«Николай Ге: жизнь в поисках истины»

О Событии

190 лет со дня рождения русского художника Н. Н. Ге

Произведение искусства есть самое
высшее произведение  человеческого
духа; оно дает жизнь, оно
совершенствует человека.

Н.Н. Ге

Николай Николаевич Ге  — русский художник-живописец и рисовальщик, мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Иногда он выполнял также скульптурные работы. Николай Николаевич  искал в своем искусстве ответы на «вечные вопросы». Ге предстает как автор не только хрестоматийно известных исторических полотен и портретов, но и новаторских по своей трактовке и пластике картин евангельского цикла.

Современникам живопись художника казалась слишком небрежной, тревожно-эмоциональной, а неожиданность и смелость композиционных решений принималась за ошибку. Он приближался к границе эстетических норм ХIХ века и разрушал их. 

Другая грань восприятия произведений Николая Ге современными ему критиками — объявить многие его работы незаконченными, хотя сам художник считал их завершенными. Современные исследования его  творчества пытаются снять  этот негативный оттенок, осознав новаторство его художественного языка, опередившего свое время. Н. Ге, продолжатель романтической традиции, одновременно стоит у истоков экспрессионизма в русском искусстве. 

Изучая работы художника, были сделаны серьезные научные открытия. Так, под живописным слоем картины «“Что есть истина?” Христос и Пилат»» (1890, ГТГ) была обнаружена другая композиция — «Милосердие» (1879), известная по фотографиям и воспоминаниям.

Николай Николаевич несколько раз круто менял свою жизнь. Его биография могла бы лечь в основу увлекательного фильма-эпопеи с постоянной сменой декораций, настроений, кумиров: французские корни (его дед приехал в Россию в конце XVIII века), рождение в Воронеже, учеба в гимназии и на физико-математическом отделении Университета в Киеве; затем Петербург, Академия Художеств; Италия; вновь Петербург, участие в создании Товарищества передвижных художественных выставок, увлечение русской историей, успех картины «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871, ГТГ); разочарование в собственном творчестве и окружении, отъезд в Черниговскую губернию на хутор Ивановский, занятия сельским хозяйством, забвение художественной общественностью; увлечение личностью Л. Толстого и его учением, «Страстной цикл» картин и новый подъем творчества, возвращение на арену художественной жизни, превращение в кумира художественной молодежи, создание своей «школы» учеников и последователей.

Ге был одним из инициаторов создания Товарищества передвижных художественных выставок. 1870-е годы, когда искусство демократического реализма было на подъеме, не стали для него особенно продуктивными, в отличие от 1880–90-х, когда художник достиг пика творческой и человеческой зрелости. Тем не менее Н. Ге оказывался в эпицентре общественных интересов: его картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871, ГТГ) возбудила волну заинтересованных откликов и жарких споров. 

К евангельской теме Н. Ге обращался в разные периоды творчества. Так называемый «Страстной цикл» (произведения 1884–1894 годов) стал вершиной творчества художника и поныне производит ошеломляющее впечатление, захватывая раскованностью и разнообразием выразительных средств. 

Сегодня представляется важным и интересным по-новому посмотреть на творчество Николая Ге с нашей временнóй дистанции, свободной от идеологических и эстетических ограничений прошлого.

Поделиться
Книги
Яндекс.Метрика