В Венеции, у Панаева, Айвазовский впервые встретился с Н. В. Гоголем.
«— Кто это такой? — спросил Айвазовский у Панаева, пораженный оригинальной наружностью гениального писателя.
— Это Гоголь! — ответил Панаев.
— А вы Айвазовский? — спросил Гоголь, услышавший их шепот, и, подойдя к молодому художнику, начал крепко пожимать ему руку.
— Знаете, Иван Константинович, — обратился Панаев к Айвазовскому, — ведь Гоголь ваш горячий поклонник... Когда он любуется вашими картинами, он буквально захлебывается от восторга.
— Не мудрено, брат, захлебнуться, когда он дает в своих картинах такую чудесную воду, — ответил Гоголь».
Гоголь высоко ценил Айвазовского и как человека и как художника и восхищался его картинами
Очень хорошо описал Айвазовский внешность Гоголя:
«Низенький, сухощавый, с весьма длинным заостренным носом, с прядями белокурых волос, часто падавших на маленькие прищуренные глазки, Гоголь выкупал эту неприглядную внешность любезностью, неистощимой веселостью и проблесками своего чудного юмора, которыми искрилась его беседа в приятельском кругу. Появление нового, незнакомого лица, подобно дождевой туче, мгновенно набрасывало тень на сияющее доброй улыбкой лицо Гоголя; он умолкал, хмурился, как-то сокращался, как будто уходил сам в себя.
Эту странность характера замечали в нем все его близкие и знакомые. Со мною, однако же, он довольно скоро сошелся, и я не раз наслаждался его милой беседой. Он, Боткин и Панаев предложили мне ехать с ними во Флоренцию, на что я, разумеется, с удовольствием согласился. Ехали мы в наемной четырехместной коляске, и, каюсь в нашем общем трехе, — дорогой мы играли в преферанс, подмостив экипажные подушки вместо стола. Впрочем, это прозаическое занятие не мешало нам восхищаться красивыми местностями, попадавшимися на дороге». <...>
Вместе с Гоголем Айвазовский уехал во Флоренцию, где встретился с А. А. Ивановым, гениальным русским художником, прибывшим во Флоренцию, чтобы скопировать несколько деревьев с пейзажей Сальватора Розы в связи с работой над картиной «Явление Христа народу». Этим Иванов очень озадачил Айвазовского, который до глубокой старости не мог понять, «зачем ему понадобились на местности берегов Иордана, изображенной на его картине, деревья с пейзажей Сальватора Розы, будто мало их было в окрестностях Рима». Не задерживаясь во Флоренции, Айвазовский поехал дальше, на юг...
В 1842 г. Айвазовский снова встретил Гоголя в Риме и неизменно проводил свои вечера в „келий“ у Гоголя, куда иногда приходили и другие художники: Штернберг, Моллер — друг Гоголя, Иванов
Гоголя все уважали и любили. Он был душой всего этого небольшого кружка. Здесь много говорили об искусстве, толковали о художественных новостях Рима. Постоянным посетителем кружка был и Айвазовский.
Близость Айвазовского в годы пребывания за границей к Иванову и особенно к Гоголю подтверждается тем, что из трех портретов Гоголя, исполненных Ивановым (два маслом и третий — карандашный рисунок), один портрет Иванов подарил Жуковскому, второй — Погодину, а третий — карандашный рисунок — Гоголь «выпросил» у Иванова для того, чтобы подарить его Айвазовскому.
Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский, 1817–1900. — М.: Искусство, 1962.
Лектор: Александр Шамарин, научный сотрудник Дома Гоголя, кандидат филологических наук
В начале весны в выставочном зале Дома Гоголя открывается дуэтная выставка известных московских художников Нины Белохвостовой и Юлии Калмыковой