«Гоголь принадлежит к самым загадочным русским писателям и еще мало сделано для его познания. Он загадочнее Достоевского. <...> Гоголь — единственный русский писатель, в котором было чувство магизма, — он художественно передает действие темных, злых магических сил... „Страшная месть“ насыщена таким магизмом. Но в более прикрытых формах есть этот магизм и в «Мертвых душах» и в „Ревизоре“.
У Гоголя было совершенно исключительное по силе чувство зла. <...> Гоголю не дано было увидеть образов добра и художественно передать их. В этом была его трагедия
И он сам испугался своего исключительного видения образов зла и уродства. Но то, что было его духовным калечеством, то породило и всю остроту его художества зла. <...>
Странное и загадочное творчество Гоголя не может быть отнесено к разряду общественной сатиры, изобличающей временные и преходящие пороки и грехи дореформенного русского общества. Мертвые души не имеют обязательной и неразрывной связи с крепостным бытом и ревизор — с дореформенным чиновничеством.
И сейчас после всех реформ и революций Россия полна мертвыми душами и ревизорами, и гоголевские образы не умерли, не отошли в прошлое, как образы Тургенева или Гончарова
Художественные приемы Гоголя, которые менее всего могут быть названы реалистическими и представляют своеобразный эксперимент, расчленяющий и распластовывающий органически-целостную действительность, раскрывают что-то очень существенное для России и для русского человека, какие-то духовные болезни, неизлечимые никакими внешними общественными реформами и революциями. <...>
Гоголь как художник предвосхитил новейшие аналитические течения в искусстве, обнаружившиеся в связи с кризисом искусства. Он предваряет искусство А. Белого и Пикассо. В нем были уже те восприятия действительности, которые привели к кубизму. В художестве его есть уже кубистическое расчленение живого бытия. Гоголь видел уже тех чудовищ, которые позже художественно увидел Пикассо. Но Гоголь ввел в обман, так как прикрыл смехом свое демоническое созерцание. <...> У Гоголя нет человеческих образов, а есть лишь морды и рожи, лишь чудовища, подобные складным чудовищам кубизма. <...> Гоголь не в силах был дать положительных человеческих образов и очень страдал от этого. Он мучительно искал образ человека и не находил его. Со всех сторон обступали его безобразные и нечеловеческие чудовища. В этом была его трагедия. Он верил в человека, искал красоты человека и не находил его в России. <...>
В вечно-гоголевской России переплетается и смешивается трагическое и комическое
Комическое является результатом смешения и подмены. Это смешение и переплетение трагического и комического есть и в русской революции. Она вся основана на смешении и подмене, и потому в ней многое имеет природу комедии. Русская революция есть трагикомедия. Это — финал гоголевской эпопеи».
Бердяев Н. А. Гоголь в русской революции. // Из глyбины. Cбopник cтaтeй o pyccкoй peвoлюции. M., — Пг., 1918.
Лектор: Александр Шамарин, научный сотрудник Дома Гоголя, кандидат филологических наук
В начале весны в выставочном зале Дома Гоголя открывается дуэтная выставка известных московских художников Нины Белохвостовой и Юлии Калмыковой