«Трудно представить, чтобы поэзия Байрона, так глубоко и высоко оцененная Гоголем в статье „О поэзии Козлова“, не получила сильного отзвука в творчестве самого писателя. В этой ранней статье Гоголь характеризует Байрона как „гордо-одинокую душу“, как поэта, „чудно обхватившего гигантскою мрачною душою всю жизнь мира и так дерзостно посмеявшегося над нею, может быть, от бессилия передать ее индивидуальную светлость и величие“ [Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 8 т. М., 1984.].
Анализ раннего произведения — „идиллии в картинах“ „Ганц Кюхельгартен“ (1827) — позволяет говорить о том, что поэт Гоголь был необычайно увлечен Байроном, что это увлечение включало в себя сложный комплекс восприятия, содержащий как развитие байроновской традиции, так и полемику с ней
Причиной столь сложной позиции Гоголя в отношении к Байрону явилась во многом особенность второй половины 1820-х гг.: русская поэзия уже вступала на путь преодоления байроновского романтизма [Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. Л., 1978.]. Другая причина состояла в том, что Гоголь, судя по идиллии „Ганц Кюхельгартен“, испытывал колоссальное влияние поэзии Пушкина и Жуковского [Адамс В. Идиллия Н. В. Гоголя „Ганц Кюхельгартен“ в свете его природоописаний. Тарту, 1946.]. Вся идиллия — от начала до конца — дышит их поэзией, даже на следах чтения немецкой, французской и английской литературы лежит печать того, что многое пропущено сквозь призму поэтического восприятия Пушкина и Жуковского. В том числе и Дж. Г. Байрон. <...>
Мотив мечтательства и странствия к концу 1820-х гг. имел в русской и европейской литературе большую традицию [Шаровольский И. Юношеская идиллия Гоголя // Памяти Гоголя. Научно-литературный сборник, изданный Историческим Обществом Нестора-летописца. Киев, 1902.].
В ряду произведений, на которые явно ориентирован Гоголь, можно назвать и поэму Байрона „Паломничество Чайльд Гарольда“
Мотив странствия в идиллии Гоголя носит сквозной характер и включает в свою орбиту не только Ганца, но и старого пастора, размышления которого обращены к текстам Жуковского, которые, в свою очередь, несут следы влияния и чтения Байрона [Байроновский контекст не ограничивается только поэмой „Паломничество Чайльд Гарольда“, он включает в себя круг лирических и драматических произведений, в которых находят развитие сходные мотивы и образы. — Прим.]. <...>
Предполагаемые нами схождения в эстетике Гоголя и Байрона, которые могли бы объяснить стилевые, образные, композиционные и мотивные переклички как проявление существенных связей, обусловлены закономерностями эпохального характера, и прежде всего синтетизмом художественного мышления писателей и масштабностью, монументальностью их романтического историзма, диалектичного по своей природе.
Для Байрона и Гоголя характерно сопряжение эстетики с историей
Обостренное чувство современности Байрона воплощается в „Паломничестве Чайльд Гарольда“ в картинах мира, где настоящее осмысляется в потоке вечного Времени („О Время! Исцелитель всех сердец, / Страстей непримиримых примиритель, / Философ меж софистов и мудрец, / Суждений ложных верный исправитель...“ [Байрон Дж. Г. Собр. соч.: В 4 т. М., 1981.]), в романтических контрастах, в сопряжении описаний молодости и старости, настоящего и прошлого, грандиозновеликого и низменного, вечного и разрушенного. Художественное преломление синтеза истории и эстетики проявляется в устойчивых комплексах мотивов. Величественные руины, античные купола, готические замки возникают в интерьере вечно цветущей и обновляющейся природы, где само увядание — залог скорого возрождения. Приступая к написанию „Мертвых душ“ в швейцарскую осень 1836 г., Гоголь перечитывает Шекспира и Вальтера Скотта, в произведениях которых находит синтез исторической и философской концепции жизни с определяющим универсальным законом движения, управляющим природной и общественной жизнью. Романтизм Байрона не выпадал из этой исторической концепции, но выделялся обостренным интересом к современности, к проблемам нравственного и политического характера».
[Жилякова Э. М. Гоголь и Байрон (От «Ганца Кюхельгартена» к «Мертвым душам») // Вестник ТГПУ. 2006. № 8. С.13-21.]
27 марта в 12:00 Дом Гоголя и Московский театр «ТриЛика» приглашают детей от 3-х лет и их родителей на спектакль-детектив для самых маленьких по мотивам сказок Энн Хогарт — «Мафин-сыщик»
В начале весны в выставочном зале Дома Гоголя открывается дуэтная выставка известных московских художников Нины Белохвостовой и Юлии Калмыковой