Ни один из русских классиков не упоминался и не цитировался Маяковским так часто, как Гоголь.
Наиболее ранние высказывания Маяковского о Гоголе относятся еще к 1914 г. Так, в статье «Теперь к Америкам» Маяковский говорит о «долгих, бурсацких периодах Гоголя».
На первый взгляд, это высказывание может показаться направленным против Гоголя, но в действительности в нем только развертывается обычный тезис молодого Маяковского о невозможности выразить динамику современной жизни в формах, заимствованных из классической литературы. <...>
Характерно, что ни в одном из полемических выступлений молодого Маяковского нет выпадов против Гоголя. <...>
В послеоктябрьский период Маяковский снова и снова возвращается к произведениям Гоголя.
Уже в 1920 г. в поэме «150 000 000» Маяковский в описании дворца гиперболизирует знаменитую фразу Хлестакова в «Ревизоре»:
За лакеями
гуще еще
курьер.
Курьера курьер обгоняет в карьер.
Нет числа.
От числа такого
дух займет у щенка Хлестакова
Сатирическое стихотворение 1924 г. «Ух, и весело!» даже в своем заглавии ориентировано на заключительную сентенцию «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»: «Скучно на этом свете, господа!».
Стихотворение начинается строками:
О скуке на этом свете
Гоголь говаривал много
В стихотворении парижского цикла «Кафэ» (1925 г.) Маяковский обращается к персонажам комедии Гоголя «Женитьба»:
Где вы, свахи? Подымись, Агафья!
Предлагается жених невиданный
Любопытно, что в декабре 1912 г. Маяковский выступал в этой комедии в роли одного из женихов — экзекутора Яичницы. <...>
В 1926 г. Маяковский написал замечательное стихотворение «Долг Украине».
Первое четверостишие начинается перефразировкой начала II главы рассказа Гоголя «Майская ночь или утопленница»:
Знаете ли вы
украинскую ночь?
Нет,
вы не знаете украинской ночи!
Здесь
небо
от дыма
становится черно́,
и герб
звездой
пятиконечной вточен
Маяковский изменил только интонацию, — на прямое отрицание. Ср. лирическое восклицание у Гоголя: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!»
В том же стихотворении Маяковский вспоминает и о герое другого произведения Гоголя — о Тарасе Бульбе.
Работа Маяковского над прозаическими пьесами, начавшаяся в 1926 г., воскресила его юношеский интерес к драматургии Гоголя. <...>
На диспуте о постановке «Ревизора» 3 января 1927 г. Маяковский дал такую оценку пьесы Гоголя:
„Ревизор“, несомненно, относится по тексту и по авторскому заданию к величайшим произведениям, которые у нас есть
Тогда же — в стихотворении «Наше новогодие», напечатанном 1 января 1927 г., у Маяковского впервые оживают образы персонажей комедии «Ревизор» в сатирической проекции в современность:
Не купая
в прошедшем взора,
не питаясь
зрелищем древним,
кто и нынче
послал ревизоров
по советским
Марьям Андревнам?
Ср. в сатирическом стихотворении «Стабилизация быта» (1927 г.), где в строках:
жене,
приятной во всех отношениях
легко узнать «даму, приятную во всех отношениях» из девятой главы «Мертвых душ».
Еще более убедительно свидетельствуют о близости творчества Гоголя Маяковскому те случаи, когда Маяковский видоизменяет или развертывает образы Гоголя в своих стихах и поэмах.
Один из самых ранних примеров — в прологе к «Облаку в штанах» (1915 г.). Самая тема сравнения:
Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной кушетке...
несомненно определяется гоголевскими образами ленивых слуг: Осип в «Ревизоре», любящий валяться на постели хозяина, чичиковский Петрушка, которому особенное удовольствие доставляет читать книжки «более в лежачем положении...», и особенно лакей майора Ковалева («Взошедши в переднюю, увидел он на кожаном запачканном диване лакея своего Ивана, который, лежа на спине, плевал в потолок...»).
В поэме «Война и мир» (1916 г.) Маяковский превратил гоголевский сказочный образ Вия в грандиозную метафору:
Слушайте!
Из меня
слепым Вием
время орет:
„Подымите,
подымите мне
веков веки!“
В незавершенной поэме «Пятый Интернационал» (1922 г.) образ Тараса Бульбы также переводится в план космического пейзажа:
Кажется,
над сечью облачных гульб
в усах лучей
головища Тарасов
Бульб
Примеры эти, конечно, не исчерпывают всех случаев обращения Маяковского к Гоголю. <...>
Несомненно, что Гоголь был близок Маяковскому не только как сатирик, но и как гениальный новатор, величайший поэт русской прозы. <...>
Маяковский ценил в произведениях Гоголя поэтическое видение внешнего мира (см. знаменитый динамический пейзаж в «Невском проспекте»), насыщенность языка Гоголя фольклорным материалом и экспрессивными словообразованиями, гиперболизм сравнений и неожиданность метафор, двуплановость гоголевского стиля, в котором пересекаются элементы комического и трагического, богатство и разнообразие интонаций и речевых характеристик героев.
Харджиев Н. И. Гоголь в стихах Маяковского / Харджиев Н. И. Заметки о Маяковском // Новое о Маяковском / АН СССР. Отд-ние лит. и яз. — М.: Изд-во АН СССР, 1958.
Лекторы: Александр Шамарин, научный сотрудник Дома Гоголя, кандидат филологических наук; Светлана Панченко, заведующая научно-методическим отделом
4 февраля в Новом крыле Дома Гоголя открывается выставка «Острова», на которой будут представлены работы 5 художников и художниц, объединенных не общей темой, но общим инструментом взаимодействия со зрителем - эстетической аттрактивностью произведений