Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»
Книжно-иллюстративная выставка →

«Парадокс о Гоголе»

07.08.2020 09:00

Найти только прежде ключ к своей собственной душе: когда же найдешь, тогда же этим самым ключом отопрешь души всех

Н.В. Гоголь

Главный художественный принцип и одновременно художественный парадокс Гоголя заключается в том, что имя его героя, несет в себе общечеловеческую страсть, по существу грех, который он должен бы, согласно Божественному замыслу, искупить, тем самым и очистившись от этого греха. Между тем происходит прямо противоположное: персонаж во времени и пространстве художественного текста развертывает свой грех.

Признание Гоголя как великого русского писателя долгое время сопровождалось убеждением, будто бы в мировой литературе он не играет  сколько-нибудь значительной роли. С конца XIX в. это мнение пересмотрено и в наши дни решительно опровергнуто, но для него были причины, коренившиеся как в социально-политической судьбе России, так и в особенностях гоголевского творчества.

Источник парадокса Гоголя в том, что он всегда предоставляет возможность двойного прочтения — возможно комического и драматического. Известны слова Гоголя: «Герои мои вовсе не злодеи; прибавь я только одну добрую черту любому из них, читатель бы с ними примирился...»

Гоголя называют самым инновационным писателем XIX века. Его умение раскрывать сложность окружающего мира не подчиняется обычным представлениям.

Необьятное значение творчества Николая Васильевича раскрывалось постепенно. Но парадокс присутствовал всегда. Возможно потому что, сама природа этого писателя была чрезвычайно сложной.

Н. В. Гоголь и его литературное окружение. Восьмые Гоголевские чтения.— М: Фестпартнер, 2009

Сборник издан по материалам Восьмых Гоголевских чтений

Гоголь и время.— Томск: ТГУ, 2005

Сборник научных статей томских филологов посвящен творчеству Николая Васильевича Гоголя

Виноградов Игорь Алексеевич
Страсти по Гоголю. О духовном наследии писателя.— М: Вече, 2018

Каковы скрытые смыслы "Вечеров на хуторе близ Диканьки", "Тараса Бульбы", "Мертвых душ" и других произведений Гоголя?

Мережковский, Дмитрий Сергеевич
Гоголь. Творчество, жизнь и религия.— СПб: Пантеонъ, 1909

Книга о Гоголе Д. С. Мережковского, выросшая из реферата до отдельного исследования, знаменовала собой новый этап развития и становления символистской эстетики

Н. В. Гоголь как герменевтическая проблема.— Екатеринбург: УГУ им А.М. Горького, 2009

В книге исследуется феномен творческой личности Н. В. Гоголя, выявляются основы его художественной антропологии

Манн, Юрий Владимирович
Постигая Гоголя.— М: Аспект Пресс, 2005

Цель книги — постижение Гоголя. В ней анализируется творчество писателя

Большакова Нина Васильевна
Гоголь и среда пребывания.— М: Сказочная дорога, 2016

Жизнь и творчество Н. В. Гоголя, глубоко православного классика отечественной литературы, рассматриваются через среду его пребывания

Феномен Гоголя.— СПб: Петрополис, 2011

В сборнике представлены статьи российских и зарубежных ученых, в которых рассматриваются различные аспекты биографии и творчества Н. В. Гоголя

К списку выставок