«Книжная улыбка лета»
О Событии
Русская сатира XIX — начала XX века: от Н. Гоголя до Ильфа и Петрова
Сатира есть нечто иное, как зеркало, представляющее дурные или смешные стороны общества или части общества в данную минуту. Сатира есть обвинительный акт со смешной стороны.
А. К. Толстой
Истоки сатиры лежат в далекой древности. Сатиру можно найти в произведениях санскритской литературы, литературы Китая. В Древней Греции сатира отражала напряженную политическую борьбу (язвительные ямбы Архилоха, сатирическая комедия Аристофана). Как особая литературная форма сатира формируется впервые у римлян, где возникает и самоназвание (лат. satira, от satura- обличительный жанр в древнеримской литературе развлекательно-дидактического характера, сочетающий прозу и стихи). Успехов в ней достигли Гораций, Персий и Ювенал, которые определили её позднейшую форму на все времена.
Сатира (лат. satira — переполненное блюдо, мешанина) — Произведение искусства (чаще — литературы), в котором резко, язвительно обличаются, осмеиваются отрицательные явления действительности...
В разные времена сатира принимала разные формы. Однако, все времена объединяет тот факт, что сатира была активным приемом современников против несправедливости в обществе, пороках человека, несовершенство власти и т.д. Учитывая исконное доверие человека к печатному слову — сатира в литературе являлась и является грозным оружием писателя. Сатира — это акт борьбы идеологической, перенесенной в сферу литературного производства, точнее — акт идеологической борьбы в эстетических формах. Именно поэтому одни из самых значимых и популярных русских писателей XIX — начала XX века одновременно являются сатириками своего времени. Наиболее яркие из них — Н. В. Гоголь, А. П. Чехов, М. М. Зощенко, Ильф и Петров и многие другие.
В 1852 г. после смерти Николая Васильевича Гоголя, Некрасов написал прекрасное стихотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству Гоголя:
Питая ненавистью грудь,уста вооружив сатирой,проходит он тернистый путьс своей карающею лирой
В этих строках, кажется, дано точное определение сатиры Гоголя.
Достоевский замечательно определил серьезность смеха в «Дневнике писателя» за 1877 год:
...юмор есть остроумие глубокого чувства...
Это определение как нельзя лучше подходит к «юмористичным» рассказам Чехова.
Творчество Зощенко не просто юмор, а злободневная сатира, которая оказывается близка и понятна нам в современности.
Говоря о близкой нам сатире, нельзя не вспомнить об Ильфе и Петрове . Сатира этих писателей выросла на традициях отечественной литературы, немыслима без них и в то же время отлична от всего, что ей предшествовало.
Давайте и мы сегодня улыбнемся, заглянув на страницы книг этой выставки. Недаром говорил Джонатан Свифт:
Сатира — род зеркала, в котором каждый, кто глядит в него, обычно обнаруживает лица всех, кроме своего собственного