котором долго мечтал. Оно началось 22 января в Неаполе, где писатель сел на корабль, отплывающий на Мальту, а закончилось 16 апреля, когда путешественник сошел на берег в Одессе. 

В начале 1842 г. он получил благословение на путешествие в Иерусалим от преосвященного Иннокентия, в ту пору епископа Харьковского. Сергей Тимофеевич Аксаков так рассказывает об этом: «...Вдруг входит Гоголь с образом Спасителя в руках и сияющим, просветленным лицом. Такого выражения в глазах у него я никогда не видывал. Гоголь сказал: „Я все ждал, что кто-нибудь благословит меня образом, и никто не сделал этого; наконец, Иннокентий благословил меня. Теперь я могу объявить, куда я еду: ко Гробу Господню“». Гоголь провожал преосвященного Иннокентия, и тот на прощание благословил его образом. В этом благословении он увидел повеление свыше. 

Пребывание Гоголя в Святой Земле — малоизученный эпизод его духовной биографии. По свидетельству современников, сам он не любил вспоминать о нем. Когда один из друзей Гоголя, Михаил Александрович Максимович, профессор русской словесности и ректор Киевского университета Святого Владимира, говорил с ним о том, что было бы хорошо, если бы он описал свое путешествие в Палестину, Гоголь отвечал: «Может быть, я описал бы все на четырех листках, но я желал бы написать это так, чтоб читающий слышал, что я был в Палестине».

Творческий путь писателя был путем отражения личных духовных поисков, итогом которых стали «Выбранные места из переписки с друзьями» и «Размышления о божественной литургии». Работе над этими произведениями Гоголь посвятил последние годы жизни. Доверяя бумаге свои размышления о главном христианском таинстве, писатель не мог не вспоминать о литургии в храме Гроба Господня в Иерусалиме, о которой он писал: «Все это было так чудно! Я не помню, молился ли я. Мне кажется, я только радовался тому, что поместился на месте, так удобном для моления и так располагавшем молиться; молиться же я собственно не успел. Литургия неслась, мне казалось, так быстро, что самые крылатые моления не в силах бы угнаться за нею. Я не успел почти помолиться, как очутился перед чашей, вынесенной священником из вертепа, для приобщения меня недостойного».

На выставке представлены  книжные памятники - духовные сочинения XVIII-XIX веков; прижизненное издание «Выбранных места из переписки с друзьями»; гравюры с видами мест, которые посещал писатель во время своего путешествия и другие предметы из фондов музея.

Гравюра. Карта Палестины

Англия, Лондон. 1840-е гг.

Бумага, печать, акварель, гравюра. 27,5х22,7 см.

ДГ КП-281

Г-165

Гравюра. Вид Иерусалима

Западная Европа. 1850-е гг.

Бумага, гравюра, печать. 21,2х26,6. В свету: 14,4х19,5 см.

ДГ КП-282

Г-166

Мысль Н.В. Гоголя о поездке в Святую Землю и ее осуществление находились в неразрывной связи с развитием его религиозно-нравственного мировоззрения. Поэтому и сам Гоголь смотрел на свое путешествие в Палестину как «на важнейшее из событий своей жизни». В начале февраля 1848 года Гоголь был уже в Иерусалиме.

Гравюра. Карта Королевства обеих Сицилий (северной половины) и города Неаполя с окрестностями

Германия. 1846 г.

мага, гравюра на стали, акварель. 23,2х28,5 см.

ДГ КП-1706

Г-1070

Из письма Н.В. Гоголя матери М.И. Гоголь в 1838 году: "Вид Неаполя ...удивительный. передо мною море, голубое как небо, лиловые и розовые горы с городами вокруг его. Передо мною Везувий. Он теперь выбрасывает пламя и дым. Спектакль удивительный! Вообразите себе огромнейший фейерверк, который не перестает ни на минуту,.. все это - прелесть!.. Небо здесь ясно и светло-голубого цвета, но такого яркого, что нельзя найти краски, чтобы нарисовать его. Все светло. Свет от солнца необыкновенный. Кажется, здесь совсем нет теней. Весь Неаполь без крыш. Дома вам покажутся или недостроенными, или погоревшими. Вместо крыши гладкая платформа... Скалы и утесы здесь картины. Их такое множество...".

Гравюра. Одесса. Панорама с видом на порт с Черного моря. Автор рисунка: Бартлет У.

Англия, Лондон. Virtue & Co. 1839

Бумага плотная, гравюра резцовая на стали, акварель. 20,4х27,1. В свету: 10,8х17,5 см.

ДГ КП-2254

Г-1542

Н.В. Гоголь проезжал через Одессу в 1848 и 1851 годах, в 1848 году провел 2 недели в одесском Карантине в крепости, возвращаясь из паломничества в Палестину.

Гравюра. Иерусалим: Храм Гроба Господня. Гравер: Дейфель И.-Л.

Германия, г. Хильдбургхаузен. Издательство "Библиографический институт". 1836

Бумага, гравюра резцовая на меди. 15,4х20,7. В свету: 10,5х15,8 см.

ДГ КП-2256

Г-1544

Н.В. Гоголь посетил Иерусалим в феврале-марте 1848 года. Из переписки с Жуковским видно, что сильное впечатление произвела на Гоголя литургия у Гроба Господнего: «Я говел и приобщался у самого гроба господня. Литургия совершалась на самом гробовом камне. Как это было поразительно!»

Храм Гроба Господня (другое название храм Воскресения Христова) — конечная точка дороги Виа-Делароза (Via Dolorosa), по которой Иисус Христос нес свой крест к месту распятия на Голгофе. Храм неоднократно разрушали и снова восстанавливали. Автор рисунка - Иоганн Леонард Дейфель (1812-1850), немецкий рисовальщик, акварелист и гравер, родился и умер в Нюрнберге.

Гравюра. Иерусалим: вид на купальню Вифезда.

Германия, г. Хильдбургхаузен. Издательство "Библиографический институт". 1835

Бумага плотная голубоватая, гравюра резцовая на меди. 14,8х19,9. В свету: 10х14,7 см.

ДГ КП-2257

Г-1545

Н.В. Гоголь посетил Иерусалим в феврале-марте 1848 года. Вифезда (или купель у Овчих врат) - два водоёма (бассейна), вырытые в VIII веке в русле реки Бейт-Зейта в Иерусалиме. Упоминается в Евангелии от Иоанна как место исцеления Иисусом Христом расслабленного (Ин. 5:1-16). Большой бассейн (150x50x15 м) состоял из двух резервуаров, разделенных стеной. Другой бассейн (представленный на гравюре) (107x36 м), известный в прошлом у местных жителей-арабов как Биркет Израиль (Пруд Израильский), ближайший к Храмовой горе, находился в северо-восточном углу у стены. Берега его выложены прочными стенами древнееврейской кладки, имели четырехугольную продолговатую форму. Сейчас пруд засыпан. Современные археологи считают Вифезду публичным бассейном-микве, в которой паломники, заходившие в Иерусалим с северо-восточной стороны (через Овечьи ворота), могли совершить ритуальное омовение перед посещением Храма.

Гравюра. Иерусалимский Храм Воскресения Христова

Россия, г. Санкт-Петербург. 1870-е

Бумага плотная, ксилография. 16х24 см.

ДГ КП-2310

Г-1562

Н.В. Гоголь посетил Иерусалим в феврале-марте 1848 года. Храм Гроба Господня (другое название храм Воскресения Христова) — конечная точка дороги Виа-Делароза (Via Dolorosa), по которой Иисус Христос нес свой крест к месту распятия на Голгофе. Храм неоднократно разрушали и снова восстанавливали. Вероятно, слева виден фрагмент минарета Мечети Омара, которая была построена в 1189 году, ее минарет 15 метров высотой был построен до 1465 и отремонтирован султаном Абдул Хамидом II (1839—1860). С левой стороны атриума расположены греческие часовни Св. Иакова, Марии Магдалины, 4 мучеников. С правой стороны от Святых врат - Капелла франков (Часовня Совлечения Риз) (за которой Голгофа) (на 2 этаже), под нею - эфиопская капелла Марии Египетской. С правой стороны атриума армянская Капелла Иоанна Крестителя и греческий монастырь Св. Авраама.

Гравюра. Вифлеем. Автор рисунка: Норов А.С.

Россия, г. Санкт-Петербург. 1870-е

Бумага плотная, ксилография. 15,9х24,1 см.

ДГ КП-2313

Г-1565

Вифлеем впервые упоминается в египетских источниках около 1350 г. до н.э. После этого он по нескольким поводам упоминается в Библии: здесь умерла праматерь Рахиль, здесь же происходило действие Книги Руфи, из Вифлеема происходил царь Давид, в Вифлееме же родился Иисус Христос, а тетрарх Иудеи Ирод устроил тут вифлеемское избиение младенцев с целью уничтожить Иисуса, но своей цели, как известно, не достиг. Как и вся остальная Палестина, Вифлееем входил в Римскую империю и был разрушен войсками императора Адриана при подавлении восстания Бар-Кохбы в 136 году. Когда императрица Елена во время своего путешествия в Палестину в 326-328 годах посетила Вифлеем, город лежал в руинах. Елена приказала отстроить его заново и построить базилику Рождества Христова, что и было сделано. Базилику, впрочем, сильно повредили в 529 году во время восстания, и её пришлось потом восстанавливать. С этого времени церковь сохранилась в практически неизменном виде. Её не разрушали ни при каких властях, только пристраивали с разных сторон новые здания.

Н.В. Гоголь В.А. Жуковскому в письме от от 28 февраля 1850 г.: «Представьте же себе посреди такого опустения Иерусалим, Вифлеем и все восточные города, похожие на беспорядочно сложенные груды камней и кирпичей; представь себе Иордан, тощий посреди обнаженных гористых окрестностей, кое-где осененный небольшими кустиками ив; представь же себе посреди такого опустения у ног Иерусалима долину Иосафатову с несколькими камнями и гротами, будто бы гробницами иудейских царей».

Гравюра. Назарет. Автор рисунка: Норов А.С., Гравер: Гаврилова А.А.

Россия, г. Санкт-Петербург. 1870-е

Бумага плотная, ксилография. 16,1х24,1 см.

ДГ КП-2314

Г-1566

Н.В. Гоголь посетил Иерусалим в феврале-марте 1848 года. Назарет - город в Галилее, родной город Иисуса Христа, расположен на высоте 350-400 метров на южном склоне горы Джебель-эс-Си. Главной достопримечательностью является католическая церковь Благовещения над пещерой, куда к Деве Марии явился архангел Гавриил. В центре старого рынка Назарета расположена Эль-Абияд или Белая мечеть, построенная во второй половине XVIII века.

Из письма Н.В. Гоголя В.А. Жуковскому: "Где-то в Самарии сорвал полевой цветок, где-то в Галилее другой, в Назарете, застигнутый дождем, просидел два дня, позабыв, что сижу в Назарете, точно как бы это случилось в России на станции" (Письма, IV, 301).

Гравюра. Иерусалим. Автор рисунка: Норов А.С.

Россия, г. Санкт-Петербург. 1870-е

Бумага плотная, ксилография. 16,1х24 см.

ДГ КП-2315

Г-1567

Н.В. Гоголь посетил Иерусалим в феврале-марте 1848 года. Из письма Н.В. Гоголя, посетившего в начале 1848 года Палестину, В.А. Жуковскому: "Как сквозь сон, видится мне самый Иерусалим с Элеонской горы, — одно место, где он кажется обширным и великолепным. Подымаясь вместе с горой, как бы на приподнятой доске, он выказывался весь, алые дома кажутся большими, небольшие выбеленные выпуклости на их плоских крышах кажутся бесконечными куполами, которые, отделяясь резко своей белизной от необыкновенно синего неба, представляют вместе с остриями минаретов какой-то играющий вид".

Лист типографский. "Песнь молитвенная ко Пресвятой Деве Марии Богородице". - Россия, Киев: Типография Киево-Печерской лавры, 1894 г.

Россия, г. Киев. 1894 г.

Бумага, печать типографская. 51х39 см.

ДГ КП-2522

КД-684

Первое издание молитвы, напечатанное в 1894 г. в типографии Киево-Печерской лавры на отдельном листе под названием «Песнь молитвенная ко Пресвятой Деве Марии Богородице». Без имени Гоголя молитва печаталась также в общедоступных церковных изданиях. В 1897 году историк А.А. Третьяков напечатал ее в журнале «Русский Архив» (№8) с примечанием, что молитва сообщена ему иеромонахом Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой лавры Исидором (Грузинским), родом из села Лысково, брат которого был камердинером в доме графов Толстых на Никитском бульваре, где умер Н.В. Гоголь. В юбилейном 1909 году молитва Гоголя была перепечатана, с некоторыми исправлениями, в газетах «Московские Ведомости» (20 марта), «Русское Знамя» (30 апреля) и «Сибирская Правда» (14 июня), а затем помещена как приложение к книге Н.В. Гоголя «Размышления о Божественной Литургии».

Гоголь Николай Васильевич (01.04.1809 - 21.02.1852). Книга. Выбранные места из переписки с друзьями. - Россия, Санкт-Петербург. Типография Департамента Внешней торговли, 1847 г.

Бумага, кожа, позолота, печать типографская, тиснение, переплет ручной. 22,2х14,4х2 см.

ДГ КП-65

КД-21

Гоголь Николай Васильевич (01.04.1809 - 21.02.1852). Книга. Размышления о Божественной литургии. Издание второе, без перемен, П.А. Кулиша. - Россия, Санкт-Петербург. Типография П.А. Кулиша, 1859.

Бумага, коленкор, картон, печать типографская, переплет ручной. 15,8х11,8х1,4 см.

ДГ КП-82

КД-35

"Размышления о Божественной Литургии" — последнее произведение Н.В. Гоголя. Задумано в 1845 году, окончено за несколько месяцев до смерти.

Н.В. Гоголь глубоко изучал церковное богослужение. Об этом свидетельствуют огромные тетради его выписок из святоотеческих произведений, из Миней, из Кормчей книги, он специально изучал греческий язык. При жизни писателя "Размышления..." не были опубликованы, черновая рукопись была обнаружена после смерти писателя, в июле 1852 года С.П. Шевырев читал рукопись в Оптиной пустыне. Первое издание было осуществлено с помощью А.П. Толстого в 1857 году под редакцией П.А. Кулиша, при публикации рукопись подверглась цензурной правке. По словам доктора А.Т. Тарасенкова, "Гоголь хотел сделать это сочинение народным, пустить в продажу по дешевой цене и без своего имени, единственно для научения и пользы всех сословий" (из книги: Тарасенков А. "Последние дни жизни Н.В. Гоголя"). До революции книга неоднократно переиздавалась, в советское время книга не публиковались, издана лишь в 1990 году.

Царенков Анатолий Николаевич (1953 - 1988). Скульптура. Этюд. Гоголь-путник

СССР, РСФСР. 1983 г.

Бронза, литье, патинирование. 16,7х3,7х7,2 см.

ДГ КП-478

С-19

Поделиться
Яндекс.Метрика